Почему пробуксовывает стройка?В мире немало прекрасных воднолыжных баз. Максимум через три года таковая появится и в Беларуси. Уже нынче участники недавнего международного турнира за риксеном высоко оценили его организацию. А ведь уникальный комплекс на берегу Птичи, что под Минском, только начинает обретать реальные очертания. Несколько объектов еще даже не начали строиться, а потому говорить о настоящем уюте не приходится. И, несмотря на это, гости из Голландии, Германии, Чехии, Польши, России, Украины остались в восторге от уже созданных условий для тренировок и соревнований. С теми, что имелись еще семь лет назад, их и близко не сравнить. Хотя белорусская воднолыжная школа давно признана одной из лучших не только в Европе, но и в мире. Не имея ни одной собственной электродороги, наши земляки безоговорочно доминировали на всех риксеновских турнирах, включая планетарные форумы. И на чемпионатах континента за катером неизменно входили в тройку сильнейших, привозя домой целые коллекции индивидуальных медалей. Но добывались они скорее вопреки, а не благодаря. Тот же воднолыжный клуб «Олимп» в Волчковичах представлял собой жалкое зрелище. Жили чемпионы в ветхих деревянных бараках с давно прогнившими полами, где нередко хозяйничали мыши. Катались за старыми катерами, частенько выходящими из строя. А то и вовсе не выезжали на воду по причине отсутствия бензина. Хороший инвентарь также покупался редко, из-за чего особенно в прыжках лидерам сборной не удавалось в полной мере себя реализовать. Даже качественные гидрокостюмы и калипсо для них были проблемой. Коренным образом ситуация изменилась после того, как в 2000 году на клубной базе «Олимп» побывал Президент страны и НОКа Александр Лукашенко. Ее убогость поразила Главу государства. Подчеркнув, что команда, приносящая славу Беларуси, заслуживает лучшей доли, Александр Григорьевич распорядился не только об обеспечении ее современным оборудованием и инвентарем, катерами и высокооктановым бензином, но и о реконструкции базы. И уже со следующего лета она превратилась в большую стройплощадку. Сначала на берегу Птичи выросли два бревенчатых коттеджа, на фоне которых старые постройки стали казаться еще более неказистыми. С 2003 года, к огорчению соперников, еще ощутимее стало и превосходство наших воднолыжников на соревнованиях за электротягой. Что не удивительно: с введением в строй собственной дороги тренироваться на ней спортсмены стали не от случая к случаю, а регулярно. Похорошела и сама акватория, которую осушили, почистили и с помощью дамбы разделили на два водных стадиона — классический и риксеновский. А потом вдруг дело застопорилось. В 2004-м на стройку не выделили ни копейки. Оказалось, кто-то из чиновников «наверху» посчитал, что коль лебедка запущена, значит, можно проводить крупные международные турниры, и… резко снизили стоимость объекта. Финансирование возобновилось лишь после того, как главный тренер сборной Виктор Новожилов на постафинском олимпийском собрании обрисовал Александру Лукашенко истинное положение вещей. Посетивший через несколько дней Волчковичи тогдашний вице-премьер Владимир Дражин убедился, что Виктор Викторович в своем выступлении нисколько не сгущал красок. Совместными усилиями они выработали протокол «О ходе поэтапного проектирования и реконструкции воднолыжной базы РЦОП», в котором подробно расписали, что и когда должно сдаваться. Но установление очередности ввода объектов обернулось дополнительными проблемами, почему пришлось добиваться перевода объекта в разряд безочередных. Дело в том, что приступить к возведению эллинга и двух домов для проживания спортсменов можно было, лишь убрав старую заправку. По сути, это означало прекращение тренировочного процесса, причем на долгое время, ведь новая топливозаправочная станция стояла только в четвертой очереди. Воднолыжников такой вариант, естественно, не устраивал. И потому прежде, чем продолжить работы, пришлось дождаться внесения корректив в инвестиционную программу. В прошлом году планировалось построить два коттеджа для спортсменов, « для катеров, упоминавшийся топливозаправочный пункт и благоустроить территорию. Однако выполнить намеченное вновь не удалось. Как рассказала начальник управления капитального строительства Министерства образования Лидия Зайцева, причиной тому стала недобросовестность строителей 35-го треста: «Они очень плохо работали. Возглавляющий выступающую в роли заказчика дирекцию строящихся объектов БГУ Александр Казак немало намучился с этой организацией и в сентябре оказался вынужден разорвать контракт. Найти же другую бригаду очень непросто. Вы не представляете, какой кровью мы вытаскиваем все объекты. Потому что строителей не хватает. Очень многие уехали на заработки в Москву. А те, что остались, не справляются с предложенными объемами. Им приходится закрывать по три программы! Зачастую утром они работают в одном месте, а через два часа уже перевозим в другое. При этом связываться с акционерными обществами, не зная их репутации, довольно опасно: слишком часто они нас подводили». В качестве возможного подрядчика рассматривалась надежная стройорганизация из Молодечно. Но по положению Минстроя, если есть свои фирмы, приглашать иногородние, которым нужно платить командировочные, нельзя. При этом все столичные тресты настолько загружены, что ничего и слышать не хотят об объекте за городом. Только в июне в результате проведенного тендера был определен очередной подрядчик, которым стало 113-е СУ. Около двух недель назад с ним оформили договор о передаче незавершенного строительства, после чего строители приступили к работе. Тем временем воднолыжники уже обживают не так давно сданные два дома — красивые, светлые и уютные. Виктора Новожилова, правда, тревожат некоторые недоделки — в частности, работа бойлеров и сантехники, но это временные трудности, связанные с тем, что оборудование полностью не налажено. Годовая гарантия для того и предусмотрена, чтобы устранить все недочеты. Полным ходом ведутся и работы по благоустройству. Уже проложены подъездные пути к новым коттеджам, сделаны площадки, лестницы… Завершены канализация с биологической очисткой и мощная водокачка с системой обезжелезивания. «Это очень дорогие работы, — подчеркивает Лидия Зайцева. — Если возведение дома без «начинки» стоит порядка 300 млн. рублей, то один километр дороги — 1,7 млрд. Всего на этот год нам выделено 4,5 млрд. Половина из них уже освоена. Теперь хотелось бы в первую очередь сдать эллинг для катеров с раздевалками, душами, сушилками и мастерскими. Это очень непростое сооружение. Оно стоит в котловане, где одна глина. Для сдерживания наплыва грязи «Минскмелиоводхозу» пришлось вбивать подпорную стену. Иначе его в шесть секунд могло снести. И только после этого к работе приступили строители. Нынче, кроме того, планируем снести старый эллинг, заложить фундамент еще двух домов для спортсменов, а по возможности и закрыть их по контуру, сделать ограждение и, если хватит времени и средств, начать строительство административного здания при электродороге. Все будет зависеть от того, как сработают строители. Затем останется лишь возвести дом для тренеров, подвести к нему наружные сети, закончить благоустройство территории». Второе административное здание на берегу с лечебно-восстановительным центром, столовой, прачечной и залом для бильярда, как выяснилось, строиться не будет. По крайней мере, в ближайшее время. «Это удовольствие обойдется в 10 млрд. рублей, — объясняет Лидия Зайцева. — У нас таких денег нет, почему от него и пришлось отказаться. И так стройка получилась очень дорогой». Тем временем у главного инициатора реконструкции базы Виктора Новожилова болит голова о том, что на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии риксена до сих пор не выделялось ни копейки. А он уже трижды выходил из строя, что оборачивалось долгим простаиванием. Как и машина, электродорога требует постоянного ухода — замены того же масла, редукторов. Ее трос тоже рассчитан на три года, и, значит, в любой момент может попросту порваться, поскольку давно отслужил свой век. Случись такое — и восемь тысяч евро, если они не предусмотрены бюджетным финансированием, на покупку нового быстро не найдешь. Электроника также запрограммирована на 22 тысячи часов работы, после чего ее следует менять. За время эксплуатации она к тому же успела настолько устареть, что уже сейчас найти детали для ремонта представляется большой проблемой. В последний раз только москвичи подсказали, кто может выручить с «антиквариатом». Но такое самообслуживание — не лучший выход, спасающий лишь до поры до времени. Решать проблему нужно кардинально — пробивать целевые средства на обслуживание и ремонт оборудования, которое изнашивается и периодически ломается. Несмотря на то, что стройка несколько затянулась, мечта воднолыжников о собственном уникальном комплексе и о крупнейшем форуме в Минске уже не кажется несбыточной. Как отмечали выше, они и сами стремятся ее приблизить, берутся за проведение международных турниров, в ходе которых только и можно проверить готовность всех служб к масштабным мероприятиям. И значит, ждать встречи со всей мировой воднолыжной элитой осталось совсем недолго. Окончание реконструкции базы станет большим подарком и для жителей и гостей столицы, которые, приехав сюда, получат неизгладимые впечатления от катания на водных лыжах. |
|