Директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир ЗАМЕТАЛИН: «Беларусьфильм» начнет снимать кино про любо
Директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир ЗАМЕТАЛИН:
«Беларусьфильм» начнет снимать кино про любовь
Киностудия в аварийном состоянии - Владимир Петрович, на киностудии сейчас оживленно: снимают лучшие российские режиссеры Геннадий Полока, Тодоровский-старший, Тодоровский-младший, белорусские картины запущены в работу. Неужели это вы за 5 месяцев столько успели? Не ответив на этот вопрос, Владимир Петрович развернул на столе план реконструкции киностудии. Она рассчитана на два года. Планируется, что в эти два года производство фильмов не будет остановлено. Начало реконструкции - 1 сентября 2007 года: - 37 строений находятся в аварийном состоянии. Придется все перестроить. Все цеха соберем в одном месте. Как в Голливуде. Возведем еще два съемочных павильона. Плюс дома для сотрудников. Для 200 семей. По себестоимости, то есть в три раза дешевле рыночной цены… - 200 семей?! А сотрудники уже знают? Ажиотажа нет? - Мы должны выстроить систему, кто имеет право получить жилье в первую очередь. Безусловно, тот, кто никакого жилья не имеет… - А заслуги? - Конечно. Мы еще проведем, и я надеюсь, не одно, собрание с профсоюзами. - Как в фильме «Гараж»? - …или как при получении олимпийского жилья. - А строители уже рассказали вам, как они будут все перестраивать, а киностудия в это время - работать? - Это мы им рассказали. Другого варианта нет, и это условие было основным при выборе инвестора. Если мы сделаем остановку и перестанем снимать кино, кадры могут разбежаться. - А что за строители? - Опытные строители, современные технологии. - А где вы их нашли? - В Интернете. - ??? - Мы повесили свои условия в Интернете, и нам ответили 5 компаний: две российские, иранская, украинская, литовская. Эта инвестиционная компания уже построила пол-Вильнюса, бизнес-центр «Европа», торговый центр «Европа», торговый центр «Акрополис», мэрию Вильнюса. Она же реконструировала «Бухаресткино» в Румынии. Оборот компании - 1 миллиард 300 миллионов долларов. - И сколько времени вам понадобилось, чтобы пробить проект и получить на него добро? - Два месяца. - Не так уж и много. - Все дискуссии закончились после того, как важность этого дела понял президент. И сказал, что реконструкция необходима. - А ваши прошлые заслуги помогают вам решать вопросы на нынешней должности? - Что вы имеете в виду? - Ну, раньше директор киностудии не мог прийти к президенту, а вы можете. - И я не могу. Если президент вызывает, если он приглашает… Я как все. У нас нет института реализации желания чиновника прийти к президенту. - А как достучались с проектом реконструкции? - Разговор об этом был при назначении. А потом еще очевиднее стало, что без реконструкции киностудию можно лакировать сколь угодно долго, но каждый месяц приходится подписывать обязательства: я гарантирую, что в аварийном здании не упадет крыша и не погибнут люди. - Вы такие бумаги подписываете?! - Да, пожарным, электрикам, МЧС. Это первое. А второе, с таким технологическим оборудованием и в помещениях, где зимой плюс 10 градусов и женщины ходят в валенках, ничего хорошего сделать невозможно. - Но ведь вы никогда не занимали хозяйственных должностей, за вами до сегодняшнего дня тянется слава идеолога… - Так ведь это и есть идеология. Идеология практического поступка. К 1 декабря мы снимем 8 фильмов (в прошлом киностудия сняла всего 2), а в следующем - 10. А к 2009 году мы выйдем на советский уровень - 12 картин в год. - Речь про белорусские фильмы? Где вы найдете режиссеров? Ведь даже Рубинчик уехал? - Я пригласил 7 ребят. После беседы с ними я понял, что это талантливые ребята. - После одной беседы? - После одной лишь беседы. - Рискованно. - Нет. Они все из студии Пташука. Если этот режиссер их для себя отобрал, значит, он рассмотрел в них что-то. Четверо из них сейчас в штате киностудии. Двое уже снимают. Режиссер Дубровская погружена в создание фильма о Евфросинье Полоцкой. Про любовь и спецназ - Чтобы снимать 12 фильмов в год и обеспечить беспрерывный процесс производства фильмов, нужны сценарии. Мы объявили конкурс ко Дню независимости… - А про любовь? - Здесь и любовь, и оборона, и сельское хозяйство, и безопасность, и медицина… Получили 150 сценариев. В работе жюри и худсовета использовали новую технологию. Чтобы разорвать корпоративность, когда из-под полы приносили сценарий своему другу режиссеру. Другой друг - оператор. И так далее. Отсюда и низкое качество фильмов. - Вот книга Александра Митты «Кино между адом и раем». Здесь описана технология написания сценария. Критерии. Как оценить сценарий? А что я увидел на худсовете: все повязано, болтовня ни о чем…. Сейчас каждый член худсовета ставит сценарию баллы: за жанр, за тему… Все прозрачно. - У Митты подсмотрели? - В том числе. Это не заметалинская конструкция. - И надо было все это затевать, чтобы выбрать сценарий Дударева про оборону Могилева? - Выбрали всего 13 очень добротных сценариев в разных жанрах. Дударев получил не потому, что Дударев, а потому что профессионально написано и событие важное… - То есть традиции «Партизанфильма» сохраняете? - Вот когда будет беспрерывное кинопроизводство, мы будем регулировать жанры, а пока очевидно, что у нас лучше получается снимать по войну. Но уже на следующий год в планах два детских фильма, фильм о современной белорусской армии, дальше - о милиции, о спецназе. Сценарий «Краповый берет» тоже стал призером в числе 13-ти. - Боевик? - Экшн. Очень интересный. Надеюсь, МВД поможет… - То есть будете их раскручивать на бабки? - Что за слова?! Они должны быть заинтересованы. Ведь будем у них консультироваться… Актеров будем приглашать из числа спецназовцев. У Пташука сыграл белорусский спецназовец и хорошо сыграл… Все под контролем. Железобетонным! - Признаюсь, когда я пришел на киностудию, мне стало стыдно, что в свое время я курировал и эту сферу, но курировал не так, как надо. Сейчас я бы делал это по-другому. - А вы что, тогда не были на киностудии? - Был. Но есть такая штука… Болезнь чиновников. Формализм называется. И слепое доверие подчиненным. А пришел и увидел - разрушенная киностудия... Администраторы (директора фильмов, заместители директоров, ассистенты) вообще потеряли профессиональные навыки. Не творческий состав, а административный, те, кто должны обеспечить процесс создания кино. Полное отсутствие планирования. А самое главное - абсолютное неверие в то, что можно войти в нормальное рабочее состояние. Киностудия согласилась со своей неминуемой гибелью. Не было каталога продукции, производившейся с 1924 года. За 3 месяца мы его сделали, пока он в рукописи, но скоро издадим. Не было учета, кому на какое время проданы права на прокат или показ по ТВ белорусских фильмов. Здесь мы уже порядок навели и за 5 месяцев продали продукции в 2,5 раза больше, чем за весь 2006 год. Значит, киностудия может иметь деньги. В доказательство Владимир Петрович показал таблицу: название, кому, срок, сумма… - Итого: 2 миллиона 906 тысяч российских (!) рублей за неделю! Впечатляет? - Российских? Впечатляет. - А вот это весь процесс киностудии на неделю. Владимир Петрович показал еще одну таблицу: фильм, режиссер, где сегодня снимает, какая техника задействована. - Вы страшный человек! У вас все под контролем! - Под железобетонным. - Я слышала, реквизита не хватает… - Мы провели инвентаризацию цеха подготовки съемок. Последние 10 лет такой ревизии там никто не делал. Одежда, предметы быта… На съемки берут, а назад не возвращают. Объем - 10 миллионов белорусских рублей. Растащили. В Минске будет еще один кинофестиваль - Сейчас национальный кинофестиваль проходит в Бресте, но статус его принижен… - А как же «Лiстапад»?! - Так вот этот Первый национальный фестиваль будет проходить в сентябре 2008 года в Минске и состоять из нескольких составляющих… - Ах, да! «Лiстапад» же международный… - Первая составляющая - ретроспектива фильмов, снятых на «Беларусьфильме» с 1924 года. - А что это за фильмы? - Например, фильм 1929 года «Отель «Савой». За этим фильмом сейчас гоняются очень многие…Нам заявки приходят. Второй блок - музыка к белорусским фильмам. Там есть и Дунаевский, и Шостакович. С Михаилом Финбергом мы уже обсудили, что на эту часть фестиваля смогут приезжать ныне живущие композиторы… Третья часть - современное белорусское кино. Таких фильмов в программе будет 15. Четвертый блок - конкурс фильмов в рамках Союза России и Беларуси. Пятый - конкурс фильмов стран СНГ. Шестой - открытый международный конкурс. Праздник города начнется и завершится кинофестивалем. - А ковровая дорожка будет? - Будет. Мы сделаем из этого кинофестиваля своего рода «Славянский базар» в кино. С непременной положительной пафосностью и торжественностью. К сожалению, общество не знает прекрасных белорусских режиссеров, актеров… В этом вина в том числе и телевидения. Каждый год киностудия создает 8 мультфильмов и 28 документальных фильмов. Но по телевизору их не увидеть. А ведь достаточно выделить один час документальному кино. Как на российских каналах… Например, сейчас на киностудии снимается документальный фильм об отличниках - выпускниках вузов 2001 года, которых лично президент поблагодарил за отличную учебу. Как у них, поцелованных в лоб, складывается судьба? Оказывается, у всех десятерых удачно. Разве не интересно об этом узнать? А мультфильмы с международных фестивалей Гран-при привозят. Но и их нет на ТВ. Через минут пять в кабинет директора заглянула телевизионная съемочная группа: хотим снять сюжет о реконструкции киностудии… Фильмам нужен прокат- За последние полгода прокат (имеются в виду кинотеатры - Авт.) купил у киностудии только фильм «Враги». - А что бы вы купили, если бы были директором проката или кинотеатра? - Минуточку. Я скажу, что надо сделать. Надо замкнуть цепочку Департамент кино - киновидеопрокат - киностудия. То, что в России Михалков делает - Госкино. Ведь 99,999% фильмов в прокате и в России и у нас иностранные. - Может быть, не 99,999. - Ну 98. Почитайте афиши. Все страны сегодня идут по пути создания этого треугольника… - Но все-таки, что бы вы купили? - Вот если 1 сентября 2008 года мы встретимся и ты спросишь, все ли из 15 фильмов, созданных за полтора года, в прокате, я тебе отвечу… - Тогда сегодня надо строить четырехугольник и добавить в вашу конструкцию еще один департамент, который отлавливает зрителей на улице и заставляет покупать билеты, скажем, на фильм «Поводырь». - Согласен, вопрос в качестве фильмов. Но! Французы, например, берут с проката иностранного фильма налог выше, чем со своего, а разница в прямом безналоговом режиме идет на развитие национального кино. А какая у нас национальная поддержка? Ее не существует! Кроме президента киностудию никто не поддерживает. С нас списали убытки? Да, списали. Но кто? Президент списал. А так государственная киностудия стоит на государственной земле и платит налог на землю 300 миллионов рублей ежегодно. Это стоимость двух полнометражных документальных фильмов. «Мосфильм» и то работает в безналоговой зоне при условии, что эти деньги идут на развитие кино, на закупку техники. - Президент раньше выделял деньги для создания конкретного фильма. А сейчас? - Пока киностудия не будет приносить прибыль, глава государства пообещал выделять из президентского фонда дополнительные средства. В этом году 1 миллион долларов выделен для съемок фильма «Веселый солдат» (режиссер Рыбарев) и для комедии «На спине у черного кота» (режиссер Иван Павлов). - Президент читал сценарии? - Читал. Все мэтры будут давать мастер-классы - На «Беларусьфильме» уже издан приказ о постоянно действующих курсах повышения квалификации. Есть хорошие директора, операторы. Они будут давать мастер-классы. Мастер-классы как обязательное условие вписываются в договоры о совместном кинопроизводстве. Если Безруков приехал на съемки в Минск, то должен дать мастер-класс в театре-студии киноактера. 42 человека из Беларуси учатся в кинематографических вузах Москвы и Санкт-Петербурга. В августе мы их всех пригласим на киностудию. Цель - вернуть. Одна из них - 5-курсница ВГИКа Елизавета Трусевич - уже удачно поучаствовала в конкурсе сценариев. - А что будете обещать? Квартиры? - Кому-то и квартиры. А по большому счету всегда лучше жить и работать на родине. С первыми совместными фильмами «Беларусьфильм» кинули. В договорах о создании «Анастасии Слуцкой» и «В августе 44-го» не прописан собственник, и (сразу даже как-то не верится - Авт.) мы не получаем деньги от проката этих картин. - Сейчас в каждый договор будет вписано: совместное правообладание и прибыль от проката каждая из сторон будет получать пропорционально вкладу. - А с какого-нибудь фильма киностудия получает прибыль? - «Майор Ветров» по Чергинцу. В сентябре на ОРТ пойдет, и мы будем получать прибыль… СВОИМИ ГЛАЗАМИ После интервью директор любезно провел для «Комсомолки» небольшую экскурсию. - Вот здесь (на первом этаже напротив входа) у нас будет комната массовки, и случайные люди не будут бродить по всей киностудии. А тут, справа от главного входа, построим кафе, столовую «Партизанфильм»… - «Партизанфильм»? Ого! - Что? - Нет, ничего, мне очень нравится, но как-то неофициально. - Нам есть чем гордиться в этой области, лучшие наши фильмы про войну, не зря же такое название придумали… ДОСЬЕ «КП» Владимир Заметалин родился в 1948 году в Туле. Окончил Донецкое высшее военно-политическое училище (1973 г.), Военно-политическую академию имени Ленина (1983 г.). В 1973 - 1991 гг. - на политработе в Советской Армии. С 1992 г. - заместитель начальника управления информации, начальник пресс-центра Министерства обороны Республики Беларусь. В 1994-1997 гг. - пресс-секретарь председателя Совета министров Республики Беларусь, начальник Главного управления общественно-политической информации, заместитель руководителя Администрации президента Республики Беларусь. В январе - июле 1997 г. - председатель Государственного комитетa Республики Беларусь по печати. С июля 1997 г. - заместитель премьер-министра Республики Беларусь. После президентских выборов 2001 года Заметалин был отправлен в отставку. С декабря 2006 года - директор национальной киностудии «Беларусьфильм».
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир ЗАМЕТАЛИН:
«Беларусьфильм» начнет снимать кино про любо Киностудия в аварийном состоянии |
|