На минувшем чемпионате мира по спортивной гимнастике женская сборная Беларуси заняла 21-е место, а в индивидуальном зачете белоруски обосновались на 45-й, 103-й и 113-й позициях. И это в виде спорта, который десятилетиями считался у нас ведущим и подарил нам, не считая Нелли Ким, семь олимпийских чемпионок! Один из самых авторитетных специалистов, заслуженный тренер СССР Ренальд КНЫШ, воспитавший олимпиоников Елену Волчецкую и Ольгу Корбут, а также чемпионку СССР Тамару Алексееву, попытался зажечь на гимнастическом небосклоне еще одну звезду. О том, что из этого вышло, прославленный наставник рассказал корреспонденту “ПБ”.
— Когда и почему вы приступили к осуществлению новой идеи? — Хотел, используя некогда придуманный мной оригинальный опорный прыжок, подготовить олимпийскую чемпионку и тем самым опровергнуть свой же постулат “Не брать испорченных учеников”, изложенный в книге “Как делать олимпийских чемпионов”. Сначала присматривался к гимнасткам в спортзале, а заниматься с ними начал в августе 2005 года. Нужно было выучить только два новых элемента: два прыжка — известный и мой, новый. Надеялся, что в случае успеха спортивное руководство Беларуси прислушается к моим советам и резко поднимет уровень спорта в нашей стране.
— По какому принципу вы отбирали детей? По своим наблюдениям, по рекомендациям коллег? — По своим наблюдениям. Отобрал двух симпатичных девочек 13 и 15 лет, которые вполне могли бы понравиться зрителям. Они занимались у моей жены Ольги Николаевны, а в прежние годы — у других тренеров. Пробовал и с иными учащимися, которые уже по семь-девять лет занимались гимнастикой и были близки к выполнению норматива мастера спорта.
— Насколько они талантливы? Сравнимы ли по двигательной одаренности c вашими именитыми воспитанницами — Алексеевой, Волчецкой, Корбут? — В гимнастический талант я не верю, мне такие не попадались. Кто-то чуть лучше, кто-то похуже. Все зависит от их желания научиться и подхода тренера. Об этом говорили и заслуженные тренеры, с которыми мне приходилось общаться на эту тему. Хотя нет, один из них, много лет безоговорочно утверждавший это и подготовивший не одну чемпионку мира и Олимпийских игр, вдруг заявил, что ему попался талант. Это был воронежский специалист Юрий Эдуардович Штукман, а ученица — Любовь Бурда, ставшая впоследствии двукратной олимпийской чемпионкой в составе сборной СССР.
— Как к вашему эксперименту отнеслись сами гимнастки, их родители, ваши коллеги? — Девочки с любопытством и, кажется, с надеждой. Их родители были очень довольны. Коллеги — с неприязнью, особенно те, кто работает совершенно впустую. Однако довольно скоро обнаружились проблемы.
— На каком этапе занятий они появились? При изучении каких элементов и связок? — Сложности начались, как я и думал, сразу, поскольку из известных прыжков выбрал самый высокоценимый — переворот вперед, двойное сальто вперед. Гимнастки уже прыгали переворот с одним сальто вперед, и это стало главным стопором для освоения прыжка с двойным сальто. Дело в том, что в нем начало совершенно иное: оно должно быть значительно быстрее, с резким захлестом ног назад, и сливаться с плечевым толчком руками в коня.
— Как гимнастки реагировали на ваши замечания? Насколько они управляемы? — Девочки чаще всего старались. Я с ними почти два года бился на подводящих упражнениях с батута и на батуте, старался исправить начальную фазу прыжка — по пять-шесть часов в день, в то время, когда они не готовились к соревнованиям. Но от прежде заученных движений так и не смог отвадить: простой переворот через коня, а также переворот с одним сальто, выполненные не на возвышении — очень вредные упражнения для прыжка с двойным сальто, хотя они есть в программе разрядов и являются обязательными при обучении. К сожалению, в ней имеются еще несколько элементов, препятствующих дальнейшему спортивному росту.
— Каков был тренировочный режим? Насколько он отличался от того, в котором работали ваши звездные воспитанницы? — Режим тренировок был таким же, как много лет назад. Кроме неправильно заложенного фундамента движений, обучению сильно мешали хронические травмы спортсменок: у одной — повреждение обоих голеностопов, у другой — плечевого сустава. Мышцы от нагрузок быстро забивались, а нужных препаратов и приборов для реабилитации не было. Ни бани, ни подводного массажа, ни комнат дневного сна — всего того, что жизненно необходимо, чтобы сейчас хотя бы на равных соревноваться на высшем уровне. Не меньшим тормозом в обучении оказались и почти ежемесячные национальные соревнования, которые перечеркивали все положительные наработки, постоянно возвращая к старому темпу. Возможно, перешагнуть через эти барьеры помог бы подсобный снаряд, который я давно придумал и готов был сделать почти самостоятельно. Однако директор спортшколы и работники управлений образования и спорта разъяснили мне, несмышленышу, что подсобные снаряды можно ставить в зале, только если их кто-то, где-то изобрел и запатентовал, а Минобр опробовал и дал разрешение на их производство. “Тренировать нужно “как все”, и “никакой отсебятины!” — указал мне начальник отдела учащейся молодежи Александр Петрович Лобур. А я-то пять золотых олимпийских медалей дал Беларуси, занимаясь исключительно “отсебятиной”! И шестую надеялся сделать тем же способом...
— Что стало с детьми по окончании эксперимента? Продолжили ли они тренировки под чьим-либо руководством? — Обе девочки стали мастерами спорта, выступают за сборные Гродненской области и Беларуси. Тренирует их по-прежнему Ольга Николаевна Кныш.
— Помогаете ли вы жене работать со спортсменками? — Хочу напомнить, что она воспитала финалистку Олимпийских игр Татьяну Жарганову. Недавно еще две ее ученицы — 17-летняя Оля Шакоть и 15-летняя Карина Темирбаева — участвовали в чемпионате мира. Однако Ольгу Николаевну вместе с ними не взяли: повезли выводящим тренером хореографа, которая не способна была помочь гимнасткам. Ведь понятия не имеет об упражнениях на снарядах! Не взяли жену и когда-то с Жаргановой на Олимпийские игры — ни в Атланту, ни в Сидней, хотя во втором случае в команде была еще одна ее питомица — Таня Григоренко. После Атланты я решил помочь жене практически: выучить с ее ученицами несколько совершенно новых элементов и украсить упражнения новым стилем, ибо без этого прогреметь в мире гимнастики невозможно. А заодно и передать другим специалистам свои тренерские открытия, чтобы в нашем гимнастическом комплексе (который мне когда-то удалось пробить в Москве в Минобороны и подарить городу), наконец, появилось бы много олимпийских чемпионов, как я мечтал в те времена. Что люди будут вереницей В наш край, как в Мекку прибывать, И гимнастической столицей Мой город Гродно называть. Но стоило мне появиться в зале, как началась новая эпопея по выживанию меня из спорта. Государственный тренер по спортивной гимнастике Антонина Кошель опубликовала статью в “Спортивной панораме”, выкопав сплетни обо мне и оправдывая их тем, что “дыма без огня не бывает”. И дала указание директору спортшколы разрешать мне работать только с новичками. А из спортклуба армии приказали начальнику комплекса не позволять мне ставить в зале свои подсобные снаряды. Немедленно на возвышение для прыжка было установлено пианино и рядом — мужские брусья. Я не стал бороться с таким мракобесием и сразу ушел. Вскоре Жарганову, а затем и Григоренко переманили в Минск. Считаю, что таким образом страна лишилась еще нескольких потенциальных олимпийских призеров.
— Почему “еще”? — Потому что за 20 лет моего отсутствия в спорте, учитывая мои неосуществленные наработки в нем, слабость и непривлекательность мировой гимнастики, они бы — чемпионы — обязательно появились! А так — что? Только в Гродно в трех гимнастических спортшколах на зарплату десяткам тренеров и вспомогательному персоналу потрачены миллиарды рублей! Но не воспитано ни одного олимпийского медалиста, не говоря уже о чемпионах! Никакого престижа Беларуси!
— Вы всегда вините в проблемах чиновников и бывших чемпионов. Может, причина глубже: в том, что спорт у нас исключительно бюджетный, и отсутствие альтернативы создает основу коррумпированности и, как следствие, деградации тех, кто им руководит? — Да, государственная система развития спорта порочна. Думаю, это происходит потому, что и чиновники, и бывшие чемпионы исходят исключительно из собственной выгоды. Их не волнует авторитет страны на международной арене, который могли бы преумножить новые выдающиеся атлеты, если бы их готовили знающие, заинтересованные тренеры. Я очень хорошо почувствовал значение спорта, будучи на приемах у президентов и премьеров США, Новой Зеландии, Англии, Сингапура и Индонезии.
— Как это торможение проявляется в реалиях? — Во-первых, нигде не учат тренеров формировать у новичков правильные движения, а обязывают поскорее давать высокие результаты. В итоге начинающие заучивают ошибки, создается неправильный динамический стереотип, который потом невозможно изменить, с чем я и столкнулся. Во-вторых, очень вредит навязываемая массовость, которая несовместима с подготовкой спортсменов высокого класса. В-третьих, передают спортсменов от тренера к тренеру, хотя исправить заученное невозможно, а у наставников из-за этого порождаются безответственность и равнодушие. В-четвертых, переманивают способных спортсменов в столицу, соблазняя зарплатой, поездками за границу, сборами, вместо того чтобы создать на местах условия для их профессионального роста. Столичные же специалисты, как правило, бесповоротно губят способных ребят с периферии. Существующая система не стимулирует тренеров готовить членов сборной страны, поэтому многие только отбывают на работе время, а кто может — уезжает за границу. Можно бы назвать и другие факторы. Но ГЛАВНОЕ, на мой взгляд, это ДИКАЯ ТРЕНЕРСКАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ в первые годы работы с детьми, из-за чего идет сплошной неисправимый брак. Я после института физкультуры с удивлением заметил, что не могу правильно научить ни одному элементу, хотя сам был почти мастером спорта. Начал много думать, экспериментировать, вникать в законы физики и педагогики, присматриваться к работе тренеров республики. Хотя сразу понял, что знаний у них тоже нет, но самоуверенности у всех полным-полно. Когда же через пару лет команда Гродно легко обогнала все области и Минск, тренеры на расширенном заседании федерации гимнастики единогласно проголосовали за то, чтобы меня лишили тренерского статуса, поскольку я тренировал не “по самой передовой в мире советской системе”. Такова реакция большинства коллег на тех, кто их обгоняет. Все же потом некоторые наставники и директора спортшкол тоже стали думать самостоятельно, и у них появились олимпийские чемпионы.
— Может быть, нужны частные спортклубы со спонсорами, членскими взносами и относительной самостоятельностью? — Частные гимнастические школы, куда принимались бы все желающие, независимо от телосложения и возраста, безусловно, нужны. Но, по моему мнению, они могут быть только оздоровительными. Ведь занятия гимнастикой без перегрузок и вычурностей приносят большую пользу здоровью и создают красивую человеческую фигуру. У этой спортивной отрасли должны быть свои программы, разряды и соревнования. Группы могут быть очень многочисленными, тогда родители будут в состоянии оплачивать работу тренера, спортзал. Но профессиональных спортсменов в них подготовить невозможно. Даже очень вдумчивый тренер с одним-двумя учениками работать не сможет, так как жители нашей страны со своей убогой зарплатой не смогут их содержать, а платить специалисту нужно с первых дней появления перспективного новичка в зале. Учить тренеров-профессионалов и содержать их — под силу только государству, ибо заложить прочный фундамент для будущих побед может лишь очень грамотный тренер, работающий не более чем с двумя учениками. К сожалению, существующая государственная система не позволяет даже очень толковым специалистам заниматься с малым количеством учащихся. А массовость — смертельный враг мастерства. Когда я работал с Корбут, у меня практически не было группы. И хотя тогда я уже был заслуженным тренером СССР, меня за это с двух ставок перевели на одну. Но я это вытерпел, другие же не выдерживают. Чтобы вырастить спортсмена мирового класса, нужно платить специалисту не за массовость, а за мастерство, за рост результатов его подопечных. И КАТЕГОРИЮ ТРЕНЕРСКУЮ следует ПРИСВАИВАТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, как это делается во всех видах человеческой деятельности, а не на пять лет, как у нас, дабы шантажировать и унижать специалиста. Чтобы из новичка сделать звезду, тренеру нужен десяток лет. А переманивать у кого-то полуготовый как будто материал — безнравственно, да и бессмысленно, так как в абсолютном большинстве это брак. Спортивные наставники нуждаются в уважении. Но как я узнал за время профессиональной деятельности, самое приятное для чиновников любого ранга — это демонстрация власти над тренером, а вовсе не стремление к высочайшим достижениям. И чем весомее его успехи, тем больше зависти и подавления со стороны чиновников. Многие из них напоминают мне гаишника, который, узнав, что я “тот самый знаменитый Кныш”, усмехаясь, забрал у меня права за якобы грязную машину, хотя я только отъехал от мойки. Возможно, с тренерами нужно заключать контракты, контролируя, обучая и поддерживая их, расписывая по времени ожидаемые успехи. НЕОБХОДИМО ПЕРЕСТРОИТЬ существующую СИСТЕМУ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СПОРТА — НЕВЕЖЕСТВЕННУЮ И НЕЛЕПУЮ. В основу перестройки следует заложить разделение оздоровительного спорта и профессионального. Только грамотные профессионалы с небольшим количеством отобранных, правильно подготовленных с детства спортсменов, могут высоко поднять престиж государства на мировой арене.
— Все, о чем вы сейчас сказали, только и возможно в клубах, так сейчас и происходит за границей. Потому гимнасты других стран с каждым годом все дальше отрываются от нас. — Что ж, возможно, в этом и заключается истина. Но я бы еще раз сделал акцент на учебе. Знаю, что в Минске работает Высшая школа тренеров. Однако не уверен в ее эффективности. Мало только читать наставникам лекции, нужно работать с ними в зале, демонстрировать на примерах, как и что надо делать, а чего следует избегать. Подавляющее большинство тренеров неправильно обучают детей с первых дней их пребывания в гимнастическом зале. И это, на мой взгляд, главная причина кризиса, в который свалилась отечественная женская гимнастика.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.