ДРИБИНСКИЕ ШАПОВАЛЫ
ДРИБИНСКИЕ ШАПОВАЛЫ
С давних пор славится дрибинская земля мастерами-шаповалами. А вот когда на Дрибинщине появился этот промысел, точно не известно. По одной версии, в начале XVIII века пришли в эти места не то смоленцы, не то нижегородцы, которые знали толк в ремесле изготовления валенок, шапок и рукавиц из овечьей шерсти. По второй версии, местный помещик отправил своих людей в эти города на обучение. Но, так или иначе, слава о дрибинских шаповалах разошлась далеко по свету. Говорят, один из мастеров, некто Шарловский, даже до Америки добрался, где долгое время жил и работал. Высылал семье по 300 рублей ежемесячно — весьма приличную сумму по тем временам, ведь мастера, которые постоянно занимались валяльным промыслом, как правило, зарабатывали в сезон около 25 рублей. Как установил известный этнограф Е.Р.Романов, дрибинские мастера-шаповалы, для того, чтобы непосвященные не смогли узнать их секреты, изобрели свой профессиональный язык — «катрушницкий лемезень», в котором было около 915 слов. Часть их переделывалась из белорусских с добавлением приставки «ку» (куград, кулуг, куцэгла) или «шу» (шурака, шукума). Но были среди них и оригинальные: нос — моршчык, дождь — трухней, солнце — сьвянка, вода — суга, и т.д. В последнее время интерес к дрибинскому шаповальству растет, поэтому центральный зал историко-этнографического музея в Дрибине посвящен истории этого промысла. — В нашем музее, — говорит его директор Елена Ребковец, — пять залов: Великой Отечественной войны, этнографии, шаповальства, природы Дрибинщины, народной одежды края. Центральная экспозиция — о шаповальском промысле. При музее открыт клуб «Шаповал». В него вошли местные мастера, которые хранят секреты мастерства своих дедов и прадедов: Людмила Тихонова, Стефан Богданов, Григорий Цыганков, Анатолий Михеев, а также школьники разных возрастов. Таким образом мы сохраняем традиции народных промыслов на Дрибинщине. Герман Москаленко |
|