БЕЛОРУССКОЕ КИНО: ВЕРНЕТСЯ ЛИ БЫЛАЯ СЛАВА?
БЕЛОРУССКОЕ КИНО: ВЕРНЕТСЯ ЛИ БЫЛАЯ СЛАВА?
Критики сравнивают нынешний «климат» в белорусском кинематог-рафе с изменчивой белорусской погодой: то дождь, то пасмурно. В обществе сложился стереотип, что зарубежный среднестатистический боевичок, третьеразряд-ная комедия лучше, чем картины, которые снимают в последнее время на «Беларусьфильме». А ведь еще лет двадцать-тридцать назад все было иначе — весь мир знал киноленты «Я родом из детства» и «Через кладбище» Виктора Турова, «Возьму твою боль» Михаила Пташука, «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика, а на белорусских сказках «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Питер Пен» выросло не одно поколение детей. Теперь же для отечественного кинематографа настали нелегкие времена. Если раньше продвижением фильмов, их раскруткой занималось государство, то сейчас этот процесс переведен на свободные рельсы. Кино из «идеологического оружия», средства просвещения и обучения превратилось в коммерческий продукт, главная цель которого — получение прибыли. А что привлекает публику? Зрелища, скандалы, спецэффекты. И кинопроизводители начинают подстраиваться под массового зрителя, зачастую забывая об общечеловеческих ценностях. Вот и получается, что спокойные, размеренные, высокоморальные, но «нешокирующие» белорусские картины живут в памяти зрителей всего несколько лет, а потом забываются. Как вернуть былое величие отечественного кинематографа? Кто вдохнет новую жизнь в белорусское кино? Главный режиссер столичного Дома кино Александр Богдан уверен, что будущее за молодыми талантливыми режиссерами и актерами, которым надо лишь помочь «раскрутиться». А для этого нужно, чтобы, как минимум, творчество молодежи знали. — Процессы подготовки кадров, создания фильмов и их распространения разрозненны, — считает он. — Существует три отдельные структуры: Белвидеопрокат, Академия искусств и Национальная киностудия «Беларусьфильм», которые работают сами по себе. Студентам (а среди них, поверьте, есть талантливые люди) сложно показать свои способности — для этого нужна практика, а фильмы нынче снимать дорого. Так, из выпуска 2004 года ребята оказались невостребованными у нас. Вот и получается, что лучшие из лучших — творческая элита — уезжают за границу и реализуют свои идеи там. Для того, чтобы открыть новые имена в кинематографе и привлечь внимание общественности к творчеству молодых авторов, Дом кино совместно с Академией искусств разработали проект «КиноАрт по-белорусски», в рамках которого состоялось уже 2 показа. Среди представленных работ были и фильмы в сюрреалистическом стиле белорусского режиссера Аллы Вольской, выпускницы Академии искусств. С талантливой девушкой мне удалось поговорить о проблемах, с которыми сталкивается кинематографическая молодежь. — Алла, расскажите, все ли в ваших работах получилось так, как хотелось? — Меня всегда интересовала тема существования параллельных миров. Хотелось атмосферу сюрреализма донести до зрителей. На мой взгляд, не все получилось так, как задумывала. Если бы сейчас делала фильм, больше внимания уделила бы разработке характеров героев — в любом сюрреалистическом кино должны быть реальные персонажи, иначе оно станет сухим и неинтересным. — С какими проблемами вам, как молодому режиссеру, приходится сталкиваться? — Сложности разделяются на две категории: материальные и творческие. Одни проблемы возникают от нехватки денежных ресурсов на качественные декорации для фильма, костюмы, спецэффекты, другие связаны с творческими моментами. Например, как добиться от актера, чтобы он хорошо играл и не переигрывал. Сейчас я работаю на киностудии «Беларусьфильм» и на телевидении, делаю документальное кино, которое требует тщательной работы с фактами и, в общем-то, не позволяет вносить какую-то внутреннюю стилистику. И для меня главная задача — совместить авторское, концептуальное кино с реальной жизнью. — Если бы у вас были деньги и возможности, что бы сняли? — Хотела бы экранизировать мое любимое произведение — «Приглашение на казнь» Владимира Набокова, но мне кажется, я еще не готова для такой объемной и сложной работы. Из белорусских писателей мне близки Владимир Короткевич, Василь Быков, но той стилистики, которой я следую, у этих авторов для себя не нахожу. — Что нужно для создания хорошего кино? — Я сама себе не раз задавала этот вопрос. Нужна такая внутренняя свобода, когда не зависишь ни от мнений людей, ни от денег, ни от самого себя. Тогда приходят настоящие эмоции и мысли, энергетика, которая потом перевоплощается в оригинальный сценарий, а затем переносится на пленку. Многие режиссеры исходят из того, что нужно «массам». Но я считаю — это неправильно. Только в состоянии внутренней свободы могут рождаться настоящие произведения, за которые спустя время самому автору будет не стыдно. — Как вы считаете, проект «КиноАрт по-белорусски» благотворно повлияет на развитие молодого отечественного кино? — Этот проект вызывает у режиссеров желание что-то создавать. Правда, иногда наступает такой момент, что начинаешь думать: «А зачем это нужно, когда картины видит лишь ограниченный круг зрителей — родители, друзья и знакомые?». Хочется, чтобы твое творчество оценили и увидели, ведь на создание пусть даже маленького тринадцатиминутного фильма уходит около полугода. А сколько это отнимает душевных сил, денег, времени! — В Минск приезжала известный датский режиссер Соня Вестерхольд. Она отметила, что успех датского кино во многом предопределен концепцией развития творческих личностей, их образованием в Академии киноискусств. Как, на ваш взгляд, нужно обучать творческие кадры в Беларуси? — Был в Москве преподаватель Рум (у него занимался Тарковский). Он вырастил много талантливых и знаменитых кинематографистов. Его ученики сплошь гении, плюс еще и умелые преподаватели. А у нас, к сожалению, как правило, педагоги — люди не практикующие. Кстати, на первом курсе у меня возникла проблема: как работать с актерами? И никто мне подсказать не смог. Своим опытом должны делиться режиссеры, которые снимают кино. И чтобы это было не просто формальное выступление, а совместный труд. Надежда РАДИВОН |
|