Года три назад, когда в Беларуси появились первые экземпляры Iran Khodro Samand и представители завода говорили о возможности белорусской сборки этих автомобилей, мы отнеслись к данной идее скептически. Полтора года назад, когда за продвижение Samand взялись всерьез и разговоры о строительстве завода в Беларуси стали звучать все чаще, никто по-прежнему не верил, что это реально. А сегодня под Минском уже ведется "отверточная" сборка Samand, вот-вот состоится подписание генерального договора, после которого начнется строительство полноценного автомобильного завода. Кто после этого будет спорить, что даже самая необычная идея имеет право на жизнь?
Между тем о промышленной группе Iran Khodro вообще и об автомобилях Samand в частности белорусы пока знают пугающе мало. Известно, что модель спроектирована на агрегатах Peugeot 405 и... И все! Чтобы восполнить информационный пробел, группа белорусских (а также российских и армянских) журналистов отправилась в Иран.
Статус
- Цель вашего визита в Иран? - строго спросил таможенник в тегеранском аэропорту.
- Командировка на завод Iran Khodro для написания репортажа.
- Iran Khodro? Добро пожаловать! - широко улыбнулся он.
Эту улыбку потом мы видели часто. Ведь промышленная группа Iran Khodro - в своей стране предмет гордости, почти святыня. Огромный холдинг, в который входят легковой и грузовой автозаводы, автобусное производство, заводы по производству автомобильных запчастей и комплектующих, компания, занимающаяся железнодорожными перевозками, и т.д. - всего десять огромных предприятий.
Это уже не градообразующее предприятие - это флагман иранской промышленности. Группа Iran Khodro по результатам 2006 года заняла 16-е место по объемам производства среди мировых производителей, хотя еще три года назад не входила даже в двадцатку. Всего же в прошлом году иранский автопром выпустил 1.075.000 новых автомобилей, из которых 55,8% составляют произведенные на заводах Iran Khodro. А в секторе коммерческих автомобилей ее доля равна 58%. Неплохой результат, особенно если учесть, что из 45 лет своего существования Iran Khodro бурно развивается от силы только последние десять...
Вчера...
Начиналось все в 1962 году. Компания Irannational, только в 1980 году переименованная в Iran Khodro, тогда освоила производство микроавтобусов, автобусов и грузовых автомобилей Mercedes-Benz. Пять лет спустя к ним присоединилась легковушка: в производство был запущен 4-дверный седан Paykan, выпускавшийся в Великобритании с 1966 года. Но если на родине морально и технически устаревший Paykan ушел со сцены в 1979 году, то иранский автопром выпускал эту модель почти сорок лет! И выпускает до сих пор, только в виде пикапа. Так что нет ничего удивительного в том, что сегодня Paykan составляет основу автомобильного парка Ирана.
"Эпохой Возрождения" иранской автомобильной промышленности можно считать 1990 год, когда при содействии французской компании Peugeot на заводах Iran Khodro освоили производство лицензионной модели 405, причем под маркой Peugeot.
С чего бы это вдруг французы так легко доверились иранцам? Помогла репутация Iran Khodro как надежного подрядчика: на мощностях компании уже давно собирался двигатель PSA XM7, который устанавливался на Paykan. Качество вполне устроило французов, и они доверили иранцам сборку 405-й модели, которая позже "развилась" в модели Pars и RD, предназначенные для местного и соседних рынков.
Следующим этапом сотрудничества стал Peugeot 206 - полноценное производство этой модели запущено в 2001 году. А с 2006 года на конвейер встал Peugeot 206 Sedan. И на сегодняшний день он производится только в Иране, хотя продается во многих странах мира под маркой Peugeot - это к вопросу о качестве сборки.
Собственные модели Iran Khodro выпускает с 2000 года. Разработанный на базе... правильно, Peugeot 405 среднеразмерный седан Samand имеет другой дизайн, но при этом конструктивно ничем не отличается от "донора". Конечно, можно поспорить, насколько это "своя" модель, но тот факт, что иранцы не пожелали оставаться всего лишь сборочным производством и тратят деньги и силы на разработку новых моделей, заставляет проникнуться к ним уважением.
Впрочем, на 40% принадлежащая государству компания Iran Khodro имеет сильную административную поддержку. Еще в 2003 году министерством промышленности была разработана программа стратегического развития национального автопрома, в основе которой - соответствующий законодательный акт, предусматривающий следующее:
1. Создание промышленных центров автомобилестроения для производства экономичных, экологически безопасных, конкурентоспособных на мировых рынках моделей автомобилей отечественных торговых марок;
2. Организация производства автомобилей широкого спектра потребительских свойств и ценового ряда;
3. Расширение производства отвечающих мировым стандартам качества комплектующих и запасных частей для автомобилей;
4. Развитие в стране современной сети автосервиса;
5. Обеспечение поставок на экспорт не менее 25% произведенной продукции.
Кроме того, в постановлении была озвучена рекомендация создать конкретные стимулы для поощрения отказа населения от эксплуатации устаревших и приобретения новых, преимущественно малолитражных, экономичных моделей отечественных автомобилей. В итоге все это вылилось в довольно интересную программу: правительство Ирана посредством автозаводов выкупает у населения автомобили старше 30 лет и таким образом дотирует покупку новых авто. Впрочем, это уже не вчера, а...
Сегодня...
Каждый владелец автомобиля старше 25 лет может продать свой автомобиль заводу, или, выражаясь иначе, "сдать в зачет", получив первоначальный взнос на новый автомобиль. Правительство, в свою очередь, выплачивает автозаводу порядка 3000 долларов за каждую принятую "развалюху", но при этом завод обязан утилизировать ее по всем правилам. Планируется, что таким способом ежегодно будет "заменяться" порядка 500.000 старых автомобилей, что вполне реально - ведь в следующем году "закупочный" возраст будет снижен до 15 лет.
И это - только одна из мер по развитию автомобильной промышленности Ирана. Сегодня потенциальная емкость местного рынка новых автомобилей составляет 1.200.000 экземпляров, с учетом же действия программы по замене старых автомобилей специалисты смело увеличивают эту цифру до 1.400.000. А выпускается пока чуть больше миллиона, так что перспективы для развития есть - хотя бы на местном рынке. Причем в планах Iran Khodro - обеспечить более 60% спроса.
Впрочем, иранцы сегодня в большей мере нацелены на экспорт. И это одна из причин, по которой журналисты из стран СНГ оказались в Тегеране, на заводах Iran Khodro. За два дня встреч со специалистами и руководителями различного уровня мы неоднократно слышали: "планируется увеличить поставки", "намерены организовать производство", "интересуют технические наработки", "нас привлекает кадровый потенциал" и т.д. Причем все это говорилось о российском, белорусском, армянском и других рынках.
Иранцы всерьез намерены строить заводы и сборочные предприятия. Собственно говоря, они уже их строят. География распространения Samand, как выяснилось, чрезвычайно широка. Сегодня продукция Iran Khodro поставляется в ОАЭ, Иорданию, Сирию, Ливан, Алжир, Ливию, Тунис, Россию, Болгарию. В планах - поставки в Турцию, Афганистан, Казахстан и Узбекистан. Заводы по сборке Samand уже действуют в Азербайджане (там машины выпускаются под собственной маркой AzSamand), с прошлого года работает завод в Венесуэле, есть производство в Сирии. Ну и, конечно же, сборочное производство имеется в Беларуси.
Параллельно с заводами осваиваются и смежные производства. В самом Иране на предприятиях Iran Khodro производится около 90% комплектующих для выпускаемых моделей, такой же степени локализации планируется достичь и на иностранных заводах, чтобы сэкономить на логистике и доставке. Что это означает для нас? То, что одновременно со строительством автомобильного завода в Беларуси будет вестись и поиск партнеров для организации смежных производств. А это - инвестиции, рабочие места, налоги...
Кстати, завод в Беларуси будет одним из самых современных производств Iran Khodro. Всерьез нацеливаясь на российский и даже европейский рынок, иранцы большое внимание уделяют качеству автомобилей. И поэтому оборудование закупается самое современное. Например, окрасочные и сварочные линии будут такими же, какие приобрела Toyota для завода в Ленинградской области.
Впрочем, и самое крупное предприятие Iran Khodro под Тегераном, где производится львиная доля легковых автомобилей (наиболее популярные модели Samand и Peugeot 206), оснащено если не по последнему, то как минимум по предпоследнему слову техники. Сварочные линии, роботизированные посты по нанесению антикоррозийных мастик, современные штампы (самые мощные в регионе) - Iran Khodro практически ничем не отличается от европейских заводов. Разве что красят автомобили у них почему-то вручную...
Завтра...
Перспективы у группы Iran Khodro, а вместе с ней и у нашего автозавода, самые радужные. В самое ближайшее время на Samand появятся современные 1,6-литровые 16-клапанные двигатели мощностью 113 л.с., соответствующие нормам Евро-3 (проект TU5). Специально для этого построен новый моторный завод, который будет производить 250.000 силовых агрегатов в год.
Огромное внимание иранцы уделяют также производству автомобилей с газовым двигателем для сокращения расхода топлива. "Мы заранее подготовились к этой проблеме и разработали программу производства экономичных автомобилей и гибридов - рассказал в интервью президент Iran Khodro доктор Монтегги. - В этой связи 60 процентов нашей продукции нынешнего года составляют автомобили на газовом топливе".
В прошлом году компания инвестировала около 55 млн. долларов США в разработку 18 проектов газовых двигателей. Запущена линия по производству экономичных двигателей производительной мощностью 400 тыс. двигателей в год. Этими моторами будет оснащаться вся продукция Iran Khodro.
В настоящее время компания ежедневно производит более 1800 автомобилей на двойном топливе. До апреля 2008 года должно быть выпущено 355 тыс. таких автомобилей. Так что вполне вероятно, что в Беларуси будут выпускать "фирменные" Samand с газобаллонным оборудованием, а не устанавливать его здесь.
Вердикт "АБw"
Отношение к строительству завода Iran Khodro в Беларуси разное. Кто-то понимает, что это шаг вперед и наш, наверное, единственный шанс стать еще и производителем легковых автомобилей. Другие боятся, что как только завод из проекта превратится в строительство, непременно будут приняты меры по "защите рынка": подняты пошлины на столь нелюбимую чиновниками "бэушку" - так всех буквально заставят пересесть на Samand. Вынуждены признать, что вероятность такого развития событий достаточно высока.
Но если это произойдет, то это будет целиком вина белорусской стороны. Потому что сами иранцы в белорусском рынке как таковом не заинтересованы. Они трезво оценивают ситуацию и понимают, что всех поголовно, как в Иране, пересадить на Samand не удастся. Да и не нужно им это. Иранцы рассматривают Беларусь как производственный плацдарм для экспансии на более важные для них рынки - российский и в перспективе западноевропейский. Конечно, для этого нужны отвечающие всем европейским требованиям автомобили, а у Iran Khodro их пока нет. Но, судя по показателям последних лет, они обязательно появятся - иранский автопром, как оказалось, еще более настойчивый, чем китайский. Так что поживем - увидим. Точнее, построим завод - а там уже и видно будет...
Павел КОЗЛОВСКИЙ. Минск - Тегеран - Исфахан - Минск.
Фото автора и фирмы-производителя.
Продолжение следует...
Иранские "ГАЗели"
"Группа ГАЗ" заключила с иранской компанией Iran Khodro Diesel контракт на поставку в Иран микроавтобусов "ГАЗель". Дистрибьюторское соглашение предусматривает экспорт этих автомобилей в Иран в течение ближайших трех лет на 200 млн. долларов. На данный момент первая партия из 500 микроавтобусов "ГАЗель" уже поставлена в Иран, а всего до конца 2007 года автозавод планирует поставить десять тысяч автомобилей этой марки.
Предназначенные для экспорта микроавтобусы "ГАЗель" - в стандартной комплектации, с двигателем, соответствующим международному экологическому стандарту Euro 2. Автомобили комплектуются двигателем ЗМЗ-405 в тропическом исполнении.
Всего в рамках действующего трехлетнего контракта в Иран будет поставлено 28 тысяч микроавтобусов Горьковского автозавода. В планы российских автопроизводителей входит также организация сборки "ГАЗелей" в Иране из готовых машинокомплектов, поставляемых из России. Для обслуживания микроавтобусов в течение ближайших двух лет в различных иранских городах будет создано 27 сервисных центров.
Справка "АБw"
Исламская Республика Иран:
- среднегодовой доход на душу населения - 2700 долларов США (по данным 2006 г.);
- около 40% населения проживает за чертой бедности;
- 45% доходов бюджета поступает от экспорта нефти и газа, 31% - от налогов и сборов;
- в 2006 г. ВВП составил 610,4 млрд. долларов. Рост ВВП - 5%, в 2007 и 2008 гг. прогнозируется рост 7%. Инфляция составляет 15,8%;
- основные статьи экспорта: сырая нефть и продукты ее переработки, руды металлов, сельскохозяйственная продукция;
- основные статьи импорта: продукция тяжелого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырье, текстиль, бумага;
- основными торговыми партнерами Ирана являются Китай, Япония, Германия, Россия, Франция, Италия и Турция;
- Иран обладает 16% мировых запасов природного газа;
- в 2005 г. в Иране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (около 10% мировых запасов). Иран добывает 4,2 млн. баррелей в сутки, из них экспортирует около 2,7 млн. баррелей. Являлся четвертым экспортером нефти в мире (вторым в ОПЕК), а также крупнейшим поставщиком нефти в Китай;
- на 1000 человек приходится 30 личных автомобилей.
Iran Khodro Diesel
8 июля компанией Iran Khodro Diesel была введена в эксплуатацию самая большая на Ближнем и Среднем Востоке линия по производству микроавтобусов. Ее производительность - 5 тыс. микроавтобусов в год. Генеральный директор компании Iran Khodro Diesel Маджид Шейхани заявил, что площадь цеха составляет 15 тыс. квадратных метров. В настоящее время ежедневно будет выпускаться 20 микроавтобусов, в последующем с конвейера будет сходить 30 микроавтобусов. Ранее компанией Iran Khodro Diesel выпускалось 3-4 микроавтобуса в день.