21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Речь не об известном голливудском триллере. События, о которых мы поведем рассказ, стократ кошмарнее киношных ужасов. Ибо они не плод фантазии, а прои
 
 
 

МЫС СТРАХА

26.08.2009 08:57 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

МЫС СТРАХА
Речь не об известном голливудском триллере. События, о которых мы поведем рассказ, стократ кошмарнее киношных ужасов. Ибо они не плод фантазии, а произошли в реальности.
...3 мая 1945 года. Война заканчивается, кажется, все вокруг — люди, природа — живут ожиданием такой близкой Победы над фашизмом. Не верится, что в этот чудесный весенний день в одночасье могут погибнуть несколько тысяч человек... Но именно так и случилось. С этим днем связана одна из самых драматических страниц истории Второй мировой войны. И одна из самых трагических морских катастроф ХХ века.

За вратами ада
Самый большой концентрационный лагерь Германии «Нойенгамм» (имевший в подчинении 96 «малых» лагерей, в том числе 20 женских) находился неподалеку от Гамбурга. Он был известен своим жестоким режимом (по самым скромным подсчетам, там погибло 55 тысяч человек). Узники размещались в тесных бараках с трехъярусными нарами. Вставали и ложились по гудку. На «завтрак» и «ужин» — небольшая пайка хлеба с водой, в обед — затхлая баланда из брюквы и гнилого неочищенного картофеля. Заключенные носили одинаковую полосатую одежду, а различались по проставленным на предплечьях несмываемым номерам. Советских военнопленных в первую очередь убивали в газовых камерах, а другие узники должны были возить на тележках тела к крематорию.
На работу отправляли под конвоем вооруженных автоматами эсэсовцев с овчарками. Обычно разбирали завалы на улицах после налетов авиации. Особенно тяжело приходилось в руинах жилых зданий. Бомбежки вызывали пожары, и прятавшиеся в подвалах люди буквально испекались от адского жара. Через прорытые ходы расползавшиеся, смердящие трупы вытаскивали наружу... С них снимали ценности и тут же передавали гестаповцам. Находились смельчаки, пытавшиеся бежать. Удавалось это редко, обычно беглецов ждала виселица... Работали также на восстановлении и строительстве заводов, рытье подземных тоннелей, откапывали из земли неразорвавшиеся бомбы и снаряды.

Марш смерти
Советские войска занимали германские города, продвигались вперед и союзники. Фронт приблизился к «Нойенгамму». 11 апреля 1945 года заключенные концлагеря «Бухенвальд» подняли вооруженное восстание и самостоятельно освободились из плена. Несмотря на нечеловеческие условия жизни, и в «Нойенгамме» действовала подпольная организация. Совершались диверсии, саботаж, готовилось восстание. Но 14 апреля 1945 года рейхсфюрер СС Гиммлер отдал приказ коменданту «Нойенгамма»: «Концлагерь немедленно эвакуировать. Ни один заключенный не должен попасть живым в руки врага». Через несколько дней руководство лагеря приступило к эвакуации.
СС гнало колонны узников на север пешком, иногда на поездах, но без еды и воды. Сотни умерли по дороге или были убиты, когда падали на землю от слабости. Их оставляли на обочинах. Когда одна из колонн оказалась в военной зоне, последовал приказ убрать оттуда узников. Тысячу с лишним человек загнали в амбар, облили бензином солому и подожгли. Эсэсовцы расстреливали тех, кто пытался вырваться из огня...
Пережившие «марш смерти» были доставлены в Любек. По оценкам, здесь скопилось около 10 000 заключенных — менее половины из тех, кого начинали эвакуировать. Некоторые партии продолжали расстреливать прямо в любекской гавани, остальных погрузили на четыре корабля, находившихся в ремонте и неспособных не только к плаванию, но и к маневру. Поэтому слишком «экзотической» выглядит высказанная в некоторых источниках версия о том, что «рабочую силу хотели доставить в Южную Америку, где нацисты планировали возродить «великий рейх». Но все было проще и ужасней: корабли с узниками фашисты намеревались затопить в море.

Трагический интернационал
Самым большим из принявших несчастных на свой борт был роскошный океанский лайнер «Кап Аркона», совершавший до войны трансатлантические рейсы от Гамбурга до Буэнос Айреса. Это был самый комфортабельный немецкий корабль. Свое название он получил в честь мыса Kap Arkona на острове Рюген. И стал воистину «мысом страха»...
Любопытно, что на борту этого судна проходили съемки немецкого фильма о «Титанике» (всего о гибели «Титаника» снято 8 лент в разных странах). Фильм снимался по заказу министра пропаганды третьего рейха Геббельса, который хотел показать некомпетентность Великобритании. Режиссер картины был недоволен сценарием и выступил с критикой в адрес фашистского режима. В июле 1942 года он был арестован гестапо и вскоре повесился (или ему «помогли») в камере. Картину доснимал другой режиссер. После войны фильм был запрещен и не показывался до середины 50-х годов.
Капитаны судов поначалу отказывались принять прибывших, поскольку на борту уже находились узники из других лагерей. Когда обессилевшие люди из повернувших назад барж стали вылезать на берег, эсэсовцы и «гитлерюгенд» открыли огонь из пулеметов... Большую часть заключенных лагеря «Нойенгамм» принял корабль «Кап Аркона». Половина из них были русские и поляки, остальные принадлежали к 24 национальностям: французы, датчане, голландцы... Изможденных людей загнали не только в трюмы, но и роскошные каюты с хрустальными люстрами и коврами. Предварительно с корабля были удалены спасательные круги и жилеты. Как и в пути, на борту судна узникам не давали ни еды, ни питья. Они гибли так быстро, что остававшиеся в живых были вынуждены ходить по трупам. Так продолжалось почти две недели. 1 мая до заключенных дошла весть о самоубийстве Гитлера. Появилась надежда. Но ей не суждено было сбыться.

Бойня №2
3 мая в небе внезапно появились английские штурмовики и атаковали плавучую «базу смерти». «Кап Аркона» загорелся, началась паника. Вспоминает один из участников тех событий: «Мы ясно видели на самолетах опознавательные знаки. «Это англичане! Смотрите, мы узники концлагерей!» — кричали мы и махали им нашими лагерными шапками, указывали на нашу полосатую одежду, но англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий корабль. На следующем заходе самолеты снизились, они были на расстоянии 15 метров от палубы. Мы хорошо видели лица пилотов и думали, что теперь нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулеметов. Вода вокруг сделалась красной...».
На кораблях с заключенными подняли белые флаги, но жуткая бойня продолжалась. На берегу узников убивали немцы, на судах и в воде — англичане. Один из кораблей утонул в течение 15 минут. «Кап Аркона» горел долго, и люди на нем сгорали заживо. Вероятно, пилоты были уверены, что на судах находятся солдаты вермахта. Но эсэсовцы быстро ретировались на катере... Вместе с тем летчики не могли не видеть лагерные полосатые униформы узников, но строго выполняли приказ: «уничтожить вражеские суда в гавани Любека».
Буквально за час до освобождения города от фашистов лайнер вместе с находившимися в трюмах и на палубе людьми опрокинулся, другие корабли ушли на дно еще раньше. Те, кто не погиб под бомбами и снарядами британских «Тайфунов» и сумел в ледяной воде проплыть четыре километра до берега, были расстреляны засевшими там эсэсовцами. Море и берег были усеяны трупами. 4 мая немцы сдались фельдмаршалу Монтгомери. Нескольким узникам на «Кап Аркона» удалось спастись только потому, что в момент гибели судна они сумели зацепиться за какие-то детали его конструкции. Их, полумертвых, сняли подоспевшие на помощь катера союзников.
По подсчетам историков, в гавани Любека погибли 13000 узников, около 1500 выжили. На «Кап Аркона» погибли около 5600 человек (для сравнения: «Титаник» унес в пучину «всего» 1513), остались в живых, по разным источникам, от 350 до 500... В морском мартирологе эта катастрофа по числу жертв вышла на печальное второе место.

Люди с «Кап Аркона»
«Родился в сорочке» — так говорят о человеке, которому в жизни сопутствует везение. Это изречение можно отнести лишь к немногим, кого судьба забросила на это судно. Среди них был и немецкий антифашист, в будущем известный актер ГДР Эрвин Гешоннек, который в 1939 году попал в руки гестапо и прошел через все ужасы концентрационного лагеря. Он стал одним из авторов сценария фильма «Человек с «Кап Аркона».
Были на «корабле смерти» и наши соотечественники. В их числе чудом выживший Николай Макарович Петренко (1919 — 1997), известный белорусский композитор, педагог, уроженец Мозырского района Гомельской области. Кому не знакомы его популярные песни «Прывітальная», «Вочы зямлі маёй» и особенно «Ручнікі»! С 1946 года работал в учреждениях народного просвещения, с 1960 г. в Полоцком педучилище, рассказывая молодежи о том, что принес народам фашизм. В Полоцке, на доме 21 по улице Коммунистической, в память о композиторе, заслуженном учителе Беларуси Николае Петренко установлен мемориальный знак.
Крупнейшие морские катастрофы ХХ века
15.06. 1904 г. американский пароход затонул в результате пожара вблизи Нью-Йорка. Число жертв превысило 1000 человек.
14.04. 1912 г. английский лайнер «Tитаник» столкнулся с айсбергом и затонул. 1513 человек погибло.
7.05. 1915 г. английский лайнер «Лузитания» торпедирован германской подводкой у берегов Ирландии. 1198 человек погибло.
24.07. 1915 г. пароход «Истлэнд» из-за перегрузки перевернулся у причала на реке Чикаго (США). По разным оценкам, число жертв от 1300 до 2100.
26.02. 1916 г. французский крейсер «Прованс» затонул в Средиземном море. Погибло свыше 3000 человек.
6.12. 1917 г. французский военный корабль «Монблан» взорвался после столкновения в гавани Галифакса с другим пароходом. Возможное число жертв — от 2000 до 4000 человек.
16.10. 1926 г. китайский военный корабль взорвался на реке Янцзы. Погибло более 1200 человек.
27.05. 1941 г. английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени — немецкий линкор «Бисмарк», потеряв при этом тяжелый крейсер «Худ». На «Бисмарке» погибло 2000 человек, «Худ» унес 1500 жизней.
7.11. 1941 г. в Черном море немецкой подлодкой торпедирован советский санитарный корабль «Армения». Погибло около 5000 раненых и беженцев.
12.04. 1944 г. английский военный транспорт «Форт Стайкен» взорвался с грузом боеприпасов в Бомбейском порту. 1500 человек погибло, 3000 ранено.
30.01. 1945 г. немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» торпедирован в Балтийском море советской подводной лодкой под командованием капитана Маринеско. 5300 человек погибло.
7.04. 1945 г. американской авиацией потоплен самый мощный японский линкор «Ямато». Он унес на дно 2500 жизней.
17.04. 1945 г. советской подлодкой торпедирован немецкий теплоход «Гойя». Погибло около 7000 человек.
16.04. 1947 г. французский пароход взорвался с грузом селитры в порту Техас-Сити. Число жертв, по разным оценкам, от 1500 до нескольких тысяч человек.
26.09. 1954 г. японский паром опрокинут тайфуном. 1172 человека погибло.
21.12. 1987 г. филиппинский паром «Дона Бас» столкнулся с танкером во время тайфуна. Оба судна, охваченные пламенем, затонули в считанные минуты. Число жертв, по разным оценкам, от 2000 до 4000 человек.
28.09. 1994 г. эстонский паром «Эстония» затонул во время шторма у шведского берега. Погибло более 900 человек.
Геннадий Ануфриев


РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика