Экономия, инициатива и креативЭкономика Беларуси должна стать открытой и привлекательной для частного капитала уже в 2007-2008 гг. Такое требование содержит Директива Президента № 3, подписанная на прошлой неделе. В документе глава государства поручает правительству «активизировать привлечение иностранных инвестиций» и «принять исчерпывающие меры по всестороннему развитию частной инициативы». Такие намерения, разумеется, не самоцель, а средство для ускорения технического переоснащения и модернизации производства «на основе внедрения энерго — и ресурсосберегающих технологий». Правда, распоряжения эти сопровождаются уточнением — «с учетом интересов государства». Директива предписывает госорганам сосредоточиться на реализации «инновационных и инвестиционных проектов, ориентированных на опережающее развитие производств с малой энерго — и материалоемкостью, и развивать сферу услуг. Как фактор обеспечения энергетической, а соответственно и экономической безопасности директива предлагает рассматривать избавление от убыточных госпредприятий (правда, только малых и средних). Перекликаясь с некоторыми ранее принятыми документами (в частности, программой развития регионов), директива обязывает правительство «активизировать продажу в установленном порядке имущественных комплексов неэффективно работающих малых и средних государственных организаций, не завершенных строительством объектов с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозяйственных обществ». Помимо вышеуказанных направлений экономической политики директива предписывает правительству подготовить ряд программных документов: проект уточненной Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости; Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг.; Программы технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств; программы «Торф» и даже программы факультатива для школьников по экономии и бережливости. Документ носит стратегический характер и только указывает направления движения в сторону экономической безопасности страны. Это значит, что результат будет зависеть от того, какие инструменты применит правительство, чтобы заинтересовать субъектов экономических отношений идти в нужную государству сторону. Интересно, кстати, что директива рекомендует правительству привлекать к руководству предприятиями креативных директоров. Одним из главных критериев оценки профессионализма потенциального руководителя должна стать «способность к стратегическому мышлению, принятию нестандартных решений, направленных на повышение эффективности производства, в том числе за счет снижения издержек и экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов», указывается в документе. Текст директивы, однако, не дает оснований говорить о том, что будет сделан «крен» в сторону рыночных механизмов и экономического стимулирования. Показатели, задания по энергосбережению и усиление ответственности за их невыполнение останутся основными инструментами государственного управления. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что к экономии не надо принуждать тогда, когда распоряжаешься собственным имуществом, расходы покрываешь из своего кармана, а сэкономленное — кладешь в этот карман. Больше всего пугает отечественный менеджмент усиление ответственности за невыполнение «энергетических» показателей. Их выполнение станет «важнейшим критерием» оценки работы руководителей. Как именно будут наказывать «за несоблюдение установленных показателей по экономии», станет известно к 1 сентября. К этому сроку правительство должно разработать документ, который определит меры ответственности директоров предприятий и глав госорганов. «Персональная ответственность за выполнение самой директивы возлагается на премьер-министра Сергея Сидорского, руководителей госорганов и иных государственных организаций», указывается в документе. Нормативный акт о поощрениях «моральных и материальных» также должен появиться к 1 сентября. Следить за экономией будет специально созданная республиканская межведомственная комиссия (должна появиться к 1 августа), ее отраслевые и региональные аналоги. Также документ предписывает создать «институт внештатных инспекторов по надзору за эффективным использованием ресурсов». В директиве прописаны ранее называвшиеся в разных программных документах параметры достижения энергетической безопасности, к которым мы будем стремиться. Так, энергоемкость ВВП к 2010 г. должна снизиться не менее чем на 31%, в 2015 — на 50%, 2020 г. — 60%. К 2012 г. 25% электрической и тепловой энергии должно вырабатываться за счет местных видов топлива, вторресурсов и альтернативных источников энергии. С 2020 г. импорт из одной страны поставщика не должен превышать 65%. Необходимость в директиве возникла не только потому, что выросли цены на энергоносители. Разработчики документа признают, что энергоемкость нашего ВВП в 1,5-2 раза выше, чем в развитых государствах с аналогичными климатическими условиями и структурой экономики; что в стране не создана «целостная система экономии материальных ресурсов»; «не изжиты бесхозяйственность и расточительство»; руководители организаций не стремятся к экономии и рациональному использованию ресурсов. Валентина ВЕШТОРТ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Определены главные факторы экономической безопасности
|
|