ОЙ-ОЙ, ПРОЕЗДНОЙ!
ОЙ-ОЙ, ПРОЕЗДНОЙ!
С понедельника льготы на проезд в общественном транспорте отменены для многих категорий граждан. Не приведет ли это к росту количества «зайцев», а, соответственно, к росту армии контролеров? Впрочем, как пояснили на пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе в Мингорисполкоме представители «Минсктранса», ревизоров в городских автобусах больше не станет, а вот число кондукторов, скорее всего, увеличится. Не будем обсуждать экономические выгоды транспортников. Даже если все деньги, полученные после отмены льгот на проезд, они истратят на зарплату кондукторов, будет не так уж плохо. Потому что это новые рабочие места и уменьшение безработицы. Более важный вопрос — подбор кадров. Наивно думать, что кондуктором может работать любой человек, умеющий подсчитать полученные купюры и оторвать талончик от рулона. Кондуктор — это в первую очередь человек, ежедневно и ежечасно общающийся с пассажирами. И как показывает практика, такая ноша под силу далеко не каждому… …Четверг, 6 декабря, время — около 11.45 утра. На остановке «Станция метро «Октябрьская» корреспондент «7 дней» успешно втискивается в автобус-«сотку» (госномер АА-8007-7). Предъявляю проездной билет, и, казалось бы, спокойно еду к месту назначения. Не тут-то было! Уже на площади Победы кондуктор повторно требует от меня подтверждения оплаты проезда. Чтобы не рыться лишний раз в сумочке (автобус-то наполнен под завязку!), напоминаю о наличии проездного. «Ой-ой, проездно-о-ой у неё!» — ехидно тянет кондукторша и резюмирует: «Предъявлять надо!!!» Интересно, неужели на ее профессиональный взгляд за одну остановку мой проездной документ мог превратиться в театральный абонемент. Впрочем, с этой моложавой блондинкой мы сталкиваемся не впервые: такое чувство, что кондуктор получает удовольствие, заставляя стоящих в переполненном автобусе пассажиров копаться в сумочках, и при этом не обращает внимания на пассажиров сидящих. Чем привлекла ее моя «личность», тоже остается загадкой — ведь из «заячье»-студенческого возраста я давно уже вышла. …Проходит ровно неделя. В четверг, 13 декабря, примерно в 10.15 утра я еду в «сотке» уже по направлению к центру города. Остановка «улица Ленина». Автобус (госномер АА 46-68-7) останавливается, открываются двери, и стоящий передо мной молодой мужчина начинает выходить. В этот момент из середины салона к выходу протискивается кондуктор и требует от моего попутчика оплаты проезда. «Я выхожу», — поясняет мужчина, одной ногой стоя на тротуаре. А что, собственно говоря, он еще может сделать в сложившейся ситуации — остаться в салоне и ехать дальше? Виновата ведь и кондуктор — почему она не подошла к пассажиру раньше? Тем не менее, в ответ на спокойную реплику пассажира на весь автобус раздается истерический вопль: «Зверье!!!» — и пышущая гневом и ненавистью дама удаляется в глубину салона. «Вообще-то я вас не оскорблял и не обзывал», — замечает уже вышедший из автобуса молодой человек. Допускаю, что мужчина в упомянутом случае действительно ехал «зайцем», но разве отсутствие билета дает кондуктору право оскорблять пассажиров? Подобные ситуации порождают вопросы, ответ на которые хотелось бы получить из уст компетентных чиновников «Минсктранса», Например, сколько раз за время поездки я должна предъявлять свой проездной кондуктору — один раз или каждые две-три остановки? Что будет, если при «копании» в сумочке во время движения транспортного средства автобус резко затормозит и я получу травму? Кто в этом случае выплатит страховое возмещение — предприятие или конкретный кондуктор, вздумавший повторно проверить оплату за проезд? Народная мудрость гласит: один случай — это случайность, два — совпадение, три — закономерность. Правильно ли то, что на главном автобусном маршруте белорусской столицы процветает махровое, не побоюсь этого слова, хамство? Согласна, что работа кондуктора тяжела: нелегко постоянно общаться с самыми разными людьми. Но ведь так работают многие: врачи, учителя, продавцы, журналисты… И все мы знаем, на что идем, — так что скидывать собственные психологические проблемы на посторонних людей просто непозволительно. Другое дело, что, судя по всему, в подобных профессиях при отборе претендентов необходимо не только квалификационное, но и психологическое тестирование. Нужны и психологи, постоянно работающие с персоналом, помогающие преодолеть нервные срывы, объясняющие правила общения с неспокойными гражданами, способы улаживания конфликтов. Только тогда иссякнет поток жалоб на «контролеров-кондукторов», а пассажиры перестанут делиться «достижениями» из разряда «как проехать «зайцем». Екатерина ЦИРКУН |
|