Материализация неизбежного
Материализация неизбежного
Белорусский союз предпринимателей надеется, что, с учетом неудачного опыта реализации Указа № 760, в текущем году власти откажутся от практики келейного нормотворчества и начнут теснее сотрудничать с общественными объединениями. Юрий БЕХТЕРЕВ Под занавес 2007 года в БСП произошла смена руководства — Александр Потупа передал свой пост первому вице-председателю Александру Калинину. Новый лидер считает деятельность союза "в основном соответствующей интересам предпринимателей". В то же время диалог с властями "должен стать более эффективным", а во внутрисоюзной политике, помимо защиты бизнесов, важно расширять спектр услуг, предлагаемых организацией. Об этих и других планах БСП А. Калинин рассказал в беседе с корр. "БР". — Александр Федотович, давайте начнем с подведения итогов 2007 года. — Прежде всего, это был год исключительно активных переговоров с правительством. Работа шла почти на двух десятках диалоговых площадок и во многих случаях завершилась принятием полезных для бизнеса нормативных актов. В частности, заявительный принцип госрегистрации, закрепленный Декретом № 8, предпринимательские союзы, Международная финансовая корпорация настойчиво лоббировали на протяжении нескольких лет. Принятие документа стало хорошим примером того, как много можно сделать совместными усилиями общественности и государственных органов, в данном случае, прежде всего, Министерства юстиции. Распространение льгот на бизнесы не только в агрогородках, но и в других сельских населенных пунктах (Декрет от 20.12.2007 г. № 9), основные идеи льготного режима создания и функционирования частных унитарных предприятий, упрощенной системы налогообложения, упорядочения административных процедур также были сформированы в процессе работы на переговорных площадках. Не могу не отметить еще один наш совместный успех — изменения в налогообложении предприятий. Как известно, согласно закону о бюджете на 2008 г., налоговая нагрузка снизилась на 0,9 процентного пункта к ВВП, в распоряжении субъектов хозяйствования дополнительно останется около триллиона рублей. — И все же, согласитесь, общий баланс благоприятных и негативных для бизнеса новшеств вряд ли имеет положительное значение. Не будем вспоминать Указ № 760 и не менее разгромный для третьего сектора "арендный" Указ от 23.10.2007 г. № 533. Но и "хорошая" упрощенная система налогообложения может быть применена лишь сравнительно узким кругом предприятий, да и налоговая нагрузка в Беларуси, по данным Всемирного банка, остается одной из самых высоких в мире. — Расчеты ВБ у меня, как специалиста по налогам, вызывают вопросы. Предприятие не может отдавать в качестве налогов сумму, превышающую прибыль. Мы предлагаем более корректную методику — расчет налоговой нагрузки по отношению к добавленной стоимости (ДС). При таком подходе получается, что в прошлом году предприятия отдавали государству более 35% ДС без учета налогов на фонд оплаты труда. Конечно, это тоже очень высокий показатель, но в данном случае я хочу обратить внимание на тенденцию: впервые за несколько последних лет налоговая нагрузка уменьшилась. В правительстве сегодня есть понимание необходимости отказа государства от чрезмерного вмешательства в экономику, особенно в форме поддержки неэффективных производств. Сокращение же бюджетных затрат даст возможность уменьшить давление налогового пресса. Основные проблемы упрощенной системы налогообложения вызваны несогласованностью Указа № 119 с другими нормативными актами. В частности, указ дает возможность не вести бухгалтерский учет, в то же время законодательство в сфере ценообразования требует регистрации цен, расчета себестоимости. Не отменено и требование по сдаче баланса. И хотя очевидно, что эти противоречия будут разрешаться в пользу Указа № 119, пока они существуют. Если всерьез думать о снижении себестоимости продукции, то совершенно недопустимо только на ведении учетных операций в стране задействовать штат в размере 400 тыс. человек. — О чрезмерности контроля за ценами, как и вообще госконтроля, говорится не одну пятилетку. Не слишком ли медленно движутся чиновники к пониманию элементарных вещей? — Никто, конечно, не строит иллюзий, что процесс либерализации правил экономической жизни пойдет как по маслу. В стране создан огромный бюрократический аппарат, который, разумеется, не склонен сдавать позиции и самоликвидироваться. Даже когда имеются прямые указания главы государства, их выполнение под любыми предлогами тормозится либо их содержание выхолащивается. Классические примеры — лицензирование, та же, никак не упрощающаяся, система налогообложения. Совершенно очевидно, что давление на бюрократический аппарат должно оказываться как сверху, так и со стороны предпринимательской общественности. Работа на переговорных площадках, активизировавшаяся в 2007 году, позволила достаточно оперативно решить многие проблемы малого бизнеса, создан и очень серьезный задел для продолжения работы в 2008 г. К сожалению, сохраняется и практика келейного нормотворчества. Как родился Указ № 760, до сих пор остается загадкой. Полной неожиданностью даже для госорганов стал и Указ № 533, приравнявший общественные объединения в отношении аренды помещений к коммерческим организациям. В конце прошлого года общественные объединения направили в Администрацию президента письмо с просьбой об отмене этих ставок аренды, для многих ОО просто непосильных. Ответ покажет, видят власти в третьем секторе партнера по созданию в стране современной экономической системы или противника, посягнувшего на безграничную власть чиновников. — В политике считаются только с авторитетными организациями. Удалось ли БСП за прошедший год укрепить членскую базу? — Эффективная работа на переговорных площадках, несколько удачных акций по защите отдельных направлений в бизнесе (солярии, игорный бизнес, решение ряда вопросов по сертификации сбора дикорастущей продукции и т. д.) и другие положительные результаты деятельности БСП способствовали расширению наших рядов за год более чем на 15% — общее количество членов организации превысило тысячу человек. Ассоциированное членство в Союзе — это свыше 40 тысяч человек. В составе БСП представители всех областных центров, большинства крупных городов республики, 48 районных центров и поселков городского типа, лидеры республиканских, отраслевых и региональных общественных объединений, руководители крупных, средних и малых предприятий, председатели советов рынков и торгово-выставочных центров, индивидуальные предприниматели, а также (в качестве экспертов) — юристы, экономисты, журналисты и другие категории граждан. При союзе действуют экономическая и правовая комиссии, советы по сферам деятельности, например по малому бизнесу и торговле, владельцев соляриев, экспортеров дикорастущей продукции, владельцев игорного бизнеса и др. Однако, если учесть, что в состав всех ведущих общественных объединений входит не более 3-5% предпринимательских структур, база роста остается по-прежнему далеко не задействованной, а корпоративная солидарность — не востребованной. Вот только один пример. Владельцы соляриев, когда Минздрав попытался сделать эту деятельность лицензируемой, обратились в БСП за помощью. Был создан профильный совет, проведена большая работа в заинтересованных ведомствах, Совмине, республиканской прокуратуре. Когда угроза "солнечному" бизнесу миновала, только около 20 владельцев соляриев остались в Союзе. Число активистов, готовых бороться "за идею", за улучшение бизнес-климата не в отдельном сегменте рынка, а в стране, по-прежнему невелико. Финансовая поддержка Союза (не только нашего, всех) со стороны деловых людей крайне незначительна, что резко ограничивает наши возможности влиять на принимаемые властью решения. Уверен, что в свое время была возможность парировать и удар Указа № 760, — документ мог бы иметь более щадящую для ИП форму. На наш взгляд, в деятельности вновь созданных частных унитарных предприятий (ЧУП) возникает масса организационных, финансовых, налоговых, ценовых и иных вопросов, на которые пока нет однозначных ответов. В связи с этим Союз предпринимателей намерен взять на себя некую координирующую роль между ЧУПами и государственными органами в деле поиска правильных решений в практической работе новых юридических структур малого бизнеса. — То есть вы считаете ограничение числа наемных работников ИП неизбежным? — Льготный режим деятельности ИП, каким он сформировался в Беларуси, не может существовать бесконечно вне зависимости от общих условий работы малого бизнеса. Нигде в мире государство не использует одновременно НДС и налог с продаж. У нас торговля платит оба этих налога. В привилегированном положении находились только индивидуальные предприниматели, что давало им существенные конкурентные преимущества, например, по импорту — выигрыш 15% цены товара. Цивилизованным решением проблемы было бы освобождение корпораций от одного из налогов. Но государство на это не пошло. И крупным ритейлерам, чтобы не работать в заведомо проигрышных условиях, оставалось только убрать конкурентов. Во всяком случае, ответ на классический вопрос "кому это выгодно?" в отношении Указа № 760 других вариантов, на мой взгляд, не имеет. Что касается ликвидации права найма, то она выглядит вообще неестественно. Можно было обсуждать конкретно налоговую нагрузку или таможенное оформление для ИП, но полный запрет на наем работников — просто разрушение их бизнеса. Любой стратегический нормативный акт в той или иной мере отражает компромисс интересов. Интересы предпринимателей при подготовке проекта Указа № 760, похоже, вообще не были учтены. Чиновникам они малоинтересны, а предпринимательские союзы не имели для лоббирования достаточных ресурсов. — В начале декабря на первой пресс-конференции в качестве и. о. председателя БСП вы заявили о планах союза оказывать своим членам поддержку в реализации инвестиционных проектов. Каким образом это будет сделано? — Выполнение защитной функции, как я уже говорил, редко способствует долговременному сотрудничеству. Поэтому сейчас мы начинаем собирать информацию о проектах, которые хотели бы реализовать члены союза, и передавать ее международным инвестиционным компаниям. Если заявка вызывает интерес, предпринимателю может быть оказана помощь в подготовке бизнес-плана и проведении переговоров с инвесторами. В дальнейшем не исключено создание при союзе фондов, располагающих собственных финансовыми ресурсами. Оказывая содействие в инвестировании, мы, во-первых, помогаем бизнесу развиваться (а это важно и для нас, так как возможности союза зависят не только от количества членов, но и от их экономического веса). Во-вторых, мы подключаемся к реализации важнейших государственных программ, в том числе к развитию бизнеса в малых городах и селах. В-третьих, участие в инвестировании может стать для союза источником дополнительных финансовых поступлений. — Каков ваш прогноз развития ситуации в бизнесе в 2008 году? — Поскольку перед властями стоит задача повышения эффективности экономики, а без участия малого бизнеса ее решение невозможно, то процесс освобождения деловой инициативы от пут госрегулирования, скорее всего, продолжится. Тем более что по эстафете от 2007-го к 2008 году перейдет множество ценных наработок по устранению административных барьеров, совершенствованию налоговой системы и т. д. Хочется также надеяться, что власти сделают выводы из крайне неудачного опыта реализации Указа № 760 и откажутся, наконец, от практики, когда важнейшие нормативные акты принимаются без консультаций с общественными объединениями. Иначе руководству страны не удастся достичь декларируемых целей. Бюрократы по-прежнему будут находить возможность одним пунктом, непонятно каким образом оказавшимся в документе, сводить на нет все усилия. Тогда нас будет ждать не начало долгожданной либерализации экономики, а продолжение игры под названием "шаг вперед, два шага назад". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусский союз предпринимателей надеется, что, с учетом неудачного опыта реализации Указа № 760, в текущем году власти откажутся от практики келей |
|