По дорогам жизни и побед
По дорогам жизни и побед
Увидеть сразу столько работников стальной магистрали можно, пожалуй, лишь в первое воскресенье августа, когда отмечается День железнодорожника! Но 3 июля собрало вместе машинистов, проводников, путейцев, электромехаников, дежурных по станции, диспетчеров, ремонтников и их семьи возле Дворца культуры и спорта железнодорожников на праздник Дня Независимости Наталья ЗАЯЦ Вот уже 63 года, минувшие после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, машинисты водят только мирные эшелоны. А в годы Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт был едва ли не единственным связующим звеном между фронтом и тылом. К местам боев устремлялись солдатские эшелоны, платформы с танками, артиллерией. А в тыл составы увозили раненых, эвакуированных работников заводов и фабрик, учащихся институтов. О том, какой ценой давалось это бесконечное движение, знает полковник в отставке минчанин Яков Павлович Ряднина. Война застала его в Ленинграде, где он учился в Военной транспортной академии. 1 июля 1941 года Якова зачислили в состав 11-й железнодорожной бригады 22-го отдельного мостового батальона. Назначили командиром роты. И будущему инженеру-строителю железнодорожных мостов пришлось разрушать их - враг не должен был войти в город на Неве. 27 августа последний поезд прошел через станцию «Мга». 8 сентября немцы заняли Шлиссельбург. Ленинград оказался в кольце блокады. Оставался единственный путь к городу - 32 километра по льду через Ладожское озеро. В ночь на 22 ноября с западного берега на восточный вышла за грузом для города первая колонна из 60 машин. За 152 дня, которые просуществовала Дорога жизни, по ней доставляли продовольствие и боеприпасы, а из города увозили раненых, детей и стариков. А затем на подмогу ледовой дороге пришла железная. Ее строительство началось 20 января и завершилось на 10 дней раньше срока. Уже 5 февраля 1942 года по новой стальной магистрали пошли составы с хлебом к берегам Ладожского озера, к Дороге жизни. Работать бойцам-строителям приходилось в жутких условиях: постоянные обстрелы и бомбежки, да еще тридцатиградусный мороз, сильный снег и ветер. С приходом весны лед растаял, дорога перестала существовать. Пришло время флотилии. И снова 11-я железнодорожная бригада взялась за дело - стала сооружать порт. После семидневных боев 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов прорвали кольцо блокады на десять километров. За семнадцать суток в полосе прорыва железнодорожные войска возвели мост через Неву. Таких темпов мировая практика мостостроения не знала: 130 погонных метров в сутки. Дорогу Шлиссельбург - Поляна назвали Дорогой Победы, и 5 февраля 1943 года по ней прошел первый поезд с танками. И все эти вехи в героической истории - и этапы пути 22-го отдельного батальона, и строки биографии полковника Якова Ряднины. 31 год Яков Павлович провел на мирном трудовом фронте. Он не только строил мосты, но и восстанавливал Донбасс, Минск. Наряду с девятью боевыми наградами удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Увидеть сразу столько работников стальной магистрали можно, пожалуй, лишь в первое воскресенье августа, когда отмечается День железнодорожника! Но 3 и |
|