В ШКОЛУ ИЛИ ЗАМУЖ?
В ШКОЛУ ИЛИ ЗАМУЖ?
Школу охватили большие новации. В прошлом хорошую, спокойную доброжелательную советскую школу, когда в первый класс ежегодно приходило 194 тысячи учащихся, а всего в республике обучалось около 1,7 миллиона школьников. Теперь в первый класс приходит всего лишь около 90 тысяч учащихся — школьников стало в два раза меньше. А больных среди них стало больше — приходят в первый класс больными 26% учащихся, к концу обучения эта цифра доходит до 70%. Появляются близорукость, остеохондроз, нервное перенапряжение и срывы. И тут начались новации. Если с двумя первыми из них — десятибалльной системой и тестированием — еще как-то, скрепя сердце, можно и согласиться, то с введением 12-летнего обучения мириться никак нельзя. В октябре на ОНТ в программе «Выбор» Е. Хрусталев провел опрос на тему «Кто поддерживает систему 11-летнего образования, а кто за 12 лет обучения?» За 45 минут позвонили 30 тысяч человек (обычно за время передачи звонят 3-5 тысяч). Так вот, 28 тысяч поддержали 11-летнее образование — это 93% позвонивших, хотя за 45 минут беседы «спецы» безуспешно пытались доказывать народу что-то противоположное. Согласитесь, это нонсенс — до 19 лет «мордоваться» в школе при плохой дисциплине и перегрузках, когда нынешние акселераты уже к 17 годам готовы заводить семью и многие вступают в браки или рожают детей. Любой мало-мальски образованный человек понимает это. Да и большинство социологов считают, что число выпускников средней школы при введении двенадцатилетки сократится на 40%. Поняли это и «мудрецы педагогики», а чиновники решили зайти с другой стороны — стали «загонять» на учебу малышей с 6-ти лет. Но здесь возмутились врачи-гигиенисты. Об этом часто говорила руководитель Минской городской организации гигиенистов Ольга Гладкевич. Специалисты считают, что с 6 лет могут заниматься не более 26-28% ребят, родившихся в городе в интеллигентских семьях, а вот 70% малышам лучше пойти в школу в 6,5 лет, в 6,8 лет и в 7 лет. Многие шестилетки, попав в школу, не хотят туда ходить, испытывают стресс, прячутся под парты, в начальных классах возросло второгодничество, у детей появились нервные срывы и тики. Многие родители, для которых здоровье ребенка — первостепенно, сбились с ног, доставая справки у врачей, чтобы не отдавать ребят в школу в шесть лет. Учеба должна быть интересной, увлекательной, доступной и веселой, учащиеся должны чувствовать себя комфортно, быть любимыми. Детей нельзя загонять в школу на весь день, с утра до вечера, заваливать их большими домашними заданиями и бесконечными контрольными, которые пишут сейчас по всем предметам, включая физкультуру. От этого страдает репродуктивное здоровье нации, ведь большинство хороших учеников составляют девочки, будущие матери, которые, особенно в 1-7-х классах, учатся старательно в школе и дома, подрывая здоровье. Однако чиновникам и бюрократам нет до этого никакого дела. Они до идиотизма усложняют формулировки, запутывают изложение, допуская даже ошибки и двусмысленные выражения в учебниках, выставляя сложность и недоступность понимания как «показатель ума»! Говорят, так делают во Франции… В Европе совсем другая и климатическая, и социальная обстановка. Там безработица составляет 12%, поэтому нужно задержать детей подольше в школе. Таким образом пытаются также отсечь детей трудящихся от среднего образования. У нас совсем другие задачи. Нужно дать среднее образование выходцам из семей рабочих, крестьян, низкооплачиваемых бюджетных служащих и т.д. Пусть они получат 11-летнее среднее образование, а в дальнейшем жизнь покажет, кем они станут. Может, потом, взявшись за ум, они обойдут вышколенных отпрысков богатеев. Знакомые преподаватели, устроившиеся на подработку в престижные школы-гимназии для состоятельных людей, говорят, что уровень знаний их тамошних клиентов, натаскиваемых для тестирования, весьма убогий. Получит потом такой отпрыск 14 баллов на тестировании и пойдет учиться на платное отделение, чтобы стать юристом, экономистом. Какой из него будет специалист? Одна чиновница заявила по телевидению в канун Дня учителя: а что их учить, «сереньких», хватит им 10-ти классов (в 12-летке), а потом пускай учатся на сварщика или штукатура и будут жить счастливо. Можно подумать, что свое чадо она отдала бы учиться на тракториста. Значит, своего «серенького» — в вуз, а другие пусть идут учиться на сантехников? Социологи считают, что очень способных людей в обществе совсем немного — процентов 15, 60% — середняки, отстающих — 25%. Теперь, в связи с пьянством родителей и обострением отношений, в 80% семей последних становится все больше. Таким образом, среднее 11-летнее образование нужно давать всей молодежи. Народ не поддерживает поспешных новаций, и в особенности введения 12-летнего образования. Об этом заявлял и президент. У родителей волосы встают дыбом в предчувствии мучений от затянувшегося обучения. Пусть социологи проведут опрос родителей, учеников 7-9 классов (учителей и выпускников опрашивать бесполезно, они запуганы и «обработаны» чиновниками, на них оказывается давление). И если за 11 лет проголосует подавляющее большинство населения, необходимо снова вернуться к нормальной одиннадцатилетке. Родители получат выбор: отдавать им детей в школу в 6, в 6,5 или в 7 лет, ученики к 17-18 годам закончат обучение. На девятнадцатом году девушки могут уже выходить замуж, имея в кармане аттестат, парни — служить в армии или работать. Выиграет и население, и государство, причем без всяких затрат. В школе нужно усилить воспитательную работу, не отдавать детей «телеящику», всемирной мусорке — Интернету и дискотекам с наркотиками. Дети, отвлеченные шоу-программами и шоу-дивами, почти совсем перестали читать Коласа, Шамякина, Чехова, Толстого, Шолохова, Ремарка и т.д. Многие старшеклассники имеют убогий словарный запас, почти не могут живо и интересно выразить свою мысль, используют сленг: супер, класс, драйв и т.д. Президент спас высшую школу от бакалавриата, теперь нужно спасать от двенадцатилетнего сидения и отупляющего забивания голов отвлеченной «суперинформацией», бесполезной зубрежкой пустых дефиниций. Школа может и за 11 лет научить учиться, критически и логически анализировать информацию, а потом человек должен всю жизнь повышать образование, читая книги и первоисточники. Алесь НОВИК |
|