21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

МНЕ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ

26.08.2009 08:49 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Мы разворачиваемся. Линия горизонта опять метнулась куда-то вверх, земля оказалась сбоку, верхушки деревьев устремились прямо на меня, а небо вдруг очутилось под ногами. И я вижу только, как по деревьям мелькает тень от лопастей. Но вот пилот закладывает второй вираж, и земля возвращается на место - туда, где была секунду назад - на сто метров ниже моего теперешнего положения.


За исключением моментов, когда нужно развернуться или снизить высоту, лететь на вертолете вовсе не страшно. Даже интересно и здорово. Порой забываешь о том, что нужно работать. Ведь этот полет не просто развлечение, а настоящая серьезная работа - воздушное патрулирование загородных трасс сотрудниками ГАИ.
Впервые вертолетное патрулирование появилось у нас в республике перед Олимпиадой-80. Тогда был создан целый вертолетный взвод, а возле каждого поста ГАИ были сооружены специальные вертолетные площадки. В те времена вертолеты использовали для патрулирования загородных трасс, для эвакуации пострадавших при ДТП в медицинские учреждения. Широко использовались воздушные патрули и для розыска скрывшихся с места ДТП водителей, для пресечения грубых нарушений ПДД.
Сегодня былые традиции решено возродить - идея эта принадлежит руководству МВД РБ. И вот прошел уже месяц, как в небе над столицей появился первый вертолет ГАИ. Сейчас вертолетное патрулирование происходит только в субботу и воскресенье два раза в день: в десять часов утра и пять часов вечера.
Сегодня мы отправились на воздушное патрулирование вместе с майором милиции Копко Николаем Евгеньевичем, офицером УГАИ МВД Миноблисполкома.

На высоте
Наш Ми-2 скромно стоял на площадке аэродрома в Боровой и казался маленьким и каким-то ненастоящим. Окраска его - как у патрульной машины: бело-голубые цвета и большие буквы "ГАИ". Места внутри оказалось немного. Всего четырех человек может взять на борт этот вертолет. Наш сегодняшний маршрут лежал от Кургана Славы до города Смолевичи. Оттуда мы должны были лететь в Жодино, далее до Борисова. Потом до трассы М1 - и обратно в Минск. Такой полет занимает около двух часов.
Мы загружаемся на борт, звучит классическая команда "От винтов!", пилот включает тумблеры и переключатели. Все как в кино, и вот вертолет оживает. Мне сразу предлагают надеть наушники, чтобы слышать переговоры и немного приглушить шум.
Лопасти раскручиваются все быстрее, вертолет вздрагивает всем телом, начинается мерное покачивание вверх-вниз, и вот он отрывается от земли. Зависнув на мгновение, мы начинаем быстро и резко подниматься с уклоном на правый борт. И вот уже аэродром с метками остался где-то внизу, а нам навстречу несется летнее голубое небо.
В наушниках слышно, как пилот запрашивает разрешение на движение в сторону Кургана Славы и получает его. Диспетчер предупреждает нас о том, что на Боровой сбрасывают парашютистов, и желает удачного полета.
И вот под нами уже замелькали автомобили на оживленной кольцевой. Вот выезд из Минска: дорога тянется далеко-далеко за горизонт, и по ней, как насекомые, снуют различные транспортные средства. Мы снижаемся над трассой, чтобы автомобили были более различимы. Теперь высота нашего полета будет составлять от 30 до 100 метров.

Всевидящее око
Схема воздушного патрулирования довольна проста. Инспектор в вертолете следит за автомобилями на трассе. С воздуха все нарушения заметны очень четко. Пересечение сплошной, заезд на зеленую зону, аварийно-опасные маневры. Если на трассе происходит что-то противозаконное, Николай Евгеньевич передает по подстанции наземному экипажу марку автомобиля и цвет. Несущие службу внизу останавливают нарушителя и предъявляют ему факт нарушения. Мало кто из водителей будет спорить, когда его застали с поличным с воздуха. Но если возникают какие-то спорные моменты, инспектор из вертолета пишет рапорт на имя начальника ГАИ. За время патрулирования к административной ответственности было привлечено около 400 водителей. Среди нарушений, выявленных с помощью вертолетного патрулирования, - управление транспортным средством в нетрезвом виде, управление автомобилем лицом, не имеющим права управления, нарушение природоохранного законодательства и т.д.
В салоне вертолета стоит жуткий шум. Лязг вращающихся лопастей, механический шум двигателя, шум ветра. Все это сливается в очень громкий шумовой фон. Без наушников долго находиться в вертолете невозможно, да и наушники скрадывают шум лишь частично. После полета в ушах еще долго стоит легкий звон.
С Николаем Евгеньевичем мы переговариваемся исключительно с помощью записок, так как в моих наушниках был слышен только разговор пилота.
А вот и наш первый нарушитель: автомобиль, двигаясь по трассе, обгонял попутный автомобиль с выездом на встречную полосу движения с пересечением двойной сплошной линии разметки. Наземному экипажу, дежурившему на трассе, были переданы координаты нарушителя - его задержали.
Мы же тем временем летим дальше. Город Жодино остался позади, а вот над Борисовом пришлось покружить. В вертолете пропала связь с наземными экипажами, и мы были вынуждены приземлиться для проверки связи. А тут еще и нарушители на зеленой зоне возле водоема оказались.
Севший в центре города вертолет для неискушенных борисовчан оказался настоящим развлечением. Детвора не отходила от нас, снимала на фотоаппараты и телефоны, автомобили останавливались.
Когда связь была восстановлена, мы опять отправились в путь. Наш эффектный взлет еще долго будет обсуждаться местными жителями!
Не успели мы пролететь над трассой и нескольких километров, как заметили очередного нарушителя. Опять опасное пересечение сплошной линии разметки. Передав сведения об автомобиле на землю, мы полетели к посту. Когда автомобиль нарушителя остановили, мы решили сесть прямо на трассу рядом с патрульным автомобилем.
Взметнув тучи пыли, прибив к земле траву и наклонив деревья, наш вертолет медленно снижался практически вертикально. Движение на трассе замерло в ожидании, когда мы приземлимся на обочину и лопасти перестанут вращаться. Но даже после того, как мы заглушили двигатель и спустились на землю, зеваки не разъезжались, желая узнать, что же происходит. А некоторые даже подумали, что идут съемки фильма.
Удивлению же водителя-нарушителя не было предела, когда он узнал, что все это - из-за него. Когда ему объяснили, кто и за что его остановил, он был в легком шоке. Но потом все-таки согласился, что это очень правильно. Обещал рассказать друзьям и предупредить всех, что теперь нужно ездить аккуратнее.

Возвращение
Обратно мы летели без приключений. Было замечено еще несколько мелких нарушений, информацию о которых мы передали наземному патрулю. Видя наши с фотографом восторженные глаза, Николай Евгеньевич пишет мне, что привык и что остроты ощущений уже нет. На мой письменный вопрос о частоте полетов отвечает, что летает с напарником через день: в субботу - напарник, в воскресенье - он. Пишет, то устает от шума, а так нравится. На земле мы, конечно, устроили устное интервью. Но записки из вертолета я оставила на память - когда еще такое повторится?!

Вердикт "АБw"
Приземлились мы на аэродроме в Боровой, когда солнце клонилось к закату. Сели на лавочке с видом на взлетное поле и неспешно обсудили результаты полета и планы на будущее. Тишина аэродрома после вертолетного шума была просто оглушительной. Легкая усталость от впечатлений навалилась неожиданно, как летние сумерки на столицу. Мы обязательно полетаем вместе еще. А также поплаваем, потому что совсем недавно в ГАИ появилось еще и водное патрулирование. Так что до встречи на просторах нашей страны!

Федор ГУЛИЦКИЙ, старший инспектор отделения организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД РБ, старший лейтенант милиции:
- Вертолетное патрулирование было решено возобновить в рамках реализации программы "Минус сто". Мы очень благодарны ДОСААФ за предоставленные вертолеты. Это наглядно показывает, как должны сотрудничать и взаимодействовать все ведомства, чтобы повысить безопасность на дорогах нашей страны. Пока вертолетное патрулирование осуществляется только по выходным, но в скором времени вылеты будут и в будние дни.

КОПКО Николай Евгеньевич, инспектор ДПС УГАИ УВД Миноблисполкома, майор милиции:
- Я был в наземном патруле недавно. Наши люди уже наслышаны о воздушном патрулировании, особенно те, кто любит заезжать на зеленую зону. Я считаю, что это очень хорошая идея. Осознание того, что за тобой наблюдают еще и с воздуха, очень дисциплинирует наших водителей.
- А почему был выбран именно этот вертолет?
- Вначале мы летали на Ми-8. Но он очень большой, тяжелый. А этот маленький, маневренный. Вы сами видели, что приземляться порой приходится на очень ограниченное пространство, где маневренность и малый размер решают все. Так что мы довольны. Вот только очень шумно. В первом вертолете шумоизоляция получше была!
- А какие планы связывают с вертолетами?
- Говорилось о том, что, возможно, такие вертолеты будут доставлять тяжело раненных в ДТП людей в больницы, вылетать на некоторые ДТП. Ну а основное - это, конечно, патрулирование трасс и зеленых зон. Возможно, в скором времени на вертолет будет установлен прибор "Арена" для замера скорости движения автомобилей. Планов много. Надеемся, что они осуществятся.
Татьяна ЦЫРФА. Фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы разворачиваемся. Линия горизонта опять метнулась куда-то вверх, земля оказалась сбоку, верхушки деревьев устремились прямо на меня, а небо вдруг...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика