Сезон этот для Сергея ШТАНЮКА, уже бывшего капитана национальной сборной, трудно признать удавшимся. Даже провальное выступление владивостокского “Луча-Энергии” (команда едва удержалась в премьер-лиге) меркнет перед тем резонансом, который получила отставка из сборной, пожалуй, самого преданного ее игрока и старожила...
— Сложный выдался сезон. Весь год боролись за выживание, а это занятие не из приятных. Задачу-то нам руководство ставило совсем другую — нацеливало на “зону УЕФА”. Однако с нашей подготовкой и составом это было утопией. Денег потратили прилично, но в премьер-лиге удержались, считаю, чудом. Мы были одной из тех двух-трех команд, которые заслуживали вылета.
— Как считаешь, уровень российской премьер-лиги поднимается? — Я не сказал бы этого о топ-клубах, но середняки и аутсайдеры, то есть те, у кого бюджеты меньше, чем у гигантов, в разы, растут в игровом плане. Думаю, это следует отнести большей частью на продуктивную работу тренеров.
— Ваш Павлов тоже был продуктивен? — Все ведь упирается в результат: в прошлом году мы радовали болельщиков, специалистов, команда играла в интересный футбол, из Москвы очки привозила. А сейчас с самого начала не заладилось. 14-е место — о чем можно говорить? Естественно, что с Павловым приняли решение расстаться. Хотя он сам считал, что все же останется у руля команды. Во всяком случае, по окончании последнего матча мы обговорили все детали дальнейшего сотрудничества. Так что теперь нахожусь в подвешенном состоянии. Все зависит от того, кто возглавит клуб.
— Какие есть кандидаты на вакансию? — По моей информации, претендентов четверо, и все они иностранцы. До Нового года руководство должно определиться (на днях новым главным стал хорват Зоран Вулич. — “ПБ”.).
— Интересно: кого из российских специалистов ты хотел бы увидеть у руля “Луча-Энергии”? — Хорошие отзывы о Рахимове. Из пермского “Амкара” — команды, каждый год боровшейся за выживание, он сделал достойную играющую дружину. Но он уже в “Локомотиве”. Назову еще Слуцкого. Он, кстати, встречался с нашим губернатором, обговорили все условия, и обе стороны остались довольны. Правда, следует полагать, предложение Самары показалось ему более привлекательным. А жаль, мне было бы интересно поработать с этим специалистом.
— Неужели в 34 года футболист способен произносить фразу “Интересно поработать с новым тренером” искренне, а не для того, чтобы набрать вистов у читателя? — Ну почему же, если я собираюсь связать свою жизнь с тренерской деятельностью, то мне у любого будет интересно что-то взять, вне зависимости от того, где этот специалист трудится: в Беларуси, России или Азербайджане. Сколько тренеров, столько и взглядов на футбол. Искусство наставника, как мне кажется, в том и состоит, чтобы среди множества дорог найти именно свой путь. У Слуцкого есть ярко выраженное “я”, и этим он симпатичен не только мне.
— В нынешнем году в нашу сборную тоже один специалист пришел — со своим ярко выраженным “я”. Он пришел, а ты ушел. По-моему, вы даже не познакомились...
— Понятно, рано или поздно я должен был покинуть сборную, но думал, что цикл точно доиграю. Пока жила хоть какая-то надежда на положительный результат, я был нужен, однако как только все шансы были утеряны, началось экстренное омоложение...
— А что тебе сказали на сей счет, когда позвонили из федерации? — Начнем с того, что из федерации мне никто не звонил. Друзья сказали, что в списке игроков, вызываемых на товарищеский матч с Израилем, меня нет. Если честно, этот факт не сильно взволновал — все-таки “товарняк”, наверное, хотят попробовать молодых ребят. И все же настороженность появилась. А потом я и сам обо всем догадался...
— И какие чувства тогда переполняли? — Если коротко, это было ударом.
— Как тебе все объяснили в федерации? — А никто ничего не собирался объяснять. Никаких звонков не было.
— Погоди, Сережа, как же так? Ты ведь отыграл за сборную невесть какое количество матчей, выводил ее на поле с капитанской повязкой. Всегда бился, не жалея живота своего, — это любой болельщик подтвердит. И тебе даже не соизволили сказать элементарное спасибо за то, что ты сделал для команды? — Я вроде бы никому дорогу не переходил — честно играл, ни разу никуда не опаздывал, в каждом матче отдавал всего себя. Так что моя совесть перед белорусскими любителями футбола чиста. И если они меня уважают, значит, я чего-то стою как футболист и как человек.
— А как мы объясним поведение клерков из федерации? По- моему, надо совсем не любить людей, чтобы так поступить: выпал из обоймы, и слава богу, ни ответа тебе, ни привета... — Это у них надо спрашивать. Хотя такая уж наша белорусская действительность: пока в тебе нуждаются, будешь слышать дифирамбы о том, какой ты классный парень, а потом... Да ладно, я Америки не открою, у нас так было всегда, сам знаешь...
— Кто из ребят тебя поддержал хотя бы телефонным звонком? — С Кулей я на связи всегда, с Гуренко на эту тему разговаривал. Ну и все, наверное. Опять-таки свалю все на менталитет — каждый думает в первую очередь о себе, а когда дело касается кого-то другого, то особенно поддержки не дождешься. Уже не раз в этом убеждался на собственной шкуре. Такая вот проза жизни...
— Почему так происходит? Потому что люди зарабатывают большие деньги? — Не думаю, что деньги играют здесь какую-то роль. Такое во всех слоях общества встречается. Белорусы об этом лучше других знают. Такая уж мы нация.
— Прибитая? — Получается, так.
— Давай тогда зайдем с другой стороны, ведь в этой нашей менталитетской прибитости есть и твоя вина — выходит, такой коллектив создал капитан Сергей Штанюк, и нечего тут на зеркало пенять... — Знаешь, капитаном быть непросто, особенно в нашей сборной, где конфликт мог случиться в любой момент. Каждый раз надо было искать какие-то компромиссы и сглаживать острые углы между игроком и тренером. Но здесь есть своя специфика — в клубе легче, там коллектив все время вместе, а не собирается на несколько дней, да и рычагов влияния больше. Если честно, в последнее время в нашей, вернее, в той моей сборной не все было здорово. Почему? Да много всяких нюансов имеется, не хочу их сейчас принародно обсуждать. Но если они были, значит, в том есть и моя вина как капитана.
— Мягкий ты какой-то для этой ответственной должности. — Возможно, но характер человека по приказу не поменяешь. Впрочем, не скажу, что у нас была плохая психологическая обстановка внутри команды. Ребята всегда нормально друг с другом общались, и никаких группировок не существовало. Выходили на поле, бились, но чего-то постоянно не хватало.
— Думаю, настоящей дружбы, когда за товарища готов отдать последнее. — Знаешь, на этот вопрос односложно ответить нельзя. Сейчас такой футбол, что все может решить одна мелочь. Бывает, весь матч играешь отлично, а на последней минуте из-под тебя забивают гол, и все старания идут насмарку.
— Да, Штанге тоже говорил, что ты слишком медленный... — Начнем с того, что скоростным я никогда не был. Другое дело, что всегда старался поддерживать форму и с годами не терять лучшие качества. Если у него есть защитники быстрее, то ради бога...
— Как тебе наша новая защитная линия в заключительных матчах отборочного цикла? — Не смотрел ни одной игры.
— Из принципа, что ли? — Не буду кривить душой, все эти события я перенес достаточно сложно. Все-таки двенадцать лет, отданных сборной, так просто из головы не выкинешь. Некрасиво со мной попрощались, чего уж там... Перед игрой с Голландией, правда, был звонок из федерации, приглашали на матч, но я не пошел.
— А о старой обиде они хоть вспомнили? — Уже поздно было говорить какие-то слова, надо было сделать это в августе. Мне многого не надо, я все понимаю. Пришел новый тренер, хочет других игроков — ради бога, это его выбор, тут не на что обижаться. Но хотя бы спасибо, считаю, мне можно было сказать.
— К Штанге относишься нормально? — Лично с ним не знаком. Так что вряд ли могу утверждать что- то определенное. Мнение основывается на газетных интервью, а там и нашим, и вашим. Думаю, это дипломат старой гэдээровской закалки, комсомольской такой. Человек той еще системы.
— Ну а со своим другом Кульчием ты обсуждаешь, как метет новая метла в сборной? — Да не особенно. Так, в двух словах.
— Вот тебе еще один пример нашего менталитета — встречаются два футболиста и не говорят о сборной. — Нет, в самом деле, не хочется ничего: ни смотреть, ни спрашивать. Наверное, должно пройти время, чтобы рана зарубцевалась. А вообще не хочется, чтобы меня поняли привратно — я не красна девица, чтобы плакаться кому-то в жилетку. Но если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, думаю, меня поймет любой человек: хочется, чтобы видели еще и твою душу. И самому чувствовать ее в других. Куда-то все это пропало с развитием капиталистических отношений. Сейчас у каждого своя рубашка, которая ближе к телу. Вообще это сложный вопрос, и его надо исследовать долго, не в течение получасового разговора.
— Тебе надо много думать, если собираешься стать тренером. — Я не уверен в этом на сто процентов. Хотя, с другой стороны, особой альтернативы нет.
— Чиж, который зовет тебя в “Динамо”, видит в Штанюке только игрока или будущего тренера? — Действующего футболиста. Я должен помочь молодежи своей игрой и советами, о других перспективах речи не было.
— Но, согласись, ты вполне можешь попасть в обойму молодых специалистов, которым Юрий Александрович время от времени дает порулить флагманом белорусского футбола... Тебе, наверное, было бы лестно, если бы тоже дали попробовать?
— На данный момент нет, а дальше посмотрим, как все сложится. Впрочем, мое мнение таково: тренером надо родиться. Если чувствуешь, что это не твое, лучше и не пробовать, чтобы самому не мучиться и людей не утомлять. А вот как в игроке я в себе уверен и не сомневаюсь, что никаких вопросов к моей работе у Юрия Александровича не возникнет.
— Представь, ты придешь в команду помогать молодежи советом. А она возьми да и спроси: “Дядя Сережа, а как нам лучше поступить, куда поехать настоящему футболу учиться — в Россию или дальнее зарубежье?” Что ответишь? — Я против универсальных ответов. Каждый случай индивидуален. Но я выбрал бы Россию. Там, считаю, молодому игроку раскрыться легче. Менталитет нам понятен, язык опять-таки общий. Ясно, что в той же Германии другая школа и совсем иной, на порядок выше, подход к футболу. У наших восточных соседей хватает бардака, но все равно я за российский путь. Тамошний футбол поднимается за счет большого количества легионеров вполне пристойного европейского уровня. И если парень с мозгами и хочет играть, то у него неплохие перспективы.
— Жаль только, что из премьер-лиги на Запад редко кто уезжает... — А смысл какой? Я отнюдь не уверен, что тот же “Сатурн” слабее, скажем, “Вольфсбурга” — середняка немецкого чемпионата.
— Может, какой совет дашь футбольной молодежи на пороге приближающегося 35-летия? Наши балбесы ведь часто без руля в юношеском возрасте... — Да я по молодости сам таким был. Но потом понял, что надо определяться с будущим: либо пьянки, казино и соответственно хождения всю карьеру по вторым лигам, либо надо пытаться реализовать свой потенциал. Я ведь не настолько талантлив, чтобы нарушать режим и играть на уровне. Рабочая лошадка лишь тогда из себя что-то представляет, когда она пашет. Каждый день и помногу.
— И сколько в тебе осталось лошадиных сил? — Это только одному богу известно, но я себя чувствую прекрасно. Тем не менее как только увижу, что не тяну, сразу уйду. Не хочется быть посмешищем для народа.
— Роман Василюк недавно сказал, что в белорусском чемпионате можно играть до 40 лет... — Если честно, я далек от белорусских реалий и с трудом представляю, какой здесь чемпионат. Тоже слышал, что можно играть и до пятидесяти, но посмотрим... Что поделать, какая страна — такой и футбол...
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.