Они нам должны
Они нам должны
Белорусов заставляют покупать свое Эффективность работы гипермаркетов в Беларуси будет определяться степенью их сотрудничества с белорусскими предприятиями. Алесь СЕРЖАНОВИЧ По словам министра торговли Беларуси Александра Иванкова, прозвучавшим 23 июля на пресс-конференции, препятствовать работе гипермаркетов в нашей стране никто не намерен. Впрочем, плата за возможность работать в Беларуси будет особенной. "...Судить мы об их работе будем по заключенным договорам с нашими предприятиями-производителями", — заявил А. Иванков, показав, что не очень доволен работой гипермаркетов. Основная причина недовольства министра заключается в том, что на прилавках гипермаркетов, по его мнению, по-прежнему мало белорусской продукции. Так, в гипермаркете "Гиппо", по словам А. Иванкова, должно быть не менее 65 тыс. наименований продукции, в том числе 45-50 тыс. из них должны относиться к продовольствию. Однако сейчас, "по укрупненным подсчетам", в гипермаркете продается только 12-15 тыс. наименований. Ниша есть. Тем более министр уверен, "что все, что у нас производится, должно присутствовать на прилавках". А потребитель пусть решает, покупать это или нет. Напомним, что подобные предложения впервые прозвучали на коллегии Министерства торговли, прошедшей в Бресте 19 июля. Там, кроме всего прочего, А. Иванков предложил бесплатно передать по 50-60 кв. метров площадей крупных торговых центров для размещения продукции концерна "Беллегпром". Но, отвечая на вопросы журналистов 23 июля, министр уже не настаивал на безвозмездной передаче площадей. "Нет, — сказал А. Иванков, — не бесплатно. Это вопрос субъектов хозяйствования. Они сами будут определять, что сколько стоит. Туда я влезать не собираюсь. Моя задача: у покупателя должно быть право на выбор". По словам А. Иванкова, возможность строить гипермаркеты на территории Беларуси должна компенсироваться продвижением белорусских товаров на российский рынок, ведь в некоторых гипермаркетах присутствует определенная доля российского капитала. Так, например, гипермаркет Prostore существует при 51-процентной российской доле в уставном капитале. При этом, отметил министр, у предприятия — основателя этого магазина, российской компании "Седьмой континент", есть еще 179 филиалов в России. И именно через эти филиалы А. Иванков предлагает поставлять в Россию белорусские товары. "Мы не командуем, что ты возишь и как ты возишь. Вози — мы не возражаем, но будь добр и наш товар туда продвигай. Потому что мы тебе отдали 51% собственности и поэтому просим: на какую сумму россияне ввозят свой товар в Беларусь, на такую и поставляют белорусскую продукцию в свои магазины. Таким образом развивается наша товаропроводящая сеть", — пояснил А. Иванков, говоря о гипермаркете Prostore. По словам министра, никто против этого требования не возражает: и в Подмосковье, и в Калининграде, и в Новгороде люди просят привезти белорусский товар. Заметим, что заняться товаропроводящей сетью следовало бы давно. Но дело в том, что российское правительство любыми способами старается воспрепятствовать белорусским товарам попасть на российский рынок. Контроль за ввозимой белорусской продукцией в России довольно строгий, о чем свидетельствуют "торговые войны", начавшиеся еще в 2006 году. Кроме того, объем белорусской продукции, который может поставляться через сеть магазинов Prostore, вряд ли достигнет существенных размеров. Впрочем, как заметил министр торговли, товаров, которые Беларусь может продать за рубеж, предостаточно. Так, во время пресс-конференции А. Иванков несколько раз говорил о том, что в любом гипермаркете, кроме швейцарских часов, должны присутствовать еще и белорусские, "пусть они стоят даже один рубль". "Кто же виноват, что мы наделали часов на полмира?" — задал риторический вопрос министр. В магазинах поменьше, находящихся вблизи гипермаркетов, министр увидел другую проблему. По словам А. Иванкова, из-за появления столь крупных конкурентов их оборот уменьшился на 10-15%. Поэтому Министерство торговли приняло решение построить в Минске до 2010 года 6 новых гипермаркетов за пределами МКАД. Однако с министром торговли не согласен начальник Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Михаил Евтуховский. На пресс-конференции в мэрии 25 июля он заявил, что падение объемов продаж и отток покупателей в небольших магазинах наблюдались только в самом начале "жизни" гипермаркетов. Так, после открытия первого в Минске гипермаркета Bigzz в продуктовом магазине по ул. Мирошниченко в первые два месяца работы товарооборот снизился на 4-5 млн. BYR, однако потом все наладилось. Не испытал существенных затруднений в работе и магазин "Витебск", который находится на ул. Гамарника. С открытием гипермаркета Prostore на проспекте Дзержинского падение товарооборота в близлежащих магазинах "Брест", "Волгоград" и "Зеленый клен" наблюдалось также только на протяжении первых 1-1,5 месяца. Кроме того, М. Евтуховский отметил, что работа гипермаркетов не только не вредит, но и приносит пользу магазинам "шаговой доступности". Так, руководство универсама "Юбилейный-92", предвидя появление гипермаркетов, сделало ремонт залов и провело техническое переоснащение. И, по словам М. Евтуховского, это дало результат: количество покупателей после открытия гипермаркета сохранилось на прежнем уровне. "Все магазины шаговой доступности работают и выполняют свое предназначение, имеют стабильную рентабельность", — заключил чиновник. Справка "БР" Сегодня в Минске работают 4 гипермаркета — Bigzz, Prostore, "Гиппо" и "Корона". На них приходится 7-8% городского товарооборота. По плану правительства в 2010 году в Беларуси должно быть построено 11 гипермаркетов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эффективность работы гипермаркетов в Беларуси будет определяться степенью их сотрудничества с белорусскими предприятиями.
|
|