Покупателю прибавят уверенностиПредлагаемые нормы затронут импортеров и дилеров, продажу товаров через интернет-магазины, работу гарантийных мастерских. Как отметила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна Бурова, проект разработан в целях дополнительной защиты прав и законных интересов потребителей, он призван решить вопросы, возникшие в ходе правоприменительной практики, а также привести нормы Закона в соответствие с другими законодательными актами. Какие нововведения в этой сфере предлагает правительство? Предусматривается ответственность импортера и дилера (т. е. представителя продавца, изготовителя или импортера) за качество ввезенного иностранного товара. Как подчеркивают разработчики законопроекта, по истечении срока предъявления претензий к продавцу покупатель оказывается фактически бесправным. Ведь иностранный изготовитель, как правило, недоступен либо отказывается удовлетворять требования потребителя в добровольном порядке. С введением этой нормы в действие потребитель сможет требовать от импортера или дилера замены или ремонта некачественного товара. Если же они не смогут выполнить такое требование, то — возврата уплаченных денег. Импортер или дилер обязаны обеспечить не только ремонт и обслуживание ввезенного технически сложного товара, но также выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение 10 лет со дня продажи. Разработчики проекта напоминают, что законодательный опыт введения гражданско-правовой ответственности импортера (дилера) перед потребителем есть и в других странах, например, в 2004 г. соответствующие изменения внесены в Закон РФ «О защите прав потребителей». Помимо этого, предусматривается ответственность гарантийных мастерских за качество и сроки выполнения ремонта. Сегодня на практике при выявлении недостатка товара в гарантийные сроки потребитель, как правило, обращается сразу в ремонтную организацию без предварительного уведомления продавца или изготовителя. Однако если ремонтная организация нарушает сроки ремонта или делает его некачественно, то истребовать с нее неустойку или возмещение убытков практически невозможно. Еще одно новшество касается продажи товаров через интернет-магазины. Закон предлагается дополнить статьей 26 1, согласно которой потребителю еще до заключения договора должна предоставляться следующая информация: о наименовании продавца, номере и сроке действия лицензии на розничную торговлю, о госоргане, который ее выдал, а также сведения об основных потребительских свойствах, цене, сроках годности, хранения, гарантийном сроке, а также о времени, в течение которого действует предложение о заключении договора. Для того, чтобы это требование не нарушалось, вводится следующая норма: если в момент доставки информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи. «Мы ставим задачу защитить потребителя независимо от того, где приобретен товар — в обычном магазине, через Интернет, на основании ознакомления в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах и т. д., — подчеркивает Анна Бурова. — После внесения изменений в Закон покупатель получит больше гарантий защиты». Однако, как отмечают разработчики документа, он призван защитить также и продавцов, которые нередко становятся жертвами т.н. потребительского экстремизма. Чтобы объяснить новый для нашего общества термин, обычно приводят пример, когда человек покупает с целью «посмотреть Европу» тур за 300 или 350 USD, а по приезде требует с турфирмы компенсацию, например, за недостаточно высокое качество питания. Хотя вроде бы должен понимать, что за такие деньги посетить Париж, Брюссель и т. д., да еще и питаться в дорогих ресторанах, невозможно. Или когда покупатель возвращает купленную в магазине электролампочку через несколько дней как неисправную. Поэтому в законопроекте «в целях соблюдения баланса интересов» также уточнен порядок возмещения ущерба потребителю. В частности, он будет обязан предъявить документы, подтверждающие размер заявленных к возмещению убытков, например, дополнительные затраты по транспортировке, сборке или монтажу товара. Также планируется ввести норму, в соответствии с которой уполномоченные госорганы получат право разрешать реализацию продовольственных товаров по истечении сроков их хранения. Естественно, при наличии положительных результатов экспертизы качества. Сегодня по истечении сроков хранения может быть разрешена продажа только непродовольственных товаров. Но, по мнению разработчиков документа, срок хранения отличается от срока годности тем, что его истечение не означает, что товар стал непригоден к использованию. Он может лишь утратить некоторые из заявленных свойств. Настаивают на нецелесообразности существующего запрета также изготовители и поставщики продовольственных товаров, которые уверяют, что в случае отмены запрета права потребителей не будут ущемлены. В документе уточняются требования по исчислению гарантийных сроков на сезонные товары. Так, в случае использования потребителем сезонного товара до наступления соответствующего сезона гарантийные сроки начинают исчисляться с момента начала использования товара, а если этот срок установить невозможно — со дня передачи товара потребителю. Уточняются также сроки удовлетворения требования потребителя о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств за некачественный товар: в течение 7 дней с момента обращения потребителя, а при необходимости проведения экспертизы — 14 дней. При оказании услуг общественного питания потребителю по его требованию должна быть предоставлена информация о составе продуктов, блюд, кулинарных изделий, указанных в меню. Закреплена обязанность по маркировке товаров штриховым идентификационным кодом в предусмотренных законодательством случаях. Очень важно то, что действие Закона распространяется также на взаимоотношения, связанные с долевым строительством многоквартирных жилых домов. В качестве недостатков законопроекта можно отметить то, что он не уменьшает количество отсылочных норм, которых в Законе «О защите прав потребителей» и так немало. Даже добавляет новые: в проекте содержится поручение правительству определить порядок осуществления контроля общественными объединениями потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания. Наверное, более логичным было бы разработать такой порядок и включить его в законопроект. Анна РАДЮК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Подготовлены поправки в Закон «О защите прав потребителей»
|
|