Упрощенная система налогообложенияВ связи с возможностью перехода на УСН у субъектов хозяйствования стали возникать вопросы о применении нормативов, определении источников списания расходов и прочих проблемах, вытекающих из права не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую отчетность в объеме, установленном Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими ныне действующими нормативными актами. Согласно п.17 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом Президента от 9.03.2007 № 119 (далее — Положение), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) со ставкой налога 10% и без уплаты НДС (за исключением республиканских унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения и хозобществ, в отношении которых Республика Беларусь может определять решения, принимаемые этими обществами) освобождаются от обязанности ведения бухучета и отчетности и ведут учет в книге доходов и расходов. Действие Закона (согласно ст.1) распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в т.ч. представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), госорганы, не являющиеся юридическими лицами, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством для крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных и религиозных организаций (объединений), потребительских кооперативов (за исключением потребительских обществ), товариществ собственников, хозяйственных групп, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), а также для госорганов, имеющих воинские формирования. Как видим, никакого исключения в сфере своего применения для организаций, применяющих УСН, Закон не содержит. Причем под бухгалтерским учетом понимается система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РБ. Кроме того, ст. 34 Закона от 10.01.2006 № 100-З «О хозяйственных обществах» к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относит утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков хозяйственного общества и распределение прибыли и убытков этого общества при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора) и в установленных настоящим Законом случаях — аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя). Согласно п.199 постановления Минфина от 7.03.2007 № 41 организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Речь идет именно об отчетности, утвержденной данным постановлением. Аудиторское заключение, подготовленное по результатам проведения ежегодной аудиторской проверки хозяйственного общества, вносится на рассмотрение общего собрания участников этого общества при утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли и убытков и распределении его прибыли и убытков (ст.61 Закона № 100-З). В аудиторском заключении согласно ст.16 Закона «Об аудиторской деятельности должно содержаться выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора — индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В связи с приведенными нормами действующего законодательства возникает вопрос: каким образом участники хозяйственного общества или другие заинтересованные пользователи получат достоверную и полную информацию о деятельности организации и ее финансовом положении, если такая организация освобождена от ведения бухгалтерского учета и составления бухотчетности? Ведь ведение только учета, необходимого для исполнения обязанностей налоговых агентов (налогового учета), а также упрощенного учета стоимости чистых активов организации, стоимости паев членов производственного кооператива, учета, необходимого для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд соцзащиты населения, и учета расходов, производимых за счет средств этого Фонда, не является бухгалтерским учетом в смысле Закона, и тем более не даст возможности составления такой отчетности. А значит, при определении суммы чистой прибыли и причитающихся участникам дивидендов или долей в имуществе в случае выхода из общества или его ликвидации будет немало сложностей. Кроме того, субъекты, применяющие УСН, обязаны применять существующий порядок ценообразования, в основу которого положен сегодня затратный метод. Предложенный же в Положении упрощенный учет позволяет определить налоговую базу. Но для формирования цены нужен учет себестоимости. Впрочем, и без этого собственникам организации далеко не безразлично, как формируется прибыль. В любом случае освобождение от обязанности ведения бухучета и отчетности не означает, что его нельзя вести. И если потребуется — это придется сделать. Елена ПАНОВА,аудиторПродолжение темы см. Информбанк раздел «Досье бухгалтера» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как вписаться в рамки законодательства
|
|