РОССИЯ И ЗАПАД СЕГОДНЯ
РОССИЯ И ЗАПАД СЕГОДНЯ
Агрессивная внешнеполитическая деятельность ныне правящей в США республиканской партии а также экономическое развитие лидеров мировой экономики регулярно стимулируют рост тарифов на энергосырье. В этой связи значимость богатых углеводородным сырьем стран колоссально возросла. Россия является одним из ключевых игроков в данной системе взаимоотношений поставщиков и потребителей энергоресурсов. Вторгаясь в Афганистан и Ирак, Вашингтон испытывал беспокойство по поводу возможной реакции Москвы на данные инициативы, так как означенные территории традиционно входили в сферу влияния России. С тем чтобы добиться лояльности российского руководства по указанным моментам, Штаты смягчили привычный критический тон в отношении своего стратегического оппонента и даже объявили Россию своим партнером. Со своей стороны Кремль действительно довольно спокойно реагировал на американскую экспансию, и, как могло показаться, всецело сконцентрировался на экономической деятельности. Прежде всего, в области экспорта нефти и газа. К тому же именно эти сегменты российской экономики стали приоритетными. Каждый решал свои задачи, и интересы сторон как будто не пересекались. Отдельные европейские государства-лидеры пошли еще дальше, и не на словах, как США, а на деле стали демонстрировать сближение с Москвой. Это выразилось, прежде всего, в коммерческом взаимодействии России с Италией, а также с Германией. Довольно быстро сотрудничество стало принимать очертания стратегического характера, так как речь шла в основном о нефтегазовых контрактах. В какой-то момент малые страны ЕС даже стали испытывать тревогу по поводу политической консолидации Объединенной Европы. Невооруженным глазом было видно, как лидеры отдают предпочтение двусторонним отношениям с богатой ресурсами Россией, игнорируя общеевропейские интересы, что ставило под удар менее развитые страны восточной части континента, которые в большинстве своем находятся не в лучших отношениях с Москвой. Ситуация определенно стала выходить из-под контроля США, но сверхдержава на удивление быстро обратила нежелательные для нее процессы вспять. Возвращение Вашингтоном своих пошатнувшихся позиций выразилось в смене власти, вначале в Италии, затем в Германии, и, наконец, во Франции. В последних двух к руководству пришли откровенно проамериканские политики в лице Ангелы Меркель и Николя Саркози. Все российско-европейские проекты, кроме уже запущенных в действие, были заблокированы. В адрес Кремля послышалась традиционная критика об отсутствии демократических преобразований, и даже была реанимирована антикоммунистическая риторика. Так, в Вашингтоне появился памятник жертвам коммунизма, на открытии которого Дж. Буш в духе «старого» времени напомнил о многомиллионных жертвах, к которым привело коммунистическое правление. Усилению нарастающей конфронтации способствовали провокации, наподобие эстонской инициативы о переносе захоронений советских воинов-освободителей. Наконец, проект размещения элементов американской ПРО в Польше и Чехии окончательно рассеял сомнения в том, что российско-европейская оттепель канула в Лету. Быстрая смена политической конъюнктуры в среде европейской элиты свидетельствует о прочности позиций Вашингтона в Старом Свете. Между тем подпитываемая неф-тедолларами Москва, что называется, вошла во вкус и, не выказывая намерения идти на уступки, прочно удерживает лидирующие позиции в мировом рейтинге. Правда, по большей части в экономической сфере. Отказ от патронирования союзных политических субъектов, доставшихся России «по наследству» от советских времен, скорее всего, является осознанной стратегией Москвы. Российское руководство понимает, что на современном этапе оно не может себе позволить претензии, какие выдвигал СССР. Поэтому Кремль сосредоточил свои интересы в области экономического роста. Если же говорить о точках опоры внешнеполитического характера, то их у Москвы осталось совсем немного. При этом очевидно, что они не столько нужны Москве для расширения своих интересов в различных регионах, сколько в качестве аргументов в диалоге с Западом. Одной из таких «разменных монет», к примеру, является косовский вопрос. Отдельно следует сказать об Иране, который Россия долго отстаивала перед США в Совете безопасности ООН. Однако когда несколько месяцев назад российская сторона отказала Ирану в обещанных поставках топлива для АЭС, стало понятно, что покровительство закончилось. Защищать Иран в современных условиях совсем непросто. Страна является ключевой в своем регионе и, по определению, не может оставаться в стороне от происходящего. В то же время дестабилизация Ближнего Востока, стремительно поглощающая соседние зоны, вынуждает иранское руководство идти на дальнейшее обострение с Западом. Разумеется, у России сегодня нет резона ввязываться в глобальный конфликт Запада с исламским миром. Более того, Москва заинтересована, чтобы Штаты как можно глубже увязли на Ближнем Востоке. Учитывая описанные тенденции, можно смело предположить, что противостояние по линии Россия--Запад в ближайшее время значительно активизируется. При этом Вашингтон вряд ли ограничится защитой американских зон влияния и постарается максимально расширить свое присутствие на российском поле. Тем более что российское направление традиционно считается приоритетным для демократической партии США, которая в следующем году, надо полагать, возьмет в свои руки бразды правления сверхдержавой. Иными словами, обстоятельства поставят Москву перед необходимостью вернуться к полномасштабной политике, а значит, по-новому взглянуть и на политическое поле, которое состоит не только из оппонентов, но и союзников. Глеб ВОЛКОВ |
|