ЛЬГОТЫ: ОТ РАСПЫЛЕНИЯ — К АДРЕСНОСТИ
ЛЬГОТЫ: ОТ РАСПЫЛЕНИЯ — К АДРЕСНОСТИ
В прошлом номере «7 дней»мы уже поднимали тему упорядочения льгот, о которых идет речь в проекте Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Сегодня о том, какие новшества содержит законопроект, рассказывает заместитель начальника главного управления комплексного анализа и координации Министерства труда и социальной защиты Беларуси Вера Сморчкова. — Вера Михайловна, на каких подходах основано упорядочение системы социальных льгот? — Их три. Во-первых, это сохранение основных льгот и гарантий для граждан с особым статусом. Речь идет о людях, которые либо имеют выдающиеся заслуги перед государством, либо ввиду своего физического и социального состояния нуждаются в государственной поддержке (Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Беларуси, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой славы, Отечества, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы независимо от причины инвалидности). Во-вторых, это ограничение объема предоставляемых льгот. И в-третьих, предоставление льгот исключительно самому льготнику, а не членам его семьи. Принимаемые меры позволят упорядочить систему социальных льгот и гарантий, реализовав в ней принципы адресности государственной социальной поддержки. Законодательство о льготах будет приведено в соответствие с экономическими и финансовыми возможностями государства. Будут созданы условия для перераспределения бюджетного финансирования на адресную социальную помощь нуждающимся, государственные программы в сфере охраны материнства и детства, чернобыльские программы. — А насколько льготы ощутимы для государства в целом и для «среднего» белоруса в частности? — Как показывает анализ, льготы не оказывают сколько-нибудь ощутимого влияния на социально-экономическое положение малообеспеченных людей и сокращение уровня бедности, на улучшение демографической обстановки в стране. Это объясняется тем, что они распределяются по формально категориальному признаку, без учета нуждаемости граждан. Предоставление льгот — наиболее затратная и, пожалуй, наименее эффективная форма государственной социальной поддержки населения. При внушительных размерах финансирования сумма льгот и дотаций (включая дотирование предприятиями пользования отдельными видами услуг работниками) составляет менее Br20 тыс. в расчете на одну семью в месяц. — Одним из аргументов в пользу оптимизации льгот является то, что ими, как ни парадоксально, пользуются как раз более обеспеченные люди. А это противоречит принципу социальной справедливости. — Действительно, преобладающая сумма льгот «попадает» более обеспеченной части получателей. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, за 2001—2006 годы на самых малообеспеченных получателей льгот приходилось 17,2% от общей их суммы, а на самых обеспеченных — 22%. В итоге наиболее обеспеченные получили льгот в 1,3 раза больше, чем наименее обеспеченные. Кроме того, при одинаковых правах граждане получают разную величину льгот. Это происходит из-за различий в доступности к льготам — в зависимости от места проживания, развития транспортных коммуникаций, телефонной связи, лекарственного обеспечения, а также от физического состояния и состояния здоровья (физическая неподвижность, противопоказанность санаторно-курортного лечения и т.п.). В проигрыше оказываются сельские жители. Они фактически не реализуют свое право на льготы, поскольку не имеют централизованного отопления и водоснабжения, реже пользуются услугами транспорта, льготами при приобретении лекарств... — Льготы ложатся бременем и на предприятия, поскольку они недополучают прибыль, и на нельготную часть населения. — Чрезмерное распространение льгот — одна из главных причин хронической убыточности организаций пассажирского транспорта, системы жилищно-коммунальных услуг, ряда других сфер. И одновременно — это один из факторов повышения тарифов на эти услуги. А значит, такая ситуация ведет к ущемлению интересов нельготной части населения, среди которой семьи с ограниченными доходами, семьи с детьми. Кроме того, при интенсивном росте тарифов страдает качество потребительских услуг. Хочу отметить, что практика широкого распространения социальных льгот в 1990-е годы во многом была оправдана тем, что до 50% населения находилось за чертой малообеспеченности, и государство вынуждено было оказывать таким гражданам социальную поддержку всевозможными способами. Сегодня ситуация в корне изменилась. С 2001 года наблюдается интенсивный рост доходов населения. За это время зарплата и пенсии выросли в 9 раз, пособия на детей, студенческие стипендии — в 10 раз, реальные доходы населения — в 2,5 раза. Численность малообеспеченных граждан сократилась более чем в 4 раза. Внедрена адресная социальная помощь, развивается система социального обслуживания населения. — Какие виды социальных льгот предполагается «просеять» сквозь сито законопроекта? — По оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования; по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства и услуг связи; по лекарственному обеспечению; по обеспечению некоторыми техническими средствами социальной реабилитации. — Законопроектом предусматривается ввести систему нормирования предоставляемых льгот. В чем суть этой новации? — Льготы будут предоставляться с учетом установленных норм отпуска и потребления жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг, обеспечения лекарственными средствами. Так, отпуск лекарственных средств бесплатно или на льготных условиях будет осуществляться в пределах Перечня основных лекарственных средств. Скидка со стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства может предоставляться не на весь объем потребляемых услуг, а на их определенное количество (например, скидка с платы за техническое обслуживание жилого помещения может распространяться только на 20 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения). Может быть введено ограничение на продолжительность телефонных разговоров, предоставляемых со скидкой. Елена ПРУС, БЕЛТА |
|