Валентин Елизарьев: «Счастлив, когда сочиняю спектакль»
Валентин Елизарьев: «Счастлив, когда сочиняю спектакль»
Сегодня юбилейным вечером во Дворце Республики отметит 60-летие выдающийся хореограф, художественный руководитель и директор Национального академического Большого театра балета народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев Ольга БЕРЕСНЕВА - Столько забот, - вздыхает юбиляр. - Каждый день с семи утра на ногах: переговоры, звонки, во все нужно вникнуть, ни о чем не забыть. Не думал, что подготовить творческий вечер сложнее, чем, к примеру, организовать гастроли всей балетной труппы за рубежом… - Валентин Николаевич, юбилеи обычно заставляют задуматься о жизни, оглянуться на прожитое. С какими чувствами подходите к этой дате? - Как быстро время прошло! Словно один день! Что-то удалось сделать, многое - нет… Но с каждым годом время все ускоряет бег. И успеешь ли что хорошее совершить?.. - Давайте вспомним ваши первые шаги к большой сцене. Что повлияло на выбор профессии? - Во многом роль сыграл случай. Мои родители не имели никакого отношения к искусству. Мама работала главным бухгалтером Академии наук Азербайджана, папа - автоинженером. В Баку мы жили в большом доме, и во дворе все дети занимались в каких-то секциях, кружках. Мне нравилась одна девочка, которая ходила в балетную студию. Вот и я туда записался. Потом поступил в хореографическое училище. Помню, всегда занимался с большим удовольствием. К тому же мне как-то легко все давалось, да и по характеру я человек целеустремленный. Затем была учеба в Ленинграде, где очень повезло с великолепными педагогами. Хотя, как сейчас понимаю, прав был один из моих преподавателей, говоря: научить профессии хореографа невозможно. - Правда, что балетмейстером вы стали потому, что на репетиции получили травму руки и пришлось отказаться от карьеры артиста балета? - Не совсем так. Я с детства был увлечен не только исполнением танца, но и его сочинением. Еще в годы учебы ставил спектакли со студентами младших курсов. К тому же спасибо ленинградским хирургам, меня вылечили, так что я вполне мог продолжать танцевать… К Беларуси я прикипел - В 26 лет вы возглавили балетную труппу белорусского Большого театра, став тогда, в 1973 году, самым молодым главным балетмейстером в СССР. Помните, с какими чувствами приехали в Минск? - Отправился в белорусскую столицу без всяких планов и обязательств. Думал: просто посмотрю, познакомлюсь. Сказать по правде, после Ленинграда Минск мне не очень понравился. Пришел в театр, как сейчас помню, 10 октября 1973 года. Труппа в это время была на гастролях в Киеве. Поднялся на сцену, осмотрелся и… понял: я буду создавать здесь спектакли. Поставил один, второй… И остался, прирос к этой сцене, прикипел душой, полюбил людей... Мне повезло: в театре тогда собралась талантливая инициативная молодежь, с которой я и начал воплощать свои творческие замыслы. Кстати, эти люди - Людмила Бржозовская, Юрий Троян, Татьяна Ершова - работают со мной и поныне: теперь мы воспитываем новое поколение артистов. - Вы ставили спектакли на многих сценах мира, и наверняка вас приглашали остаться… - Не скрою, такие предложения были. Иногда даже хотелось уехать, но… Жаль было бросать все то, что создавалось годами, людей, с которыми работал. Потом родились дети... Так распорядилась судьба: большую часть жизни живу и работаю в Минске. И ничуть не жалею. С белорусским балетом я уже 35 лет. И это счастье - всю жизнь заниматься любимым делом. - На ваш взгляд, за эти годы театр, балет сильно изменились? - Сложно сравнивать. Сейчас совсем другое время. В театре, как и во всех сферах жизни, сегодня все больше внимания коммерческой выгоде. С одной стороны, за высокое искусство нужно, конечно, платить. А с другой - есть немало примеров, когда на крупный гонорар претендует бездарность. Считаю, по способностям должны быть и честь, и вознаграждение. До премьеры - год - Реконструкция здания театра оперы и балета продолжается уже год. Как вам живется в условиях ремонта? - Администрация осталась в одной десятой части здания театра, которая будет ремонтироваться в последнюю очередь. Здесь же пока проходят и репетиции. Глотаем пыль, слышим, как режут металл и… репетируем. Совсем недавно представили зрителям премьеру - возобновленный «Бахчисарайский фонтан». Строители обещают вот-вот сдать первый пусковой комплекс - ту часть здания, где раньше размещались репетиционные и административные помещения театра балета, - и у нас наконец-то появятся нормальные условия для работы. Будут комфортные гримерки с душевыми кабинами, современной мебелью, два балетных зала. Полностью театр обещают сдать в декабре 2008 года. - Еще до начала реконструкции вы, помнится, очень переживали, что переходный период грозит утратой уникального репертуара и сложившейся труппы. - Слава Богу, этого не произошло. Мы сохранили репертуар, приспособились к сцене Дворца Республики: даем примерно 10 спектаклей в месяц. Не могу похвастаться, что огромный зал дворца всегда заполнен полностью. Но аншлаги нередки. Конечно, приходится прилагать усилия. Но, признаюсь, за последние годы мы не потеряли ни одного артиста, наоборот, к нам в коллектив приезжают из других стран. А ведь когда-то, в 1990-е годы, белорусские танцоры массово уезжали за рубеж - их «перекупали» еще в хореографическом училище. Но я не знаю ни одного выпускника, у которого бы успешно сложилась карьера в Европе или США. Сегодня в театре очень талантливая молодежь, и мы сделаем все, чтобы обеспечить их интересной, творческой работой. - Когда ремонт будет завершен, спектакли придется «переделывать» - адаптировать к родной сцене? - У сцены (а я давно об этом мечтал) будет другой наклон, в соответствии с мировыми стандартами. К тому же у нас появится современное сценическое оборудование. Разумеется, весь репертуар придется приспособить под новые условия. Это, конечно, огромный труд, но он будет в радость. - Когда, наконец, порадуете долгожданной премьерой балета «Клеопатра»? - Планируем открыть ею театр после ремонта. Мечтаю стать дедом - Можете назвать свою самую большую удачу в жизни? - Без сомнений, это мои дети. Анна и Александр выросли в атмосфере любви к искусству, прекрасно в нем разбираются, но профессию выбрали, не связанную с театром и музыкой. Они оба лингвисты. Сын окончил университет и аспирантуру в Москве, живет в Болгарии. Дочь, выпускница Минского лингвистического университета, работает сейчас со мной. - Ваша супруга возглавляет коллектив белорусской оперы. Не трудно двум творческим людям вместе? - Моя жена так же, как и я, днями пропадает на работе. И видимся мы крайне редко. Не знаю, как другим творческим людям, но нам с ней легко. Мы вместе уже 38 лет. Если что-то не получается в театре, могу всегда поговорить с женой, излить душу... - Что сегодня вас больше всего волнует в жизни? - Судьба театра после ремонта, восстановление репертуара, воспитание молодых артистов… И еще: очень жду появления внука или внучки. СПРАВКА «МК» Валентин Елизарьев родился в Баку в 1947 году. Окончил Бакинское хореографическое училище, Ленинградское академическое хореографическое училище имени Вагановой, Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. В 1973 году был приглашен главным балетмейстером в Государственный академический Большой театр оперы и балета Белоруссии. Поставленные Елизарьевым спектакли «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Весна священная», «Ромео и Джульетта» и другие сформировали новый тип балетной драматургии. Валентин Елизарьев - обладатель многих наград международных хореографических конкурсов. В 1996 году за создание хореографии и постановку спектакля «Страсти (Рогнеда)» удостоен Государственной премии Республики Беларусь, в 2003 году - ордена Франциска Скорины. Профессор Белорусской государственной академии музыки, академик Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. С 2003 года член Совета Европы по культуре. Ставил спектакли в Минске, Санкт-Петербурге, Москве, Любляне, Стамбуле, Варшаве, Токио, Анкаре. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня юбилейным вечером во Дворце Республики отметит 60-летие выдающийся хореограф, художественный руководитель и директор Национального академическ |
|