Успехи без реформЭкономические реформы не были приоритетом для белорусского правительства в 2006 г., однако это не помешало добиться в экономике «очевидных макроэкономических успехов». Такой вывод был озвучен 17 июля в ходе презентации очередного «Мониторинга инфраструктуры Беларуси», подготовленного исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) и Немецкой экономической группой. Как показал проведенный экспертами анализ пяти секторов экономики (автодорог и дорожного хозяйства, железной дороги, телекоммуникаций, газового сектора и сектора электроэнергетики), таких структурных преобразований, как реструктуризация и приватизация предприятий, создание независимых регулирующих органов, открытие рынков для конкуренции, там не наблюдалось. Непоследовательными были реформы в транспортном секторе. Так, не предпринимались попытки реформировать Белорусскую железную дорогу: она сохранила статус монопольного перевозчика на рынке грузовых и пассажирских перевозок и, более того, была реорганизована в департамент Минтранса, сообщил эксперт ИПМ Глеб Шиманович. С 2006 г. БЖД участвует в создании совместного предприятия «Евразия Рейл Логистик» с железными дорогами Германии, Польши и России, что позволит упростить транзит грузов по этому направлению и увеличить грузопоток через РБ. Автомобильные перевозки, наоборот, стали более открытыми для конкуренции. Однако государственные компании в большинстве своем не были приватизированы и находились в привилегированном положении по отношению к конкурентам-частникам. Высокие импортные пошлины на автомобильный транспорт сдерживали развитие рынка грузовых перевозок. Тем не менее даже незначительное улучшение условий транзита через Беларусь привело к росту экспорта транспортных услуг. На рынке пассажирских перевозок продолжилось вытеснение частных перевозчиков. Это происходит за счет того, что функции заказчика и оператора перевозок законодательно не разделены. Их в одном лице представляют государственные автопарки, которые пользуются своим «двойным» статусом. Кроме того, значительно ухудшил положение перевозчиков Указ № 760. По оценкам экспертов, работа в форме унитарного предприятия при нынешней упрощенной системе налогообложения станет для 80% частных перевозчиков убыточной. Говоря о дорожном хозяйстве, эксперты отмечают, что развивать сети дорог невозможно, не улучшив финансирование этой сферы. В частности, необходимо устранить нецелевое использование дорожного фонда, а также увеличить объем транзита грузов через Беларусь. Последнее возможно только при создании благоприятных условий для экспедиторских и транспортных компаний. Оператора дорог — департамент «Белавтодор» эксперты предлагают наделить большей независимостью от Минтранса, чтобы решения о финансировании работ не принимались под влиянием транспортного лобби. Имеет смысл, по их мнению, также пересмотреть источники формирования дорожного фонда. В частности, отменить оборотный налог на пользователей дорог, но увеличить долю акцизов, поступающих в фонд. Его размер составляет в Беларуси 2% от ВВП и является достаточным для развитых стран, к которым РБ не относится. Сами же средства фонда тратятся нерационально. Например, в 2006 г. около 20% ушли на нужды села. В Беларуси только 32,4% республиканских дорог находится в хорошем состоянии, 50,2% в удовлетворительном, а 17,4% имеет оценку «неуд», отмечают эксперты. Такое соотношение, впрочем, соответствует уровню Латвии и несколько хуже Литвы. Однако при этом капитальный «недоремонт» дорог вырос в минувшем году с 51 до 56%, в т.ч. республиканских с 67 до 82%. Частные компании не заинтересованы в инвестициях в придорожный сервис из-за его убыточности, отмечают эксперты. Чтобы сделать эту сферу рентабельной, интенсивность движения на дороге должна составлять 8 тыс. автомобилей в сутки. К примеру, на главной трассе Брест — Москва средний показатель составляет лишь 6 тыс. авто в сутки, тогда как для окупаемости проектов по строительству новых дорог требуется интенсивность движения 10 тыс., а для договоров концессии — 6 тыс. автомобилей в сутки. В 2006 г. сохранилось государственное вмешательство в деятельность телекоммуникационного сектора. РУП «Белтелеком» по-прежнему сохраняет статус монополиста. Возможность покупать дешевый российский газ предопределила отсутствие в 2006 г. реформ в энергетическом секторе. Несколько улучшилась лишь платежная дисциплина. Однако неизбежное повышение цен на газ вынуждает правительство принимать срочные меры по предотвращению дальнейшего роста цен на электроэнергию. Дмитрий ЕРМАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Обнародован «Мониторинг инфраструктуры Беларуси» |
|