Догонит ли наше кино европейский кинопроцесс?"Оливье и зрелищ!" — девиз рядового обывателя, усевшегося встречать перед телевизором Новый год. Что же он там увидит? Улетающие в Ленинград "дрова" с распаренно-блаженным лицом Жени Лукашина, поборы "на керосинку" Василия Алибабаевича, да Шурика, принесшего денежку "за квартиру, за январь". — Почему сегодня не появляется белорусских картин, способных приковать зрителя к телевизору или собирать аншлаги в кинотеатрах? — Самая банальная точка зрения, которая нам преподносится в этой связи—нет денег. Важен также момент, связанный с подготовкой новых кадров для кинематографа. Отечественная режиссерская школа осталась на уровне Михаила Пташука — такой, какой она была лет 15 назад. Преподавание в наших театрально-художественных вузах глубоко архаично. Фактически мы выпускаем новое поколение "как бы профессионалов", которые, еще не начав работать, уже безнадежно отстали от мирового кинопроцесса. Нормальной конкуренции в данной творческой среде у нас нет. Зато есть кинематографический монополист — государство. Наш кинопроизводитель работает не на зрителя, а на госзаказчика. В результате мы получаем фильмы, за которые самим производителям стыдно. Недавно, к примеру, искал копию относительно нового белорусского фильма "Глубокое течение" (снят Маргаритой Касымовой и Иваном Павловым по мотивам романов Ивана Шамякина — Е. Г. ). Нигде не нашел! Даже у самих бывших участников процесса — Назовите последнюю белорусскую картину, которая вас впечатлила. — Последний раз такое случилось в 2003 году. Фильм "Оккупация. Мистерии" режиссера Андрея Кудиненко. Отличный фильм! Который, к сожалению, остался единственным в своем роде. Эта картина — одинокий остров в океане отечественного секонд-хэнда. Есть еще и выдающийся документалист — Виктор Аслюк. О нем непростительно мало пишут. Его фильмы невозможно найти в магазинах! А между тем, Аслюк практически в одиночку представляет Беларусь на престижных мировых киносмотрах. Берет первые призы. И почему-то остается в тени. — Каким вы видите будущее белорусского кино? — Как у любой киношной сказки, у нашего кино может быть два конца — хороший и плохой. Сколько бы не рассуждали о том, что "Оскар будет наш!", этого не произойдет при существующем ракурсе идеологическо-эстетического прессинга. Он не принесет нашему кино серьезных достижений. И наши фильмы останутся безнадежно вторичными. Благополучный конец "сказки" — это включение нашей киноиндустрии в современный европейский кинопроцесс. К сожалению, наш кинематограф пока жестко завязан на определенном поведении власти. И пока кино существует в режиме госмонополии, оно полностью зависит от маневров политического курса. Обложим налогом Питта и Джоли? — Как вы относитесь к недавнему предложению гендиректора "Беларусьфильма" Владимира Заметалина ввести налог на голливудское кино, чтобы поддержать белорусское? — Сама идея подобного налогообложения — не новость. Это давно практикуется в той же Франции. Но в чем принципиальная разница? У Франции есть собственная система развитой кинематографии. У нас — нет. Кроме того, есть жестокий кризис идей и сюжетов. Поэтому налогообложение западных фильмов радикально не исправит положение отечественного кинематографа. Опереточные немцы — А вообще есть ли в Беларуси талантливые молодые режиссеры? — Молодые режиссеры на родине не задерживаются. Тот же Кудиненко работает сейчас в Петербурге. Почему он уехал? Не смог найти поддержки у "Беларусьфильма". Был у нас и очень талантливый режиссер Александр Кананович, который сделал блистательную дипломную работу "Цвет любви". Сейчас тоже работает в России. Эта тенденция творческой эмиграции очень беспокоит. Недавно мне позвонил интересный парень — Руслан Котковец из Бреста. Нигде не учился делать кино, дилетант! Но за свои личные деньги снял очень неплохой игровой фильм и уже занял 3-е место на кинофестивале в Польше. Пытался заинтересовать столичных кинодеятелей, но пробиться на "Беларусьфильм" так и не смог. В итоге, что мы имеем? Есть неформатные молодые энтузиасты, которые хотят работать, но не имеют здесь возможности для личного роста. И есть машина официального кино, люди школы "Партизанфильма", которые снимают картонное кино про опереточных немцев и геройски страдающих крестьян. "Новый Гайдай" Александр КАНАНОВИЧ "Новый Тарантино" Андрей КУДИНЕНКО "На что вы жалуетесь?! Ваше государство из своего кармана финансирует белорусский кинематограф. В строительство шикарных съемочных павильонов бешеные деньги вкладывает!", — с негодованием говорил в телекамеру белорусского телеканала россиянин Дмитрий Астрахан, снимающий у нас очередную картину. И действительно, на что жаловаться "Беларусьфильм" впервые за много лет вышел в плюс, или "прорыв", как окрестил прибыль в миллиард рублей зам. гендиректора киностудии Александр Телушко. А пока новые гайдаи, тарантино и кустурицы уезжают туда, где есть возможность творческой реализации. Так что ожидать в скором будущем притока настоящей молодой крови к "Беларусьфильму", судя по всему, не приходится
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Оливье и зрелищ!" — девиз рядового обывателя, усевшегося встречать перед телевизором Новый год. |
|