Белорусский Интернет: отстаем на девять летВторая по счету конференция "Деловой Интернет" показала, что неизбежная интеграция Байнета в экономику страны породила массу проблем для тех, кто вовлечен в этот процесс. Автор материала не ставил перед собой задачу сделать обзор выступлений на конференции или рассказать об участниках этой крупнейшей в стране отраслевой "тусовки". В первую очередь, мне хотелось уяснить для себя и читателей газеты нынешнее состояние связанного с Интернетом сектора экономики Беларуси. Получилось или нет - судить вам. Вначале приведу несколько цифр, которые были озвучены различными докладчиками. По данным агентства SATIO, интернет-аудитория Беларуси ежемесячно растет на 3,5%. Около 3000000 жителей Беларуси имеют доступ в сеть. 21% взрослых жителей республики назвали Интернет одним из наиболее предпочтительных источников информации. По данным белорусского ГУПР МВД Беларуси, в нынешнем году число преступлений в сфере высоких технологий у нас в стране выросло на 30%, по сравнению с прошлым. К 2010 году реклама в Интернете составит до 5% всего оборота рекламной индустрии Беларуси. По данным ассоциации коммуникативных агентств России, в 2010 году рынок рекламы в соседней РФ достигнет $500 млн.
Если верить официальным отчетам, то все складывается хорошо. В стране появились сотни интернет-магазинов, в которых можно купить что угодно. А число порталов, по словам специалистов, просто "зашкаливает". Множество сайтов уже причислили себя к этой, более весомой и солидной категории. Не лицензируется более услуга хостинга. Есть и другие успешные показатели. В процентном соотношении в нашей маленькой республике пользователей Интернета больше, чем в соседней России. Следовательно, проникновение сети глубже. Благодаря "Белтелекому" мы получили возможность платить за Интернет дешевле. Правда, когда дело доходит до реальных цифр, ситуация кажется уже не столь впечатляющей. На деле Интернет в Беларуси на 1,5-2 порядка дороже, чем на Западе и в крупных российских городах. Белорусский дата-центр, который действительно впечатляет своими возможностями, тоже требует за свои услуги баснословных денег. Все интернетчики знают историю портала tut.by, который вынужден был разместить бесплатный почтовый сервер в Москве, потому что трафик там дешевле, причем не в два или три раза, а в сто! Дороговизна порождает и проблемы для самих провайдеров. Проведенные в России исследования показали линейную зависимость между ростом числа пользователей и временем, которое они проводят в сети и стоимостью услуг за пользование оной. Очевидно, что если доступ в Интернет будет дешевле, связанные с ним первоначальные убытки нетрудно будет компенсировать. И рынок при этом наверняка удастся оживить. Но этого, похоже, в ближайшее время ожидать не приходится. Прямые сравнения показывают, что по уровню проникновения Интернета мы отстаем от западных стран на 9 лет. Но те, кто бывал в США десятилетие назад, утверждают, что даже тогда доступ в сеть в США был несравненно дешевле, чем сегодня в Беларуси. Докладчики на конференции с грустным юмором выражали надежду на то, что белорусам не придется ждать мегабитного пятнадцатидолларового ADSL еще девять лет.
За рубежом растет интернет-коммерция. Объем ее рынка в США оценивается в $200 млрд. У нас ситуация иная. Развитие интернет-торговли идет медленно. Магазины пока представляют собой одни лишь витрины, откуда можно осуществить лишь заказ. Оплата и доставка обсуждается по телефону. Немало вопросов вызывает и проблема официального лицензирования интернет-магазинов. В принципе, цель у этой процедуры вполне благородная - упорядочение интернет-торговли. Вдобавок это должно помочь государству в сборе налоговых и таможенных платежей и повысить ответственность интернет-торговли. Но сопровождалось это довольно серьезными требованиями - обязательной покупкой доменного имени в зоне by, белорусского хостинга. Тем не менее, "пиратские" магазины в Интернете все равно есть и будут, по крайней мере, если судить по интернет-каталогам. Зона .by - не ограниченная забором территория, за которую нельзя выйти. Выходом из положения, по мнению специалистов, может быть только контроль соответствующих органов и министерства торговли за деятельностью интернет-магазинов, контрольные закупки и прочие меры, которые давно доказали свою действенность.
Сложная ситуация сегодня сложилась и с рекламой. В принципе, каждый год рынок интернет-рекламы в Беларуси удваивается. В 2005 году он составлял $0,75 млн. В прошлом году рынок достиг отметки в $1,5 млн. В этом году вполне может дотянуть до $3 млн. В следующем прибавится на 85-100%. Российский рынок растет значительно медленнее, а американский - всего на 19% в год (рынок обычной рекламы в США почти не растет). Но в абсолютных цифрах все выглядит куда непригляднее. В прошлом году российские компании заработали на рекламе $120 млн. Прогноз прибыли рекламного рынка России на этот год - уже $165 млн. Наши успехи на этом фоне выглядят более чем скромными. Это при том, что в России объем контекстной рекламы превысил объем медийной. А у нас контекстной рекламы совсем немного. Причиной, как считают профессионалы, стало отсутствие заинтересованного в ней заказчика - как правило, это малый бизнес, который в Беларуси выбирает пока другие рекламные площадки - печатные издания, телевидение, радио и т.д. А что касается интернет-магазинов, то большинство их распределено по различным торговым площадкам вроде shop.by. Зачастую им достаточно давать рекламу в пределах этих площадок или нет необходимости рекламироваться вовсе - и так найдут. До мировых тенденций нам и вовсе далеко. К примеру, в США нынешний год считается годом бурного роста видеорекламы и рекламы в социальных сетях. Ежегодно доходы от этих видов рекламы возрастают в два раза. Кроме того, 2007 год принес успех рынку скачиваемых игр и стал началом эры мобильного телевидения. В USA расширяется число пользователей IP-телефонии, ею пользуется, фактически, каждый третий американец. Это также со временем даст дополнительный толчок развитию интернет-рекламы. Набирают силу сетевые сообщества покупателей. В США многие покупатели уже не ходят в магазины и не читают официальные рекламные проспекты, а пользуются услугами тематических сетевых сообществ. Те же процессы идут и в России. Поэтому рекламисты большое внимание уделяют сегодня работе с социальными сетями, блогами и т.д. Очевидно, следует нечто подобное ожидать и в Беларуси. Но вряд ли скоро...
Декрет президента Беларуси "О некоторых мерах по противодействию торговле людьми" - документ, бесспорно прогрессивный. Лицензирование работы брачных агентств и пресечение деятельности разного рода аферистов, зазывающих юных девушек за границу, позволило остановить торговлю "живым товаром". Но подзаконный акт этого документа за номером 449, где указано, что лицензируется в том числе создание и использование банка данных о физических лицах с целью их знакомства, серьезно усложнил задачу создания разделов и сайтов знакомств. Фактически, это стало невозможно. Банк данных - обширная и емкая формулировка, под которую попадает практически все, что содержит информацию о физических лицах и функцию поиска - и желтые страницы, и бизнес-справочники, и, конечно же, сайты знакомств. По закону все это должно лицензироваться, а меры к нарушителям применяются весьма суровые - уголовная ответственность. Поэтому знакомства со страниц белорусских сайтов и порталов исчезли. А пользователи перешли на аналогичные российские интернет-ресурсы mail.ru, mamba.ru и другие. Ничего не поделаешь: закон есть закон. Пострадали, кстати, не только белорусские интернет-ресурсы. Государственный оператор связи, как и мобильные операторы, также не могут работать со службами знакомств. Некоторых послаблений добились лишь бумажные СМИ.
В Беларуси давно уже принят закон об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Но обычные электронные письма и любые тексты электронными документами не являются и даже не могут рассматриваться как доказательства в суде. Хотя, уже сегодня переписка между организациями, субъектами хозяйствования и физическими лицами зачастую ведется по электронной почте. Таким образом пересылаются и самые различные документы. Кроме того, несмотря на то, что закон признает электронную цифровую подпись, сертифицированную ГЦБИ (Государственным центром безопасности информации) при президенте Беларуси, в республике не создан государственный удостоверяющий центр доверия, а значит, невозможно лицензирование и заверение подписей в общегосударственном масштабе. Использование же зарубежных ЭЦП запрещено. Впрочем, государственных центров доверия нет ни в России, ни даже в США. Но там их отсутствие компенсируется наличием частных удостоверяющих центров, которые работают для различных отраслевых и корпоративных объединений. В Беларуси сегодня электронную цифровую подпись может использовать только Национальный банк, именно поэтому денежные переводы приходят почти мгновенно. Будь использование ЭЦП доступно для других организаций и предприятий, возможно, ускорилось бы и решение важнейших экономических задач.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко, выступавший на конференции, сообщил, что проект закона "Об информации, информатизации и защите информации", который находится в Палате представителей, подвергся серьезной доработке. Закон по-прежнему будет содержать три блока, перечисленные в его названии, но потребуется серьезная работа над определениями, изменения и уточнения ряда статей. Из проекта закона уже исключены 11 статей, причем Сергей Александрович отметил, что из оставшихся 47 далеко не все дойдут до принятия в нынешнем виде. Уже получено и учтено порядка 200 замечаний по законопроекту, но это далеко не все. Депутат рассказал журналистам, что в проекте закона дается 45 определений различных понятий, но многие еще требуют уточнения, например, понятие "информатизация". Закон будет "рамочным" - для того, чтобы он работал, потребуются другие законы, регулирующие отдельные направления и правоотношения, например, "Об электронном документообороте". Сергей Семашко отметил, что по новому закону информационные интернет-сайты и порталы не потребуют официальной регистрации в качестве СМИ (в России их регистрация ведется на добровольной основе), кроме того, обсуждается депутатами и вопрос необходимости лицензирования интернет-магазинов. Впрочем, сокращать можно еще много, ведь аналогичный российский документ вдвое меньше - в нем всего 24 статьи. Сергей Александрович призвал всех заинтересованных специалистов и представителей белорусских предприятий и компаний обращаться с предложениями по совершенствованию закона непосредственно в парламент и министерство связи.
Среди выступавших на конференции "Деловой Интернет" было немало людей, в отрасли хорошо известных. Это заместитель министра связи и информации Николай Струков, заместитель генерального директора "Белтелеком" Ирина Подобед, председатель совета директоров компании tut.by Юрий Зиссер, депутат Сергей Семашко. Но были и молодые люди, которые включились в развитие Интернета в Беларуси и уже достигли значительных успехов. Среди них генеральный директор tut.by Кирилл Волошин, заместитель директора Kosht.com по маркетингу и PR Елена Качановская, автор идеи первой в Беларуси цифровой газеты "Ежедневник" Александр Николайчук и многие другие. Хочется пожелать этим ребятам успехов, ведь путь освоения интернет-сектора устлан не розами! Эдуард ТРОШИН
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вторая конференция "Деловой Интернет" показала, что неизбежная интеграция Байнета в экономику страны породила массу проблем для тех, кто вов
|
|