21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Что определяет успех частного сектора в Беларуси?

25.08.2009 21:58 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Слабая конкуренция либо вовсе ее отсутствие, вызванное тем, что создать новое предприятие крайне сложно — это те преимущества, которыми с успехом пользуются "старожилы" частного бизнеса. Они-то и "снимают сливки" с растущего платежеспособного спроса населения. Таковы результаты исследования, проведенного исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ). В то же время, эксперты полагают, что в случае либерализации условий хозяйствования именно эти аксакалы могут стать локомотивами белорусской экономики.

Малый и средний бизнес в Беларуси развивается несмотря ни на что. Основной фактор, способствующий этому — рост платежеспособного спроса, сообщила экономист исследовательского центра ИПМ Елена Ракова на семинаре "Белорусский бизнес: внешние и внутренние факторы успеха". Исследование проводилось в августе 2007 г. среди 550 малых и средних предприятий во всех регионах Беларуси, уточнила она. "50% респондентов отметили, что экономическое положение их предприятий за последние несколько лет улучшилось. Предприятия, основанные в 90-е годы, старожилы бизнеса, оценивают свою успешность выше, чем новички. Аналогичная зависимость в размерах предприятия: чем оно крупнее, тем более успешное", отметила эксперт. Так, среди предприятий от 1 до 10 человек "очень хорошим" положение считают лишь 0,6%, а с численностью от 101 до 200 работников — 21,1%. При этом критериями успешности являются не экономические показатели (раскрывать их руководители не хотели), а субъективные оценки опрашиваемых, уточнила эксперт.

С оптимизмом смотрят в будущее 60% опрошенных. Они считают, что экономическое положение их предприятий в течение следующего года еще более улучшится.

К внешним факторам успеха опрошенные МСП относят рост платежеспособного спроса, слабую конкуренцию и ее отсутствие, а также высокие входные барьеры на рынке для новых игроков. Оставаться конкурентным и развиваться малым и средним предприятиям удается также благодаря тому, что они занимают свои ниши на рынке и не ввязываются в конкуренцию с государством, отметила эксперт. Среди внешних барьеров респонденты называли уже традиционные: налоговую систему, бюрократические (административные барьеры и ограничения), проверки и штрафы. При этом внешние барьеры представляют большую проблему для малых и молодых, чем для крупных и более старых предприятий малого и среднего бизнеса.

Внутренними факторами успеха для опрошенных МСП являются в первую очередь долговременные связи с клиентами, высокая квалификация персонала, наличие "команды", эффективное управление предприятием и высокое качество продукции и услуг. В то же время большая группа респондентов (порядка 20%) высоко оценили такие факторы, как знание и соблюдение законодательства, умение обходить его отдельные положения и знакомство с органами власти. "По значимости эти факторы оказались важнее, чем обладание современными технологиями, наличие стратегии или рыночной ниши, постоянное обучение и развитие персонала", отметила Е.Ракова.

В свою очередь, к внутренним барьерам, препятствующим ведению бизнеса, руководители МСП относят нехватку финансовых средств, дороговизну сырья, высокие издержки на оплату труда, а также неэффективное управление собственным предприятием.

В то же время анализ показал, что при более высокой оценке факторов "эффективное управление предприятием" респонденты соответственно более высоко оценивают успех своего бизнеса, постоянное обучение и развитие персонала, наличие эффективной стратегии, знание рынка и умение предвидеть рыночную конъюнктуру также приводит к более высокой оценке успешности бизнеса.

Как показал опрос, 45% МСП организуют дополнительное обучение (повышение квалификации, переподготовку) рабочих и рядовых работников. Основными формами обучения являются курсы, семинары и тренинги (27%), обучение внутри компании своими силами (20%) и самообразование (17%). Обучение работников среднего и высшего звена коснулось 40% опрошенных МСП.

Реагируя и адаптируясь к сложной регуляторной среде, МСП может выбрать пять вариантов действий: бороться и защищать свои права, идти на различные компромиссы с властями, уходить из этой среды в "тень" или другие страны, защищаться коллективно, подчиняться и полностью выполнять все законные и административные требования, отметила эксперт. Борьбу с элементами сотрудничества используют 30% опрошенных МСП, полное подчинение и выполнение всех норм — 17%, компромисс с элементами подчинения, а также уклонение — по 14%. "Свой путь" выбрали 15%. Такие предприятия отказываются от борьбы, подчинения, компромиссов с другими МСП и различных компромиссов с властью.

По мнению ректора Московской школы бизнеса Павла Данейко, локомотивами белорусской экономики в будущем могут стать не нынешние валообразущие госпредприятия, а 2-3% частных предприятий, которые сейчас работают в основном на экспорт и занимают доминирующее положения в своих сегментах рынка. "Большинство этих предприятий сформировались в начале 90-х годов и выросли из торговли и советских производственных кооперативов. Представители этих бизнесов принципиально не хотят сотрудничать с государством, не стремятся получать от него какие-либо преференции, хотя оно им предлагает. Они функционируют в областях, где не нужно использовать контролируемые государством ресурсы. То, что они ориентированы на экспорт, позволяет им обойти целый ряд институциональных ограничений, существующих на наших рынках", считает П.Данейко. Он сомневается, что нынешним экспортным лидерам, находящимся в госсобственности, хватит динамики для обеспечения в будущем роста экономики. "Основная надежда связана с тем, что должны вырасти новые лидеры и они находятся среди этих 2% частных экспортных предприятий. И если кто-то из них достигнет объемов продаж в несколько миллиардов USD, то мы получим целый кусок экономики, кластеры, которые будут тащить за собой другие бизнесы в стране". При этом они должны быть именно экспортерами, потому что белорусский рынок настолько мал, что приличной фирме здесь будет тесно, полагает он.

В случае начала либерализации белорусский бизнес будет развиваться и дальше, считает эксперт. Он не повторит судьбу польского, когда встроенные в социалистическую систему распределения фирмы после начала реформ оказались не у дел и разорились. Белорусский бизнес гибкий, он вырос в конкурентных условиях. При этом, в случае начала приватизации, он способен эффективно управлять и активами госпредприятий, примеры тому уже есть, отметил П.Данейко.

Дмитрий ЕРМАК

 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Слабая конкуренция либо вовсе ее отсутствие, вызванное тем, что создать новое предприятие крайне сложно — это те преимущества, которыми с успехом пользуются "старожилы" частного бизнеса.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика