РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА СТАНОВИТСЯ КОРОЧЕ
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА СТАНОВИТСЯ КОРОЧЕ
В Беларуси с 22 ноября 2007 года начал действовать новый закон о рекламе. Что нужно знать о нем потребителю и производителю, какие изменения он несет экономике нашей страны? Чем новый закон отличается от действовавшего ранее с 1997 года? Об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ольга Кравцова. — Как новый закон будет способствовать развитию торговли? Какие ужесточения он несет рекламодателю и обрадует ли он потребителя? — Закон направлен как на развитие бизнеса, так и на защиту потребителя, при его подготовке мы старались соблюсти паритет интересов. Подготовка документа велась с 2005 года, к работе привлекались и субъекты рекламного рынка, и рекламодатели, и средства массовой информации, т.е. работа шла открыто и гласно. Поэтому какого-то недовольства со стороны рекламных организаций, с которыми мы работали в тесном контакте, не наблюдается. Но, конечно, как и при вступлении в силу любого законодательного акта возникает масса вопросов по его адаптации к практике. В этой связи Минторг намерен обобщить практику применения Закона за несколько месяцев с учетом поступающих запросов и сформировать методический материал, содержащий ответы на однородные и актуальные вопросы. Данный методический материал планируем распространить среди заинтересованных лиц, прежде всего — субъектов рекламного рынка. — Ольга Борисовна, так какой же сейчас будет реклама и чем новые требования по ее размещению отличаются от прежних? — Есть изменения в общих требованиях к рекламе. К примеру, в интересах потребителей установлено, что если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель рекламируют реализацию товаров, работ и услуг, то такая реклама должна содержать наименование рекламодателя и учетный номер плательщика. При реализации Минторгом полномочий по защите прав потребителей очень часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда гражданин, купивший товар по рекламе, в которой был указан только номер телефона продавца, впоследствии при возникновении проблем с товаром продавца найти не мог, не знал ни его фамилии, ни имени. В результате покупатель чувствовал себя обманутым. Конечно, в этом есть и доля его вины, ведь никаких документов от продавца при покупке он не потребовал, но это вопрос правовой культуры. И такие случаи сплошь и рядом, поэтому ситуацию нужно было исправлять. Кроме этого, в законе содержится норма, которая позволяет проконтролировать достоверность размещенных рекламодателем данных. Или еще одно нововведение, направленное на защиту интересов потребителя. Из рекламы товаров, работ и услуг, причем не только медицинских, уйдут образы врачей, медицинских работников и медицинских учреждений. Помните, раньше в рекламе часто приходилось это видеть, когда врач убеждал нас в том, что зубная паста, жевательная резинка или другой какой-то продукт будет очень полезен для здоровья. К врачу человек испытывает определенное доверие. Поэтому использование такой рекламной технологии является некорректным. Но как уже отмечалось, в законе соблюден паритет интересов, поэтому ряд нововведений продиктован интересами рынка. К примеру, по новому закону в рекламе не надо указывать фразу «товар подлежит обязательной сертификации», поскольку большое количество обязательной информации в рекламе делает ее чересчур информативной и мешает достижению цели — доведению краткой, запоминающейся и наиболее важной информации о товаре или услуге до потребителя. Но обращаю внимание, что исключение из закона требования о внесении этой фразы в рекламу не означает, что можно рекламировать товар или услугу, подлежащие обязательной сертификации, без сертификата соответствия. Сертификат у рекламодателя должен быть в наличии обязательно. — Как сейчас будут рекламировать алкоголь, табачные изделия, лекарства, другие товары и услуги? — Ранее существовал запрет на размещение рекламы алкоголя на радио и телевидении, ограничение на размещение рекламы табака с 7.00 до 22.00. Кроме того, был предусмотрен запрет на размещение рекламы алкоголя и табака в зданиях учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, в наружной рекламе на расстоянии менее 100 метров от таких зданий, на транспортных средствах, на первых и последних страницах периодических изданий, в изданиях для несовершеннолетних, а также запрет на участие несовершеннолетних в мероприятиях, стимулирующих реализацию табачных изделий. По новому закону установлены дополнительные ограничения и запреты. Так, полностью запрещается размещение рекламы табака на радио и телевидении, размещение рекламы алкоголя и табака на средствах наружной рекламы, в аэропортах, метро, на вокзалах, остановках общественного транспорта, транспортных средствах, в изданиях, специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья. Запрещено использование в такой рекламе образов людей и животных, а также бесплатное распространение табачных изделий в качестве призов и подарков, за небольшим исключением в части проведения маркетинговых мероприятий и дегустаций. Введено требование об указании в рекламе алкоголя предупредительной надписи о чрезмерном его употреблении. В отношении рекламы табака все названные запреты будут действовать до 1 января 2008 года, после 1 января такая реклама и вовсе будет запрещена. Впервые вводятся ограничения на рекламу пива. В частности, предусмотрен полный запрет на размещение такой рекламы на объектах наружной рекламы, в аэропортах, на вокзалах, остановках общественного транспорта, на транспорте, в метро, изданиях и СМИ для несовершеннолетних и специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья. На радио и телевидении размещение рекламы пива запрещается с 7.00 до 20 часов. Как и в случае с рекламой алкоголя и табака запрещается использовать в такой рекламе образы людей и животных, бесплатно распространять такие напитки. Что касается лекарственных средств, которые выписываются по рецепту врача, и медицинских технологий, изделий медицинского назначения, использование которых требует специальных знаний, то сейчас они будут рекламироваться только в специализированных печатных изданиях, определенных Минздравом. Такая реклама появиться в телевизионном эфире уже не сможет. В новом законе четко определен перечень обязательной информации, которая должна содержаться в рекламе лекарственных средств и БАДов. Ранее требования к рекламе биологически активных добавок к пище вообще отсутствовали. Сейчас в такой рекламе обязательно указание регистрационного удостоверения товара и его производителя. В рекламе казино, лотерей и рекламных игр ограничения в основном касаются ее содержания. Такая реклама не должна создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано, преувеличивать вероятность получения выигрыша, преуменьшать степень риска, осуждать неучастие в таких мероприятиях. В рекламе лотерей и рекламных игр должны быть указаны реквизиты их регистрации, а также контактный телефон, по которому можно получить необходимую справочную информацию о мероприятии. — Станет ли менее назойливой реклама на телевидении? — Соответствующие нормы предусмотрены. Раньше реклама могла составлять 20% от объема вещания в сутки. Но ее размещали неравномерно: в дневное время меньше, в прайм-тайм — больше. В результате подсчитано: рекламное время доходило до 35 минут в час. При подготовке закона споры велись долго, в результате совместно с телерадиокомпаниями нашли компромиссное решение. По закону в прайм-тайм (с 18.00 до 22.00) на рекламу отводится не более 18 минут в час. Причем длительность одной рекламной паузы не может превышать 4 минут. Звук рекламы не должен превышать звук транслируемой передачи. Новый закон направлен не только на регулирование новых форм и способов рекламы, но, прежде всего, на защиту интересов ее потребителей. Нельзя говорить в рекламе, что твой товар самый дешевый, если нет документального подтверждения. На каком основании? Мы должны защитить граждан от злоупотреблений при реализации товаров и услуг, в том числе в рекламе. Но при этом новый закон не делает никакой революции на рынке. Установленные требования не ущемляют права производителей, сегодня они приемлемы для рынка. Их просто нужно изучить, разобраться, а в случае чего — обратиться за консультацией в Министерство торговли. Ничего сложного здесь нет. Потому что эти нормы — результат компромисса и совместно труда. Лилия КРАПИВИНА |
|