Источник материала:
БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ ЖИТЬ ЛЕГЧЕ
— Ну когда же вы купите мне маленькую сестренку? — каждый день спрашивал Илья у своих родителей.
— Сынок, еще на одного ребенка у нас пока нет денег, — отвечали Ирина и Вячеслав Михалевы сыну.
Тогда Илья взял копилку и стал самостоятельно собирать деньги, чтобы помочь родителям купить сестричку… С того момента прошло около десяти лет. Сегодня у Ильи Михалева четыре сестры и три брата.
«А почему бы и нет?»
Познакомились Ирина и Вячеслав Михалевы еще в школе. Большая первая и единственная любовь этой пары привела к созданию семьи. В конце четвертого курса Ирина (а училась она тогда в Гомельском государственном университете на математическом факультете) родила сына Илью. Позже молодая семья переехала в город Дзержинск.
— Шесть лет я проработала библиотекарем, потом социальным педагогом в Доме детского творчества, затем посоветовали идти в отдел образования помощником инспектора по охране детства, — рассказывает Ирина Леонидовна. — Однажды мне предложили стать приемной мамой. «А почему бы и нет?» — подумала я. Мужу поначалу идея эта не совсем понравилась. Но постепенно я его убедила. Мы со Славой всегда во всем советуемся. Принимая окончательное решение создать дом семейного типа, мы даже на листике писали все «за» и «против». Когда наш Илья немного подрос он стал каким-то эгоистичным. Ему уже не хотелось ни сестричку, ни братика: сын понял всю прелесть того, что является единственным ребенком в семье. Игрушки, сладости, внимание — все доставалось ему одному. Может быть, и это обстоятельство в какой-то степени помогло нам принять решение.
Семь лет назад Михалевы переехали в новые апартаменты, построенные специально для приемных семей. Прежняя семья, проживавшая там, распалась. В доме осталось четверо детишек: Сергей и Катя Николаевы, а также Нина и Леша Савлевич. Именно они и стали первыми приемными детьми Михалевых.
— В начале наш родной сын в штыки воспринимал все происходящее. Он сильно ревновал нас с мужем к детям, ведь те стали сразу называть нас папой и мамой, — вспоминает Ирина Леонидовна. — Ему не нравилось, что те играют с его игрушками, берут его вещи. Иногда дети даже ругались. Однако постепенно Илья стал привыкать. Сейчас даже один в доме не любит быть. А еще он очень подружился с Сашей. Они стали такими друзьями, просто не разлей вода!
Он пригласил в гости… президента
Сашу Маргуна попросила взять на воспитание его учительница. Он был хорошим ребенком, неплохо учился в школе, пока не умерла мама. Отец сильно пил, за что его лишили родительских прав. И тут пошло-поехало. Мальчик перестал посещать занятия, стал попрошайничать, связался с сомнительной компанией старшего брата, в шесть лет узнал вкус спиртного, начал курить.
— Саше было десять лет, когда мы его взяли к себе. Его личность к тому времени уже практически сформировалась, поэтому нам с ним было сложно. Мальчик часто плакал, долго не мог привыкнуть к новым условиям жизни. Но постепенно освоился, понял, что попал не в интернат, а в настоящую семью, где есть родители. Кстати, мамой и папой он стал называть нас не сразу, как остальные дети. Помню, однажды муж с детьми работал во дворе, попросил Сашу что-то подать, и мальчик впервые назвал его папой. Тогда и я стала ждать своей очереди.
Первое время к Саше наведывался его отец, привозил разные сладости. Иногда звонил, говорил, что заедет, но в назначенное время почему-то не появлялся. Приезжала и тетя-минчанка со своими сыновьями. «Ой! У вас тут хорошо!» — в один голос произносили они, осматривая комнаты одну за другой.
— В нашей семье Саша живет уже почти семь лет, — говорит Ирина Леонидовна. — Он хорошо учится в школе, увлекается футболом, постоянно ходит на тренировки. Будет пробовать поступать в университет физкультуры. Он довольно пробивной, смелый, общительный парень.
Слова приемной мамы можно подкрепить ярким примером. Однажды проводилась акция «Письмо Президенту». В том письме нужно было написать о себе, о своей семье и т.д. Так случилось, что на встречу с президентом попал и Саша. А еще на этом собрании ему довелось выступать перед главой государства: «Александр Григорьевич, приезжайте к нам в гости. Сами все посмотрите, увидите, как мы живем. Мама испечет вкусный пирог...». Каково же было удивление, когда президент принял приглашение и сказал, что как-нибудь обязательно заедет к Михалевым…
«Ведь правда,
я самая красивая?»
Младшенькая Даша Андросик появилась в семье Ирины и Вячеслава три года назад, когда девочке только исполнилось четыре года.
— Это самый шустрый и непослушный ребенок, причем не только в нашей семье, но и во всей школе, — улыбается Ирина Леонидовна. — Муж, когда узнал, что я собираюсь взять шестого ребенка, был в недоумении. Однако нашего папу долго уговаривать не приходится: практически всегда он со мной во всем соглашается. Когда мы увидели Дашу, она всем очень понравилась. Такая смешная была: неровно обрезанные волосы торчали во все стороны и красовались две яркие заколки. Девочка сразу забралась ко мне на колени, без всяких колебаний согласилась поехать к нам в гости. Сейчас она папина любимица.
Родная мама Даши живет в 2 км от Дзержинска. Родила девочку очень рано, в 17 лет. Вскоре молодую горе-маму лишили родительских прав, и малышка Даша попала в приют.
Придя в первый класс, Даша объявила всем, что ее фамилия — Михалева. Даже тетради подписывала так, хотя прекрасно знала свою настоящую фамилию. Пришлось просить школьного психолога поработать с девочкой.
— Интересно, что, когда нашу Дашеньку протестировали, оказалось — у нее феноменальная память. И на самом деле: если что-нибудь увидит или услышит — все расскажет в мельчайших подробностях. Она очень любит книги. В классе читает лучше всех. Даша очень бойкая, подвижная. Сидит на первой парте. На занятиях никому не дает сказать и слова. Может посреди урока встать на стул и начать что-нибудь рассказывать. Поэтому я попросила классного руководителя, чтобы та была с ней построже. Однажды учительница попросила детей прийти в красивой форме, чтобы сфотографироваться. «Татьяна Леонидовна, а я же самая красивая, правда ведь?» — тут же спросила наша Даша.
Они все
такие разные…
В прошлом году семья Михалевых взяла на воспитание Настю Целигородцеву и Диму Орленка. Настя жила в деревне. Ее мама сожительствовала то с одним, то с другим мужчиной и дочку всегда водила с собой. Сейчас в одиннадцать лет у девочки целый букет болезней, с которыми Михалевы борются изо всех сил.
— Конечно, с воспитанием детей иногда бывают и проблемы, — говорит приемная мама. — Когда в наш дом пришла Настя, она была как мальчуган. У нее есть старший брат, который остался в Борисовском детдоме. Девочка очень переживала разлуку с ним. Пару раз он ей звонил, обещал, что приедет, но так и не приехал. Помню, как-то раз наша Настя самостоятельно собралась в Борисов навестить брата. Даже записку нам с мужем оставила: «Мама, папа, я вас очень люблю. Вот только съезжу к брату и сразу же приеду». Сейчас она уже освоилась. Стала более веселая, женственная, старается помогать.
Диму мама родила почти в сорок лет, будучи лишенной родительских прав в отношении трех детей. Поэтому ребенка забрали в детский дом, а потом мальчик попал к Михалевым.
— Дима сразу стал называть меня мамой. Он добрый, ласковый, хотя поначалу был замкнутый и угрюмый. Мог без причины расплакаться, болезненно реагировал на замечания. Я боролось с этим, как могла. Сейчас он, конечно, сильно изменился. Дима трудолюбивый мальчишка: если я чем-нибудь занимаюсь, он тут же прибегает ко мне и начинает помогать, — говорит Людмила Леонидовна.
Но самые главные помощницы — конечно же, старшие девочки Нина и Катя. Нина любит, чтобы везде был идеальный порядок. У нее должно быть все разложено по полочкам, постирано, убрано. Катя же к порядку относится не так серьезно. Зато ее кулинарным способностям можно позавидовать. Любит придумывать новые блюда, фантазировать. И так вкусно получается у нее, просто пальчики оближешь!
— Накануне говорю: «Дети, давайте пораньше завтра встанем: к нам журналисты приедут». Девочки мои проснулись ни свет ни заря, стали приводить дом в порядок, завтрак приготовили. Поэтому, если я куда-то отлучаюсь, за наш домашний очаг не переживаю. Мальчишки у меня тоже хорошие. Любая работа им нипочем. Вот Сергей, например. Что ни попросишь у него, все сделает быстро и с радостью, по хозяйству всегда помогает.
А еще он у нас хорошо рисует. Но после школы, скорее всего, будет пожарником. Через полтора года старшие дети покинут нашу семью. Просто не знаю, как я без них буду со всем справляться.
Обычная семья. Только очень большая
Ирина Леонидовна твердо убеждена, что воспитывать детей надо на собственном примере:
— Если я говорю ребенку, что надо убрать за собой, то и сама это постоянно делаю. Иначе он перестанет мне доверять. Если мы работаем, то работаем вместе. У нас все, как в обычной семье. Встаем утром, завтракаем. Дети идут в школу. Я обязательно провожаю каждого до самых дверей. Девочки дают мне «буську». А еще я непременно должна прийти на кухню, отдернуть шторку и помахать ребятишкам рукой. Если вдруг забуду это сделать, Илья прибегает обратно в дом и говорит: «Мама, ты не посмотрела в окно, я сегодня получу плохую оценку».
— Чувствуется разница между своим ребенком и приемными детьми? — спрашиваю у многодетной мамы.
— Да. Свой ребенок более строптивый и упрямый. Он понимает, что ему можно сделать замечание и три, и четыре раза. А приемные дети очень послушные.
К сожалению, не все относятся к профессии приемных родителей серьезно. Однажды Ирина Леонидовна услышала от одной женщины такую реплику: «Ай, возьму одного ребенка на воспитание, буду получать зарплату, а его в сад заведу, да и все».
— Я была в шоке от этих слов. Может быть, и про нашу семью кто-то так думает. Знаете, раньше я хотела всем доказать, что я не такая. А сейчас… главное, что я сама это знаю.
Разумеется, в большой семье Михалевых очень много праздников. Одних дней рождения целых десять. И все проходит так празднично, так весело. С восторгом вспоминают Ирина и Вячеслав Михалевы Новый год, когда дети устроили зрелищное представление — показали родителям новогоднюю сказку.
— Мы живем, как обычная семья, только у нас много детей, — говорит Ирина Леонидовна. — А когда много детей, обычной семье жить легче.
Справка:
В 1988 году было основано Белорусское отделение Советского детского фонда имени В.И.Ленина, правопреемником которого с 1991 года является Белорусский детский фонд. Первый детский дом семейного типа был создан в 1989 году. Это своеобразная организация, в которой проживает и воспитывается (на условиях опеки) 5 и более детей-сирот. Родителям-воспитателям, которые желают взять детей, должно быть не более 45 лет. В настоящее время Белорусским детским фондом создано 34 семейных детских дома.
В 2000-м году Белорусский детский фонд установил контакты с международной благотворительной организацией из Великобритании «Надежда и дома детям». Финансировать строительство жилья для создания детских домов семейного типа взялись англичане. Приобретенная недвижимость пока находится в собственности Белорусского детского фонда. Если в течение 15 лет семейный детский дом сохранит свой статус, собственниками жилья станут приемные родители. Одна из участниц этого белорусско-британского проекта — многодетная семья Михалевых, проживающая в Дзержинске.
Анастасия МОРОЗОВА