ПОРАЖЕНИЕ США, ИЛИ ТАКТИЧЕСКАЯ УЛОВКА?
ПОРАЖЕНИЕ США, ИЛИ ТАКТИЧЕСКАЯ УЛОВКА?
Все последние годы США настойчиво утверждали, что разработки Ирана в атомной сфере несут угрозу миру. Белый дом не только постоянно призывал к усилению санкций против Тегерана, но и всерьез рассматривал возможность военной операции. И все при этом ссылались на якобы имеющиеся убедительные факты. Однако недавний доклад представителей спецслужб США произвел сенсацию. Согласно последним данным американской разведки Тегеран прекратил все исследования в области ядерного вооружения еще осенью 2003 года и с тех пор не пытался их возобновить. Таким образом, документ фактически опроверг все предыдущие доводы Вашингтона относительно ядерных амбиций Тегерана. Оппоненты США восприняли это событие как одну из немногочисленных дипломатических побед над сверхдержавой. И все же поведение ЦРУ не так однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Откровение американских разведчиков, безусловно, нанесло серьезный удар по престижу Госдепартамента США. Но вполне возможно, что это лишь малая жертва ради достижения стратегического результата. Ни одна разведывательная служба мира не станет действовать в ущерб своему государству. Мотивация ЦРУ понятна. Не исключено, что спецслужбы просто хотели себя реабилитировать после инцидента с Ираком. В свое время Вашингтон осуществил вторжение в Ирак, опираясь на сведения разведчиков. С.Хусейн якобы разрабатывал оружие массового поражения. Позже, когда стало ясно, что информация не соответствует действительности, Белый дом официально обвинил свои разведслужбы в некомпетентности. Возможно, на этот раз ЦРУ просто решило подстраховаться. И как это ни покажется странным, такое желание, напротив, подтверждает вероятность атаки на Иран. Разведчики словно заранее снимают с себя ответственность за предстоящие драматические события. Учитывая, что принцип единства американской политической элиты в стратегических вопросах нерушим, доклад по Ирану является, скорее, некой уловкой. Вопрос о точных сроках возможного создания Ираном ядерной бомбы никогда не стоял на повестке. Как правило, речь шла о намерениях в области ядерного вооружения. Или они есть, или их нет. В докладе ЦРУ не отрицаются намерения Тегерана. Напротив, там утверждается, что Иран вел работы в этой сфере, но только до 2003 года. Таким образом, если бы иранское руководство признало этот факт, то подтвердило бы американские доводы. Но президент Ирана М.Ахмадинежад сразу же поправил Буша, уточнив, что исламская республика не вела разработок ядерного оружия ни до, ни после 2003 года. Оптимисты, считающие маловероятным, чтобы военная кампания против Ирана началась еще при Буше, аргументируют свою позицию тем, что у нынешней администрации и без того много проблем. Прежде всего — в Ираке. Но надо заметить, что в конце следующего года в США состоятся президентские выборы и, судя по всему, новым главой Белого дома станет представитель от демократической партии, а, значит, проблемы придется разбирать следующей администрации. Иными словами — оппонентам республиканцев. И это вполне их устраивает. К тому же, очередная война определенно станет мерой непопулярной, и если она неизбежна, то оптимальное время ее начала — в канун передачи полномочий. Через несколько лет, когда остро станет вопрос выхода из кризиса, мало кто будет вспоминать источник проблемы. А в том, что США не оставят Иран в покое, сомневаться не приходится. Вашингтон бесчисленное количество раз повторял, что не позволит иранскому государству обогащать уран. Вряд ли Штаты отступятся от своих планов, которые администрация Буша в плотном режиме разрабатывает уже на протяжении восьми последних лет. При этом важно отметить, что в предыдущем случае — с Ираком — США не удалось заручиться поддержкой Евросоюза. И тем не менее вторжение состоялось. А на этот раз Европа выступает на стороне Вашингтона. Очевидно, антииранскую тему продолжит подстегивать и Израиль. Фактор немаловажный, ведь израильское лобби в США одно из самых влиятельных. И если Штаты смогли бы терпеть ядерный Иран, то для Израиля это категорически неприемлемо, учитывая враждебные отношения двух стран и особенности региональной политики. Так что США продолжат оказывать давление на Иран и параллельно разрабатывать самые крайние меры воздействия. Свою позицию администрация Буша объясняет тем, что намерения Ирана по-прежнему остаются неясными. Он получает обогащенный уран и гипотетически однажды может изготовить ядерную бомбу. Вообще же что касается повода для агрессии, то он может быть каким угодно. В последние годы США последовательно навязывали мировой общественности мысль об опасности иранского государства. Тегерану приписывали и связь с радикальными арабскими группировками на Ближнем Востоке, и поддержку иракских повстанцев, и недемократичность правящего режима, и милитаристские намерения относительно Израиля. По аналогии, когда в соседнем оккупированном Ираке агрессоры не нашли химического оружия, они заявили, что решение о вторжении все равно было верным, так как власть Хусейна недемократична. Затягивая «узел» покрепче, Тегеран отказался продавать свою нефть за американские доллары. Последним, кто до М.Ахмадинежада решился на такой шаг, был С.Хусейн. Он принял такое же решение за неделю до оккупации Ирака. Важно отметить и то, что США сохраняют планы по размещению в Европе элементов своей противоракетной обороны. Более того, в предоставленном Москве новом варианте предложений США по этой теме Вашингтон отступил от планов, которые обсуждались на переговорах в октябре прошлого года. Обновленный документ уже не содержит положения о постоянном присутствии российских офицеров на потенциальных объектах ПРО в Польше и Чехии. Кроме того, Соединенные Штаты оставляют за собой право принимать решение об активации этих объектов самостоятельно, а не совместно с европейскими партнерами и Россией, как это предполагалось прежде. Все указывает на то, что Вашингтон оставит приоритеты своей внешнеполитической деятельности без изменений. Глеб ВОЛКОВ |
|