Межрайонные регистрационно-экзаменационные отделения - сокращенно МРЭО. В чем заключается их повседневная служебная деятельность, понятно из названия этих структурных подразделений Госавтоинспекции. Сотрудники МРЭО ставят на учет и снимают с учета транспортные средства, выдают справки и другие документы, касающиеся транспорта. Быть или не быть курсанту, завершившему обучение в автошколе, водителем - это тоже прерогатива МРЭО.
В силу специфики работы именно МРЭО являются первой инстанцией ГАИ, с которой приходится иметь дело гражданам нашей республики, решившим стать участниками дорожного движения в качестве не только пешеходов, но и водителей. И в дальнейшем у граждан периодически появляется необходимость обращаться в МРЭО для решения вопросов, связанных с регистрацией автотранспорта, получением различных справок. Нередко эти вопросы оказываются не такими простыми, как представляется на первый взгляд, поэтому от профессионализма работников МРЭО, их вежливого и внимательного отношения, умения вникнуть в проблему конкретного посетителя и быстро ее решить в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами в немалой степени зависит формирование общественного мнения о Госавтоинспекции. Действия ГАИ должны быть понимаемы гражданами. Об этом в своем вступительном слове к собравшимся на обучающий семинар-совещание сотрудников регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ Минской области, осуществляющих работу с обращениями граждан на основе заявительного принципа "одно окно", напомнил заместитель начальника УВД Миноблисполкома С.В.Шутов. Семинар, в котором принимали участие начальники, инженеры и инспекторы всех РЭП Минской области, состоялся 18 июня 2007 года на базе МРЭО ГАИ Слуцкого РОВД.
Предыдущее подобное совещание проводилось в Минске 26 февраля - казалось бы, совсем недавно. Но жизнь не стоит на месте, и изменения, случившиеся в прошедший период, привели к появлению в работе МРЭО новых, требующих обсуждения и разъяснения вопросов.
Неслучайно, что после проведенного заместителем начальника УГАИ УВД Миноблисполкома М.А.Акуличем подведения итогов работы регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ Минской области за 5 месяцев нынешнего года и анализа основных характерных недостатков, выявленных при проверках деятельности МРЭО области, первым пунктом в плане семинара-совещания значилось рассмотрение перечня документов, необходимых для регистрации транспортных средств, приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также особенности выдачи знаков "тип 13" на транспортные средства, используемые для выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении, и автомобили-такси.
Что касается автомобилей-такси, то вопрос возник в отношении регистрации и выдачи номерных знаков специального образца на автомобили 1997 года выпуска, которые в ближайшем будущем работать в качестве таксомоторов уже не смогут. Сотрудники МРЭО обязаны принимать такие машины для регистрации, но предупреждать владельцев, что в следующем году лицензионная карточка продлеваться не будет. Попутно, поскольку в соответствующих нормативных документах это специально не оговаривается, потребовалось разъяснение, что делать впоследствии с номерными знаками автомобилей-такси и надо ли их изымать, когда подойдет к концу срок эксплуатации автомобиля в качестве такси. Судя по всему, знаки изыматься не будут.
Позиция и регистрационные действия МРЭО в отношении маршрутных такси будут зависеть от того, изменяется ли собственник и исчерпана ли лицензия. В порядке исключения, если "маршрутка" в свое время была зарегистрирована по ранее действовавшим правилам, а собственник не меняется и лицензия не исчерпана, требования по ее переоборудованию в строгом соответствии с ныне действующими нормами предъявляться не будут. Во всех остальных случаях какие-либо послабления не предусматриваются.
Разумеется, всплыл на совещании и вопрос о тонированных стеклах на вновь регистрируемых транспортных средствах. Нет, никаких изменений не предвидится. Просто участников совещания проинформировали о том, что неделю назад был выявлен случай представления поддельного протокола органа сертификации и метрологии о соответствии стекол одного из регистрируемых автомобилей нормам по светопропусканию. В этой связи сотрудникам МРЭО предложено более внимательно проверять сопроводительные документы регистрируемых машин.
Особый интерес у участников семинара вызвало выступление приглашенного специалиста - заведующего сектором безопасности движения на транспорте БелНИИТ "Транстехника" А.Г.Павловского. Как известно, эта организация занимается сертификаций автошкол, выдачей разрешительных документов на их деятельность и отзывом этих документов. Со своей стороны сотрудники МРЭО не только экзаменуют курсантов автошкол при получении ими водительских удостоверений, но и обязаны осуществлять контроль за учебным процессом в автоучебных организациях. Но каковы рамки компетенции МРЭО и какие меры по повышению качества обучения в автошколах могут предпринимать сотрудники Госавтоинспекции? Эти вопросы, а также взаимодействие "Транстехники" и ГАИ в пределах оговоренной темы были подробно рассмотрены в ходе семинара.
Еще одним пунктом повестки дня совещания был контроль за корректностью вносимых в базу ЕС ПТК "ГАИ центр" данных и методы выявления ошибок. Этой базой данных кроме сотрудников ГАИ пользуются милиция, налоговая инспекция и другие государственные организации, поэтому обеспечение достоверности информации по снятию с учета и постановке на учет автомобилей является насущной задачей МРЭО.
Возник вопрос о регистрации транспортных средств, приобретенных гражданами в кредит. При покупке автомобиля таким способом оформляется договор о залоге с банком, предоставляющим кредит, а снятие с залога - процедура, обычным гражданам незнакомая. Покупатель полагает, что если он полностью выполнил кредитные обязательства, то машина окончательно принадлежит ему, что при наличии незакрытого договора о залоге не соответствует действительности. На совещании сотрудникам МРЭО предложено разъяснять гражданам ситуацию и помогать снимать автомобиль с залога.
Кроме того, на семинаре-совещании в Слуцке рассматривались недостатки, выявленные УГАИ МВД Республики Беларусь в ходе служебных проверок деятельности РЭП ГАИ УВД Гродненского и Брестского облисполкомов, вопросы исполнения служебной дисциплины и законности при осуществлении сотрудниками РЭП ГАИ своих полномочий. И главное - изучались требования директивы N2 и указов Президента Республики Беларусь, касающихся дебюрократизации государственного аппарата и работы по принципу одного окна, проекта изменений и дополнений в президентский указ N152. Как сказал заместитель начальника УВД Миноблисполкома С.В.Шутов, если в работе МРЭО допускается длительное ожидание гражданами решения своих вопросов, то даже другие заслуги не позволяют признать такую работу соответствующей требованиям времени. А успехи в деле дебюрократизации не есть что-то трудно осуществимое, и пример Слуцкого МРЭО, сотрудникам которого удалось справиться с таким явлением, как очереди посетителей, тому подтверждение.
Сергей БОЯРСКИХ. Фото автора.
Заместитель начальника УГАИ УВД Миноблисполкома М.А.АКУЛИЧ:
- Обучающий семинар-совещание - мероприятие не разовое, а плановое. Оно проводится по поручению Совета Министров во исполнение директивы Президента Республики Беларусь N2 от 27 декабря 2006 года. Каждый квартал мы собираемся и обсуждаем злободневные вопросы, которые встают перед нами. Приглашаем компетентных специалистов из других организаций. На этот раз на семинаре был представитель БелНИИТ "Транстехника". Семинар должен проводиться на базе маяковых служб подразделений УГАИ. На территории Минской области имеется пять межрайонных регистрационно-экзаменационных отделений - в Слуцке, Солигорске, Молодечно, Столбцах, Борисове, а также есть отдел, обслуживающий Минский, Логойский, Червенский, Пуховичский и Березинский районы, и межрайонный экзаменационный отдел. Два последних подразделения находятся в Минске. Слуцкое МРЭО избрано местом проведения потому, что на сегодняшний день это подразделение и по оснащению, и по организации работы с гражданами действительно является образцом.
Начальник МРЭО ГАИ Слуцкого РОВД Н.В.КЛИШЕВСКИЙ:
- Отрадно, конечно, что наше МРЭО признано маяковым в плане оборудования здания и территории, технического оснащения служебных помещений. Все это делает нашу работу эффективной. Правда, в отличие от других МРЭО Минской области мы обслуживаем жителей только трех районов - Слуцкого, Стародорожского и Копыльского. Но думаю, что такая нагрузка является оптимальной, потому что она позволяет качественно и быстро работать с гражданами. Очередей практически нет даже в первой половине дня, когда наблюдается максимальный наплыв посетителей. Все они до обеда успевают снять автомобиль с учета или поставить на учет, получить необходимые документы. А во второй половине дня, когда основной пик обращений прошел, на все административные процедуры уходит и вовсе не больше часа времени.
Заведующий сектором безопасности движения на транспорте БелНИИТ "Транстехника" А.Г.ПАВЛОВСКИЙ:
- Встреча получилась интересная, деловая, конструктивная. Мы сами планируем проводить такие же занятия и приглашать работников ГАИ к нам. Работаем вместе, делаем одно дело. Вопрос повышения безопасности дорожного движения надо решать всем миром, с участием всех заинтересованных сторон. Поэтому с удовольствием откликнулся на приглашение ГАИ области принять участие в работе семинара, выступить с докладом и ответить на вопросы сотрудников МРЭО о контроле за работой организаций, готовящих будущих водителей. А таких вопросов накопилось немало.