Сроки горят — деньги таютЕсли бы Закон «О защите прав потребителей» соблюдал паритет между товарами и работами (услугами), то автомобиль можно было бы купить почти в два раза дешевле. По крайней мере в той ситуации, о которой пойдет речь ниже. Но, заметим, сэкономить деньги может и грамотный договор купли-продажи. Ситуация такова. Человек выбрал в автосалоне автомобиль по выставленному образцу и заключил с салоном договор купли-продажи такой же машины на условиях полной предоплаты. Покупатель внес ее в оговоренный срок: 30% своими средствами и 70% за счет кредита — и отправился ждать свой автомобиль, срок поставки которого был определен в 30 календарных дней с даты внесения оплаты. Однако по истечении месяца выяснилось, что автомобиль в салон не доставлен. Якобы помешали какие-то мелочи с отгрузкой на заводе-изготовителе, потом проблемы у автовоза на пути следования. В итоге покупатель получил автомобиль с просрочкой в 45 дней. Получил без рамок для номерных знаков (за ними предложили «зайти через месяц») и без инструкции по эксплуатации, о которой вообще забыли. Естественно, покупатель отправил автосалону претензию, в которой потребовал компенсировать ему убытки в виде выплат по кредиту за тот период, когда он не мог пользоваться автомобилем, и проценты за пользование чужими денежными средствами за тот же срок. Проанализируем ситуацию. Отношения по розничной купле-продаже (в т.ч. и по ответственности за неисполнение обязательств какой-либо из сторон этих правоотношений) регулируются в первую очередь Гражданским кодексом (далее — ГК) и Законом «О защите прав потребителей». Поскольку этот Закон по рассматриваемой нами ситуации специальных норм не содержит, анализировать его не будем. Согласно ст. 424 ГК по договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него деньги. Кроме того, если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с товаром передать покупателю его принадлежности, а также относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законодательством или договором. Теперь об отсутствии рамок для номерных знаков. Статья 448 ГК обязывает продавца передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности. Если договором комплектность не определена, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычно предъявляемыми требованиями. А они заключаются в том, что все автомобили перед постановкой на учет в ГАИ снабжаются номерными знаками, которые должны быть закреплены в определенных местах автомобилей. И если их невозможно закрепить из-за отсутствия специальных рамок, то это следует рассматривать как нарушение обычно предъявляемых требований. Поэтому в данном контексте можно говорить о том, что покупателю передан некомплектный товар, последствия чего закреплены в ст. 450 ГК. Во-первых, в случае передачи некомплектного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца: а) соразмерного уменьшения покупной цены; б) доукомплектования товара в разумный срок. Во-вторых, если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору: а) потребовать замены некомплектного товара на комплектный; б) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Разумный срок — это понятие оценочное. Для данной ситуации я бы обозначил его в пределах 10 дней. Ровно столько отводится новому собственнику автомобиля на постановку его на учет в ГАИ. Если в течение 10 дней продавец рамки для номерных знаков не представил — формально покупатель может отказываться от исполнения договора купли-продажи и требовать возврата уплаченной денежной суммы. Теперь о главной проблеме конфликта — просрочке передачи автомобиля покупателю. Если продавец не исполняет в точности обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, то на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии со ст. 366 ГК со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы. Таково предписание п. 4 ст. 457 ГК. Там же, кстати, указано, что стороны могли предусмотреть в договоре обязанность продавца уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты начиная со дня получения этой суммы от покупателя. Однако такого условия клиент и автосалон в договоре не предусмотрели, поэтому покупатель вполне правомерно потребовал выплатить ему проценты со дня, когда автомобиль должен был быть ему передан. Однако предусмотри он в договоре такой нехитрый пункт — вполне мог бы получить проценты и за те 30 дней, которые были отведены на поставку ему автомобиля. А вот с убытками, «связанными с выплатой кредита и процентов по кредиту за период, когда по договору передача товара должна быть произведена до дня фактической передачи товара», которые покупатель также выставил продавцу, на мой взгляд, не все так однозначно. Статья 14 ГК определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В описанной ситуации я не вижу убытков покупателя в том виде, в каком он их выставил продавцу. Если бы автомобиль передали ему вовремя, он уплатил бы банку те же самые суммы, которые он уплатил и так. Где же здесь убытки? С другой стороны, если бы покупатель отказался от исполнения договора купли-продажи из-за передачи ему некомплектного товара (см. выше), то наряду с уплаченной за автомобиль суммой он мог бы потребовать с продавца и убытки в размере сделанных им выплат по кредиту. Однако если дело дойдет до суда, то вместе с требованием выплаты процентов по ст. 366 ГК покупатель может еще рассчитывать и на компенсацию его морального вреда, что может составить приличную сумму. Обращает на себя внимание еще один аспект, вернее, оплошность законодателя. По Закону «О защите прав потребителей» исполнитель в случае нарушения сроков выполнения работы (оказания услуги) уплачивает потребителю за каждый день или час просрочки неустойку в размере одного процента цены выполнения работы (оказания услуги). А вот применительно к просрочке передачи товара потребителю по договору купли-продажи такая неустойка Законом не установлена. Хотя, по информации из Министерства торговли, в новой редакции Закона «О защите прав потребителей» эта несправедливость будет устранена. Илья ЛАТЫШЕВ,юристЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Человек и рынок |
|