Источник материала:
НЕПРАВДА ВАША
Видимо, нет журналиста, который не стремился бы писать интересно, остро. И это хорошо. Плохо лишь то, что, когда не удается найти интересные факты, некоторые прибегают к искусственному оживляжу — сочиняют страшилки, откровенно привирают, выдумывают, преувеличивают. В этом смысле особенно много достается советскому времени.
Выдумка №1
О зверствах худсоветов и нелегкой судьбе «вечеров»
Тут самое популярное у бесталанных (или лукавых) журналистов — домыслы о том, как свирепствовала цензура, в т. ч. в виде худсоветов. Это любимая тема в выступлениях некоего Г. Скороходова по российскому радио и в печати. Он участвовал в обсуждении «Подмосковных вечеров», написанных для фильма «В дни спартакиады», на худсовете. Песня прекрасная, особенно по мелодичности. И, узнав о придирках к замечательному произведению каких-то худсоветчиков, трудно сдержать возмущение: ну и времена были, не приведи Господь! Ведь суть претензий предусмотрительно не названа.
А она проста. М. Матусовский, которого отношу к самым лучшим поэтам-песенникам, на сей раз был не совсем точен: «Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня? Трудно высказать и не высказать все, что на сердце у меня». Мало того, что нет связи между трудностью выражения всего, что на сердце, и низким наклоном головы милой, так еще и совершенно непонятно, как это она, милая, умудрилась выгнуть шею так, что стала смотреть сразу и искоса, и «низко голову наклоня» — исподлобья. С головой что-то случилось или шея была вывихнута? Читал, что Марк Бернес очень просил поэта устранить эту «анатомическую» несуразность, но тот не сумел. Но если б только это! В финале — вообще бессмыслица: «А рассвет уже все заметнее. Так, пожалуйста, будь добра, не забудь и ты эти летние подмосковные вечера». Каким образом вечер оказался не перед ночью, как все нормальные вечера, а после нее, ближе к рассвету? Сие — уже несообразность астрономическая или географическая (если кто не знает, ленинградец Соловьев-Седой первоначально писал музыку для песни с предполагаемым названием «Ленинградские вечера». Вечер и рассвет можно спутать в Ленинграде с его белыми ночами, но не в Москве!). И почему не забыть вечера надо из-за того, что рассвет все заметнее?
Мы видим, что «свирепый» худсовет оказался хилым, мягкотелым, позволил ложке дегтя подпортить бочку меда (одну из лучших песен).
Выдумка №2
О том, что беспартийность мешала карьере.
Одна солидная газета написала, что Алиса Фрейндлих, народная любимица, отказалась вступать в КПСС и потому народной артисткой СССР стала только при перестройке. Ложь двойная: в 1981 г., когда 47-летняя актриса получила это звание, оставались еще годы до т. н. перестройки. Беспартийная Ю. Борисова стала народной в 44 года, а коммунист В. Этуш — в 61. Л. Орлова, И. Ильинский, М. Жаров, Ф. Раневская, И. Скобцева, К. Лавров, Т. Доронина, А. Баталов, Н. Мордюкова, И. Смоктуновский, Л. Касаткина, А. Джигарханян, А. Папанов, В. Зельдин и.т. д. стали народными, не будучи членами КПСС, и к тому же в более раннем возрасте, чем некоторые артисты — члены КПСС.
Многие выдающиеся деятели театра и кино так и не удостоились самого почетного звания, хотя были коммунистами. Актер Н.Боголюбов (снялся в фильмах «Окраина», «Великий гражданин», «Семеро смелых» и др.), режиссеры А. Довженко и А. Роом были только народными артистами РСФСР. А коммунист В. Шукшин — актер, писатель и режиссер — не получил и этого звания.
Выдумка №3
О кинолентах, которые так и не пошли в прокат
Та же газета писала, что фильм «Звезда» по повести Э. Казакевича пролежал на полке «не один десяток лет». А он и половины этого срока не пролежал: был снят в 1949 г., выпущен на экраны в 1953 г. В этой же статье утверждается, что фильм М. Хуциева и Г. Шпаликова «Застава Ильича» так и остался лежать на полке. А он увидел свет под названием «Мне 20 лет».
Недавно исполнилось 70 лет уроженцу Лепеля режиссеру Владимиру Мотылю, снявшему «Белое солнце пустыни» и другие прекрасные ленты. Все та же газета отметила юбилей земляка заметкой «Гори, гори, моя звезда». В этой маленькой заметке содержится крупная неточность: «…лента Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»… пролежала на полке более 10 лет». Статьи о режиссере-земляке нет в Белорусской Энциклопедии. Открываем справочник «Кто есть кто в России» (М., 1997). Фильм «Женя, Женечка и «катюша»… был снят в 1967 году. А теперь откроем эту же газету, но 40-летней давности, и просмотрим репертуар минских кинотеатров. Почему не 30-летней или около того? Ведь если верить газете нынешней, то картину показали не ранее 1977 г. Здесь нужно пояснение. Отчетливо помню, что смотрел эту кинокомедию в 1968 году и, разумеется, она есть в киноафише газет того времени. Кстати, в конце восьмидесятых, читая о «гонениях» на Высоцкого, с удивлением узнал, что «Короткие встречи» К. Муратовой, где он снялся в главной роли, были запрещены. Но я-то видел этот «запрещенный» фильм в том же 1968 году, в селе Вольно-Надеждинском Приморского края, где был в командировке. Вывод: сочинителям, запросто кладущим на полку или запрещающим советские фильмы, наживая дивиденды на россказнях о «коммунистической цензуре», надо следовать хотя бы принципу «Ври, да меру знай» — ведь живы многие, кто помнит советскую эпоху, они могут прищемить лгунам язык.
Что касается К. Муратовой, то уже при «перестройке» были сложности с выпуском на экраны ее картины «Астенический синдром», из уст героини которого сыпалась площадная брань. Это к тому, что худсоветы не помешали, просто у некоторых кинодеятелей отсутствует совесть. У таких, например, как творцы фильма «Сволочи», рассказывающего, что якобы в СССР из детей готовили диверсантов, посылая их на верную гибель. Из откликов на этот фильм узнал, что детей-диверсантов готовили как раз фашисты! Но люди без совести и чести перевернули все с ног на голову, чтобы оклеветать свою страну.
Вернемся к подшивке газеты за 1967 год. Из нее видно, что якобы пролежавший «на полке более 10 лет» фильм «Женя, Женечка…» преспокойно шел в кинотеатрах Минска, начиная с 25. 09. 1967 г. (Дом офицеров, к/т «Центральный» и к/т «Искра»). Газета опровергает саму себя.
Выдумка №4
О запрете некоторых поэтов
К последней годовщине развала Советского Союза изучаемая нами газета провела опрос: «А вы хотели бы вернуться в СССР?». Поразил ответ Г. Гарбука: «…никогда! Подумать только, я Есенина узнал лишь в институте, и то читал под одеялом. А вот цензуру совести для СМИ надо бы вернуть из СССР: разнузданность, особенно телеэфира, порой просто поражает». В здравом смысле артисту не откажешь. Но память у него явно короткая. Есенин никогда не был запрещен, несмотря на противоположные утверждения нечестных или несведущих людей (видимо, им и поверил актер). По БелЭн, Г. Гарбук учился в институте в 1954–1958 гг. Вскоре после войны было издано два «Избранных» Есенина (М.: ГИХЛ, 1946, 478 с., 57000 экз.; М.: Гослитиздат, 1952, 272 с., 75000 экз.) и «Стихотворения» (Л.: Советский писатель, 1953, 352 с., «Библиотека поэта»). Через год после войны в разрушенной стране издают почти 500 страниц Есенина! В 1955 г. — двухтомник, в 1956 г. — еще том. Так что читать Есенина было можно. Видно, что-то с памятью у актера случилось.
А. ИВАНЧЕНКО