ДЕВОЧКА ИЛИ МАЛЬЧИК?
ДЕВОЧКА ИЛИ МАЛЬЧИК?
Обеспокоенность состоянием демографи-ческой ситуации сегодня высказывается на самом высоком уровне. Что поделать, наше общество стремительно стареет, и через несколько десятилетий перед государством вполне может встать вопрос: как сохранить социальные достижения, если количество неработающих граждан превысит численность трудоспособ-ного населения? Между тем молодые люди сегодня не спешат обзаводиться наследниками и тем более пополнять ряды многодетных семей. Почему? Надо полагать, причин много, и отчасти размышлениям на эту тему способствуют походы по городским универмагам в поисках простейших детских вещей: ночной сорочки, фланелевого халатика, ситцевого летнего платьица… И в самом деле, в чем ходить по дому пятилетней девочке, если не в халате? В спортивном костюме? Но они сплошь и рядом с добавлением синтетики, а в квартирах минувшей зимой было очень тепло. Кроме того, зачем пережимать тельце ребенка лишними резинками? К сожалению, купить обыкновенный хлопчатобумажный халат нереально, даже если обойти все крупные универмаги Минска и заглянуть в «Детский мир». В продаже бывают махровые, но состав подобных изделий далек от «натуральности»: 30 процентов вискозы и 70 процентов полиэстера. Что, «с тканью в стране напряженка?» — поневоле хочется переиначить знаменитую фразу из кинофильма. Но на прилавках фланели предостаточно: белорусского и российского производства, любых расцветок. А вот изделий из нее нет и, похоже, не предвидится! «Покупайте вельветовые платьица, — доброжелательно советуют продавцы. — На рост 116 сантиметров они еще (!) бывают». А если дочери уже переросли этот рубеж? Покупать брюки на все случаи жизни? С приходом лета обнаружился еще один дефицит — ситцевых платьев. Их нет! Простеньких, из тех самых барановичских бязи и ситца, которых полно в магазинах. Прострочить пару швов, пусть без рукавов и карманов, отечественному производителю не по силам. В то время как китайские предприниматели из яркого тонкого ситца шьют платьица с плиссировкой и кружевами, воланами и бантами и, включая транспортировку и прибыли торговли, отдают всего за 12 тысяч. Белорусские же предприятия упорно приучают нас к мысли о том, что детские вещи весьма трудоемки в изготовлении, соответственно, невыгодны для производителей и просто не могут стоить дешевле взрослых аналогов. Так ли это на самом деле? Нет, не так, считает Анастасия Гальцова, единственная из белорусок вот уже во второй раз ставшая призером конкурса для портних-непрофессионалов, проводимого всемирно известным журналом для рукодельниц («Бурда Моден»). На взгляд Насти, обрабатывать швы в детских вещах ничуть не сложнее, чем в изделиях для взрослых, а ткани при этом расходуется гораздо меньше. Факт, в общем-то, очевидный, но упорно не находящий признания у легкой промышленности. А потому сегодня в наших магазинах без проблем можно купить разве что «бальные» платья, сшитые из синтетических тканей и обильно украшенные всевозможными оборками, пришитыми «абы как» и отрывающимися при малейшем движении ребенка. Странная ситуация складывается даже с ночными сорочками. Судя по всему, кто-то решил, что они должны входить в гардероб исключительно взрослых теть. Раздобыть ночнушку детского размера могут только самые настойчивые, неоднократно и целенаправленно посещающие магазины мамы. Приобрести другие виды бельишка, всевозможные трусики-маечки, теоретически можно без проблем. На практике же при виде стоимости данных изделий вас «задушит жаба»: футболки с неопознанными рожицами на груди в магазинах предлагаются по цене свыше 15 тысяч за штуку, цена на обыкновенные девчачьи трусики начинается от трех с половиной тысяч, на «фирменные» (белорусского производства) — от 6—7 тысяч. Отдельная тема — детская обувь, поскольку разница в стоимости босоножек для мамы и для дочки составляет порой всего пять-десять тысяч рублей. Причем мама может носить свою пару несколько лет, а детская ножка вырастет из дорогой обувки уже к середине лета. Более того, вошедшие в моду литые пластмассовые подошвы детской обуви, заменившие привычную светлую «микропорку», очень скользкие и могут послужить причиной нешуточных травм. Покупать же на рынках «кожзам» не хочется — натуральные материалы гораздо удобнее и гигиеничнее. Чем же заканчиваются обходы торговых точек? Начав поиск в январе, ночную сорочку мы приобрели только в марте. Трусики и маечки уже не первый год закупаются у коробейников на «дачной» станции электрички — почему-то «импортный» турецкий хлопок там стоит всего лишь полторы и, соответственно, четыре тысячи за изделие. Ну а вместо фланелевого халатика пришлось купить хлопчатобумажные «треники»: черного цвета и с пометкой на этикетке «мальчуковые». Хорошо хоть такие нашлись в стройных рядах красивых, но жарких и с добавками синтетики, спортивных костюмчиков. Подобные походы навевают на родителей грусть, причем не только из-за стоимости детских вещей. Гораздо хуже то, что сначала мы, пусть и вынужденно, одеваем детей в стиле «унисекс», а затем удивляемся: почему девушки неженственны, агрессивны, не интересуются семьей и детьми? А ведь наукой доказано, что на сознание влияет и одежда, и ее цвет, и даже длина волос. Нет смысла говорить и о том, что вещи, послужившие одному маленькому хозяину, не выбрасываются, а бережно собираются и передаются «по наследству»: родственникам, знакомым, соседям. А как же иначе, если покупку абсолютно новых вещей не выдержит никакой «прожиточный бюджет», даже довольно зажиточной семьи. Детей ведь нужно еще и кормить, вывозить на отдых, водить на качели-карусели… — Изменились ценности в обществе и само общество, — некогда сказала практикующий психолог Ольга Андреева в интервью автору этой статьи. — Соответственно, меняются требования, которые человек предъявляет к институту семьи. Если в послевоенное время, когда всем было жить трудно, основная функция ячейки общества была хозяйственной, то сегодня семья сфокусирована на детях: ребенок родился, и родители мысленно уже выстраивают всю его дальнейшую жизнь — это серьезный семейный проект. И на родительские мечты сегодня нужно много денег. То есть люди понимают, что дети — это очень дорого, если делать все основательно: кормить по правилам, развивать, хорошо одевать. А если подумать об образовании… Еще один момент. Возросли требования к качеству жизни, и сегодня люди не хотят, к примеру, жить всемером в одной квартире. Если раньше дети рождались, и родители особо не размышляли над тем, где они будут жить, когда вырастут, то сегодня это очень мощный сдерживающий фактор. Положение нынешних молодых людей намного сложнее, чем у людей старшего поколения. Да, раньше вожделенной квартиры можно было ждать очень долго, но перспектива была. Сегодня таких возможностей нет. Так что высокое качество жизни, к которому все стремятся, заставляет принимать взвешенные решения: сколько детей ты можешь прокормить, обеспечить образованием, решишь ли жилищные проблемы. Люди не осмеливаются иметь большое количество детей. Женщина удовлетворяет материнскую потребность с помощью одного ребенка, и все. Одним словом, после походов по магазинам хочется напомнить отечественным предприятиям легкой промышленности несколько прописных истин. Что, во-первых, на мужчин и женщин делятся не только взрослые люди и, соответственно, отношение к ассортименту детской одежды явно должно быть пересмотрено. А, во-вторых, производство товаров для детей, формирование цен на них — это не просто возможность получения прибыли производителем, но и закладка фундамента будущего страны, иллюстрация отношения к семье и детям государства. Екатерина ЦИРКУН |
|