Услуги бытовые - в районы молодые
Услуги бытовые - в районы молодые
Как развивается сфера бытовых услуг в столице? Насколько легко и быстро можно сегодня отремонтировать автомобиль, почистить одежду, сделать прическу? Какие виды услуг наиболее востребованы, и от чего зависит их стоимость? На эти и другие вопросы во время прямой линии, которую провели газета «Минский курьер» и «Радио-Минск» (92,4 FM), ответил начальник управления бытового обслуживания населения Мингорисполкома Александр Ковшер Ольга БЕРЕСНЕВА - Сфера бытового обслуживания населения столицы развивается динамично, ежегодно наращивая объемы оказанных услуг. Сегодня в Минске бытовым обслуживанием населения занимаются более 2.800 субъектов хозяйствования. Сеть структурных подразделений насчитывает больше 3.700 объектов. В былые времена существовали нормативы обеспеченности предприятиями службы быта из расчета на 1.000 жителей. Сегодня аналогичные нормативы предусмотрены в перечне государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, утвержденном правительством страны. В нашем городе выполняется социальный стандарт по всем видам услуг, а по таким, например, как ремонт швейных изделий, мебели, химчистка и услуги парикмахерских, он перевыполнен в 2-3 раза. Корр.: Какие виды бытовых услуг наиболее востребованы у минчан? - За январь-май нынешнего года объем реализованных бытовых услуг в столице вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 процентов. Всего столичным потребителям оказано услуг на сумму свыше 166 миллиардов рублей. Минчане в два-три раза чаще обращаются в службу быта, чем жители других регионов страны. Наиболее востребованы ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, изготовление мебели, ремонт обуви и услуги парикмахерских. Все меньше в городе становится ателье по пошиву и ремонту трикотажных изделий. Объяснение тому простое - торговля насыщена швейно-трикотажной продукцией на любой вкус и кошелек, поэтому люди предпочитают покупать готовые вещи. То же происходит и с прачечными - все больше семей приобретают стиральные машины. Снизился спрос и на услуги проката. В структуре службы быта наибольший удельный вес занимают услуги по ремонту и техобслуживанию автотранспорта - 43,6 процента, парикмахерские - 12,1 процента. Негосударственные организации выполняют 87,3 процента объема всех услуг города. - Добрый день, Александр Павлович, меня зовут Игорь. Подскажите, где можно качественно покрасить дубленку? Очень боюсь, чтобы не испортили. Вещь дорогая…. - Вы можете обратиться в любое из предприятий химчистки. Вот лишь несколько адресов: проспект Победителей, 41, улицы Кульман, 5, Янки Лучины, 64, переулок Ольшевского, 3. Сделают качественно и быстро. Всю подробную информацию о любых видах бытовых услуг, в том числе чистке и окраске меховых изделий, вы можете получить, позвонив в информационную справочную службу быта по телефону 167. - А если все же испортят? - Если это произойдет по вине предприятия, то в соответствии с законом о защите прав потребителей вам будет выплачена компенсация. - Здравствуйте, беспокоит вас Наташа, автомобилист со стажем. Замечаю, что в последнее время в городе не хватает СТО. Особенно весной и осенью, когда нужно «переобуть» автомобиль, приходится подолгу стоять в очередях в пунктах шиномонтажа. Скажите, есть ли какие-то нормативы по обеспечению населения станциями техобслуживания? Сколько их должно быть в Минске? - Только 12 видов бытовых услуг относятся к социально значимым, ремонт автомобилей в этот перечень не входит. Мы понимаем, что столичный автопарк постоянно растет и услуги СТО нынче очень востребованы. Крупные современные станции технического обслуживания постепенно появляются в городе. - Но вы как-то можете повлиять на то, чтобы их стало больше? - Конечно, наше управление способствует открытию новых станций. Но здесь главная сложность - подыскать помещение. В центре города их очень мало. Чтобы открыть станцию техобслуживания, необходимо купить на аукционе участок земли с правом строительства на нем СТО. Мы будем вносить предложения в соответствующие службы города по строительству и организации СТО в разных районах города. Корр.: Александр Павлович, на ваш взгляд, каких предприятий службы быта в городе не хватает? - Мастерских по ремонту теле- и радиоаппаратуры в Октябрьском, Первомайском, Советском, Фрунзенском и Партизанском районах; ателье по ремонту бытовой техники в Октябрьском районе; приемных пунктов прачечных в Заводском. Корр.: Что изменилось в сфере бытового обслуживания в этом году: появились ли новые виды услуг и новые объекты? - С начала года в Минске открылось свыше 100 объектов бытового обслуживания, в том числе 16 парикмахерских, 12 мастерских по ремонту одежды, 5 мастерских по ремонту теле- и аудиоаппаратуры, 2 приемных пункта химчистки, 2 прачечные, 10 пунктов по ремонту металлоизделий и другие. Однако значительного прироста сети, как, например, в конце 1990-х, когда за год появлялось по 300-500 объектов, сейчас не происходит. Рынок услуг насыщен, а порой и перенасыщен. Поэтому предприниматель, решивший заняться оказанием бытовых услуг, должен быть искусным маркетологом, чтобы привлечь клиентов. С появлением современных технологий, оборудования и материалов предприятия бытового обслуживания ежегодно внедряют не менее 10 видов новых услуг. Так, в этом году на предприятиях города организовано оказание фотоуслуг через Интернет с последующей доставкой фотографий на дом, химчистка в углеводородной среде, полировка изделий из натурального и искусственного меха, в парикмахерских - наращивание волос... - Здравствуйте, меня зовут Ольга. Раньше я регулярно пользовалась услугами салонов проката. Нередко там предлагали вещи, прямо скажем, сильно изношенные. Скажите, есть ли какие-то нормы, сколько вещь должна служить в прокате? И зависит ли стоимость проката от степени износа? - Вы имеете право требовать, чтобы в салоне проката предоставили качественную исправную вещь. Если же вещь вышла из строя, она не должна быть в салоне, ее списывают или отправляют на склад. - Я бы хотела взять напрокат роликовые коньки для детей… - Сегодня ателье проката располагают 300 парами роликовых коньков. Как раз в нынешнем году закуплено еще около 50 пар для своего пункта, который расположен на лыже-роллерной трассе в Веснянке. Кроме того, в этом году планируется приобрести еще одну партию роликовых коньков, которые будут распределены по пунктам проката города. Корр.: Сколько сейчас всего пунктов проката в столице? Каков их ассортимент? - В Минске оказывают услуги более 300 подобных объектов, из которых почти 60 процентов приходится на салоны проката аудио-, видеопродукции и компьютерной техники и 20 процентов - на пункты проката свадебных и вечерних платьев. Оставшиеся 20 процентов - это ателье проката предметов бытового назначения: холодильников, телевизоров, стиральных машин, пылесосов, колясок, спортивного и туристического инвентаря… Сейчас все большую популярность приобретают услуги по прокату автомобилей, автоприцепов и автобагажников. Весной и летом в зонах отдыха горожанам напрокат сдают лодки и катамараны, роликовые коньки, зимой - коньки, санки, лыжи. Прокатный фонд используется достаточно эффективно, предметы проката сегодня востребованы на 85-90 процентов. Корр.: Александр Павлович, известно, что наряду с крупными комбинатами бытового обслуживания в городе планируется строить и мини-дома быта - их называют «мультисервисы». Где и когда они появятся? - Еще два года назад возникла идея построить в Минске сеть мини-домов быта, которые предоставляли бы необходимый минимум самых востребованных бытовых услуг. Мы разработали эскизные проекты таких мини-домов быта. Наметили семь свободных площадок. Надеемся, что они будут выставлены на аукцион с правом аренды. К слову, в строящихся микрорайонах управление капитального строительства Мингорисполкома возводит жилые дома, в которых предусмотрено размещение объектов бытового обслуживания. Например, в ближайшие годы в Дружбе-1, 2 и 3 планируется построить семь объектов службы быта, в Михалово и Лошице - по четыре, в Каменной Горке - один, в Масюковщине - шесть. - Добрый день, звонит Светлана Ивановна. Скоро перееду в новую квартиру в районе Красный Бор. Меня интересует, как там обстоят дела с бытовыми услугами? - Через год-другой на улице Скрипникова появится блок бытового обслуживания с полным набором услуг. Там разместятся фотоателье, парикмахерская, салон проката, мастерская по ремонту мебели, сауна... А пока все бытовые услуги вы можете получить в соседних микрорайонах, например, в Сухарево-1, 2, 3. Банный день в большом городе - Здравствуйте, Лилия Петровна беспокоит. Я живу неподалеку от бани № 11, что на улице Нестерова. Скажите, пожалуйста, когда там будет пар? - Думаю, в ближайшие дни. Там проводят замену газового оборудования, поэтому парные отделения закрыты. Работы завершаются, вскоре баня будет работать, как и прежде. Корр.: Еще один вопрос на «банную» тему поступил от читателя «Минского курьера» Виктора Андреевича Коваля и посетителей бани № 3, расположенной на улице Фабричной, 20а. По словам Виктора Андреевича, эта баня пользуется популярностью у минчан. Но сейчас вместо двух отделений действует только одно, по графику один день «мужской», другой - «женский». Читатель просит возобновить работу второго отделения. Кроме того, он волнуется, что баню вообще закроют. По слухам, на ее месте планируют построить автостоянку. - Начну с последнего: слухи безосновательны, никто баню закрывать не собирается. Что касается «мужского» и «женского» отделений, то здесь читатель не совсем прав. Изменения в работе бани произошли не сейчас, а еще в 1994 году. Тогда по решению Мингорисполкома в помещении 3-й бани был открыт другой объект (для проведения санитарной обработки лиц без определенного места жительства). После того как забрали часть площадей, банное отделение обслуживало только мужчин. Естественно, женщины начали жаловаться. Вот тогда и ввели такой график работы: один день баня работает для женщин, и три дня - для мужчин. Так что мы не считаем, что мужчин сильно обидели. А вернуть оба отделения не получится. Корр.: Постоянная слушательница «Радио-Минск» Алла Ивановна обеспокоена изменением графика работы бани на улице Украинской. Раньше она открывалась в 8 утра, а сейчас действует только во второй половине дня. Алла Ивановна спрашивает, чем продиктовано такое решение, ведь летом в квартирах отключают горячую воду, а тут и в баню не попасть. - Я часто езжу с проверками по городским баням, нигде особых очередей не замечал. Да, бывают очереди в кассу, но не такие уж большие. У нас ни одна баня не загружена полностью, в основном лишь на 50-55 процентов. В управление как раз звонил посетитель бани, что на улице Украинской, с жалобой на то, что ее перевели на летний режим. Я пообещал, что разберусь. Вместе с директором этой бани мы изучили ее загрузку и приняли решение: в субботу и воскресенье баня будет работать целый день. - Добрый день, меня зовут Александр. Скажите, на каком основании цены на услуги бань постоянно растут? - Повышение стоимости связано с ростом тарифов на энергоносители и воду. Но цены на услуги городских бань разные. Каждый горожанин может сделать выбор в зависимости от размеров кошелька. Существуют и скидки для определенных категорий граждан. Например, накануне Дня Победы и Дня Независимости в некоторых банях ветеранов обслуживают бесплатно. Кроме того, в УП «Городские бани» предусмотрены скидки на посещение общих отделений: 40 процентов - для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств, 20 процентов - для инвалидов 1-й и 2-й групп и 10 процентов - для малообеспеченных граждан. Должен отметить, что цены на услуги бань и так достаточно низкие, они не покрывают всех затрат. - Планируется ли модернизация старых бань? - С 1 июля будет закрыта на реконструкцию одна из старейших в городе бань - на улице Марьевской, 5. Планируется капитальный ремонт бань на улицах Богдана Хмельницкого, 12, Кабушкина, 86 и Декабристов, 29а. Баня на Декабристов после реконструкции превратится в банный комплекс с русской, финской и турецкой парилками, бассейнами, спортзалами. Там будут оказывать и другие бытовые услуги. Корр.: Александр Павлович, по-вашему, хватает ли бань в городе? Будут ли строиться новые банно-оздоровительные комплексы и где? - Сегодня в Минске банные услуги в комплексе с оздоровительными предоставляют больше сотни предприятий. 14 из них принадлежат УП «Городские бани». Строятся и новые. Вот-вот откроет двери оборудованный по последнему слову техники комплекс в микрорайоне Сухарево-6. Планируется построить за счет бюджета банно-оздоровительные комплексы в Шабанах, Соснах, в бывших деревнях Кунцевщина и Цна. Кроме того, за счет привлеченных инвестиций будут возведены бани в Лошице, Степянке, Уручье, разрабатывается проектно-сметная документация на строительство банно-оздоровительного комплекса на улице Леси Украинки в районе Веснянка. - Здравствуйте. В «МК» много писали о скульптуре Веселый Вася, которая была установлена возле бани № 7. Если не ошибаюсь, ее обещали вернуть, но до сих пор мы ее не видим… - Мы и сами очень ждем возвращения скульптуры «Заядлый парильщик» на прежнее место. Надеемся, это произойдет скоро. - Добрый день. Меня зовут Елена, я живу в районе Серебрянка. У нас в ФОКе есть и баня, и бассейн. Но все это достаточно дорого. К тому же, там всегда очень много людей. Может быть, планируется построить в нашем районе еще одну баню? - В ФОКе «Серебрянка» достаточно большое общее отделение - на 76 мест, отделение с выходом в бассейн - на 33 места. Кроме того, неподалеку есть и другие бани: на улицах Трудовой, Кабушкина, Украинской. Пока строительство еще одной бани в Серебрянке не планируется. Зато в будущем предполагается возвести банно-оздоровительный комплекс на улице Янки Лучины, что в районе Лошица. Еще идут старинные часы Корр.: Скажите, а какие виды услуг са мые редкие в столице? - Есть отдельные виды, на которые спрос эпизодический. Это, например, ремонт раскладушек, хозяйственных сумок и чемоданов на колесиках, дачных тележек, детских колясок, пряжа шерсти, пайка и лужение металлической посуды, гофрировка и плиссировка тканей. Редко обращаются горожане с просьбой заточить пилу-ножовку. Почти не востребован ремонт старой аудио- и фототехники. Корр.: В городе в последнее время стало меньше точек и по ремонту часов. - Потому что эта услуга пользуется все меньшим спросом. Сегодня проще купить новые часы, чем чинить старые. Конечно, часовых мастерских сегодня уже не столько, как например, еще 15 лет назад, но по стандартам их хватает. - Добрый день, меня зовут Надежда Михайловна. Я - индивидуальный предприниматель, хочу поработать в сфере бытового обслуживания. Что бы вы мне посоветовали? Где лучше дело идет? - Каким видом услуг заниматься, зависит от ваших финансовых возможностей. Если хотите открыть химчистку, понадобятся большие средства, так как оборудование очень дорогое. А вот парикмахерскую на одно рабочее место - намного дешевле. Чтобы открыть свое дело, необходимо помещение. А для этого нужно принять участие в аукционе, проводимом Минским городским территориальным фондом государственного имущества. Участвуйте в аукционе на право аренды, выигрывайте и занимайтесь делом, которое вам по душе. Корр.: Александр Павлович, сегодня на разных предприятиях бытового обслуживания цены на одни и те же услуги разные. Кто и как контролирует цены в сфере бытовых услуг? - Их контролируют наше управление и управление ценовой политики Мингорисполкома. Предприятия формируют цены самостоятельно, исходя из затрат и уровня рентабельности. Исключение составляют социально значимые услуги и услуги организаций, занимающих доминирующее положение на рынке (например, ЗАО «Вилия», ОАО «Восход»). Для них установлен предельный уровень рентабельности - 30 и 25 процентов соответственно. К социально значимым относятся услуги парикмахерских (кроме салонов и салонов люкс), бань и душевых, ритуальные (в пределах минимума похоронного ритуала), прачечных, химчисток, ремонта обуви, фото на документы. При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог, цены на услуги формируют исходя из спроса и предложения. Поэтому в городе и наблюдается различный уровень цен на одинаковые услуги. К примеру, сравним цены на ремонт обуви. На 1 июня стоимость работ по замене набойки из полиуретана в мастерских города различается более чем в 3,5 раза - от 2.430 рублей до 8.390. Или услуги парикмахерских. Так называемый комплекс в женском зале, включающий стрижку, укладку, мытье волос, в парикмахерской «Восхода» стоит от 8.200 до 26.400 рублей, а, например, в салоне на улице Козлова - 135.000 рублей. Постановлением Совмина утвержден предельный индекс повышения отпускных цен на услуги в месяц - на сегодня это 0,5 процента. Бывают отдельные случаи, когда предприятие работает убыточно и представляет в наше управление экономическое обоснование того, что не может выжить без повышения цен. С января по апрель нынешнего года, по данным Минского городского управления статистики, цены на бытовые услуги в городе выросли на 4,8 процента по сравнению с декабрем прошлого года. Но при этом на ряд услуг цены вообще не повышались либо были снижены. Это ремонт холодильников, телевизоров, мебели, услуги фотоателье… И, напротив, сверх предельного индекса возросли цены на ремонт и техническое обслуживание автомобилей - на 8,5 процента, услуги прачечных - на 3,3 процента, услуги бань и душевых - на 13,6 процента, парикмахерские услуги - на 11,4 процента. Хочу пожаловаться! - Вас беспокоит Ирина Яковлевна. Хочу пожаловаться на качество обслуживания в мастерской по ремонту обуви на улице Плеханова, 97/2. Я принесла обувь с просьбой приклеить подошву. Поскольку проблема была только в одной туфле, пару с собой не брала. Мастер объяснил, что приклеить подошву нельзя, можно только прошить. При этом пару принести не просил. В итоге коричневую подошву небрежно прошили светлыми нитками. Таким образом, у меня оказались две совершенно разные туфли. В ответ на мои претензии мне нагрубили. Я обратилась в управление бытового обслуживания. Специалисты управления позвонили в мастерскую, но там ответили, что исправить уже ничего нельзя, разве что прошить бесплатно вторую туфлю. Но мне обидно, что за свои деньги я получила не то, что хотела. - Конечно, это вина мастерской. Вам должны были подсказать, чтобы вы принесли вторую туфлю, и прошить обе одинаково. Это неприятно. Извините, пожалуйста. Оставьте свои координаты, мы постараемся разобраться в вашей ситуации. - Здравствуйте, меня зовут Валентина Ивановна, я пенсионерка. Несколько месяцев назад я отправилась в парикмахерскую, где есть скидка для пенсионеров. Кроме горького разочарования, поход ничего не оставил. Меня подстригли очень плохо. Когда я возмутилась, услышала в ответ: «А что вы хотели за такую цену? Вот если бы вы подстриглись за 40 тысяч, а не за пять…» Я понимаю, что модельная стрижка стоит дорого, но ведь можно было подстричь хотя бы ровно. А так мне пришлось два месяца растить волосы, чтобы обратиться в другую парикмахерскую. - А что это за парикмахерская? - Название у нее громкое - «Бриллиант». - Скажите, а вы не оставили свой отзыв в книге жалоб и предложений? - Нет. Я не люблю скандалов: заплатила деньги и ушла. Но теперь ни я, ни мои знакомые туда никогда не обратятся. - Извините за «Бриллиант», который оказался далеко не блестящим. Мы обязательно разберемся и примем меры. Корр.: Александр Павлович, с какими нареканиями чаще всего сталкиваются работники управления? На что жалуются горожане? - Чаще всего негативные отзывы поступают о качестве услуг и нарушении сроков исполнения заказов. Иногда люди оставляют свои предложения и пожелания по улучшению организации обслуживания. За пять месяцев нынешнего года в наше управление поступило 38 жалоб - это на 16 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все обращения мы обязательно рассматриваем, при возникновении конфликта выезжаем на объекты, разбираемся, улаживаем споры. Потому что главное для нас - удовлетворить требования потребителя. К слову, с любыми жалобами и предложениями всегда можно обратиться в управление по телефону 227-21-60. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как развивается сфера бытовых услуг в столице? Насколько легко и быстро можно сегодня отремонтировать автомобиль, почистить одежду, сделать прическу?
|
|