21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не везет, так не везет! Едва белорусские представители стали осваивать один из самых сложных, а потому и наиболее престижных автомобильных марафонов «
 
 
 

Дакар умер? Да здравствует Дакар!

26.08.2009 09:48 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Не везет, так не везет! Едва белорусские представители стали осваивать один из самых сложных, а потому и наиболее престижных автомобильных марафонов «Дакар», как его взяли и отменили…

БЛАГИЕ НАДЕЖДЫ

Напомню читателям, что год назад в «Дакаре-2007» приняли участие представитель Синеокой С.Шкель и его штурман из Латвии А.Иннусс. Белорус и латыш выступали на «Оскаре» под номером 388 в составе латвийской команды, но под белорусским флагом. Марафон стартовал в Лисабоне 6 января. За две недели участники пересекли Испанию, Марокко, Мавританию, Мали и 21 января финишировали в столице Сенегала Дакаре. Специалисты оценили дебют — 105-е место — как очень успешный. Действительно, если учесть, что до Дакара сумел дотянуть всего 301 участник, а 515 сошли с дистанции, то высокая оценка выглядит более чем объективной.

Воодушевленные первым успехом белорусы должны были уже впятером штурмовать «Дакар-2008». Кроме экипажа в составе пилота Сергея Шкеля и штурмана Александра Тараненко на автомобиле «Тойота», техническую поддержку осуществляли бы еще трое опытных инженеров и механиков.

Белорусы были нацелены и в этом году покорить знаменитый марафон, который считается в автомобильном мире своеобразным венцом творения, одним из самых престижных тестов технического совершенства «транспортных средств» и мастерства экипажей.

Отмена знаменитого «Дакара» — это не только 52 млн. долларов, потерянных организаторами. Это еще одно свидетельство того, что террористическая угроза в современном мире может срывать крупнейшие соревнования планеты.

ПОДРОБНОСТИ

Отменили гонку за считанные часы до старта. Слухи о возможном изменении маршрута ходили еще за пару дней до часа «X» и были связаны с убийством в Мавритании четырех французских туристов. По этому поводу правительство Франции рекомендовало исключить страну мавров из маршрута ралли. И все же организаторы были полны решимости провести гонку в полном объеме. Пропавший за день до старта на юге Марокко «автомобиль-разведчик», смутные данные об угрозах со стороны местной террористической группировки и, по некоторым данным, отказ крупных страховых компаний от подписания соглашения с организаторами стали теми соломинками, которые переломили спину верблюду. Назывались и чисто политические причины — якобы французское правительство таким образом решило надавить на строптивую Мавританию.

Отмены отдельных этапов гонки в связи с военными действиями в африканских республиках, экстренные перебросы всего автокаравана самолетами через неспокойные районы и исправления в дорожных книгах уже давно стали нормой для «Дакара». Все это неудивительно: практически невозможно, чтобы гигантский проект прошел без сучка и задоринки, тем более в таком нестабильном регионе. Однако ралли целиком не отменяли никогда. Потому у этого решения компании А.S.О. — организатора «Дакара» — нашлось немало критиков.

«Странно, что мы не увидели в действии «план Б», при котором участникам пришлось бы пройти «Дакар» по измененному маршруту», — заявил экс-директор «Дакара» Юбер Ориоль. Однако организаторы стали заложниками прошлогодних событий: после исключения из гонки двух этапов в еще более нестабильном и опасном Мали им пришлось более двух третей километража спецучастков «нарезать» именно по Мавритании. Именно эти спецучастки должны были стать изюминкой гонки.

Обрушились с критикой на организаторов и представители властей Мавритании, гарантировавшие лично директору гонки Этьену Лавиню безопасность маршрута, — ведь страна осталась без единственного события мирового масштаба, способного привлечь туда туристов и их деньги! В то же время большинство крупных заводских команд, в том числе основные претенденты на победу в «легковом» зачете — «Фольксваген» и «Мицубиси», — с пониманием отнеслись к решению А.S.О., несмотря на собственные огромные финансовые потери. Ведь в их составе немало умудренных опытом «марафонцев», которые не понаслышке знают, что такое безопасность в пустыне.

По этой причине участников марафона всегда сопровождали люди в военной форме. По всему маршруту на расстоянии видимости располагались и джипы с крупнокалиберными пулеметами. Опыт показал, что это не напрасно.

От отмены «Дакара-2008» пострадали и жители пустыни. С местными жителями без военной формы у «марафонцев» сложились очень интересные отношения. Аборигены воспринимают караван в первую очередь как бесконечный источник халявы и пытаются хоть что-то урвать любыми доступными способами — выклянчить или своровать... Участники марафона рассказывали, что если на очереди к пункту контроля времени открыть дверь, моментально налетит целая толпа из детей и взрослых с единственной целью — украсть все, до чего можно дотянуться. Это происходит не потому, что аборигены плохо относятся лично к пилотам и штурманам, — просто в пустыне такой стиль жизни.

КАК ЖИВЕТ ПУСТЫНЯ

Дистанция ралли-марафона этого года должна была составить более 9000 километров —это то расстояние, которое машины преодолевают своим ходом, без учета паромной переправы. Более половины трассы представляют собой спецучастки — отрезки дистанции, на которых автомобили едут «в боевом режиме» — в полную силу, на максимально возможной для экипажа и машины скорости. Чтобы преодолеть такой путь, нужны огромные вложения — как во время подготовки машины к гонке, так и на дистанции — для поддержания автомобиля (мотоцикла, грузовика) в боеспособном состоянии.

Автомобильная, «джиперская» часть «Дакара» делится на две большие группы подготовки — «серийные» автомобили (они же — Т2, или класс Production) и «прототипы» (Т1, или Super Production). Сюда же входят багги оригинальной конструкции — на таких выступают, например, легендарный Лис Пустыни Жан-Луи Шлессер или российский пилот Сергей Шмаков. Технические требования группы Т1 настолько либеральны, что гонка в этом классе давно уже превратилась в войну капиталовложений и технологий — именно здесь выступает большинство «автомобильных» заводских команд и наиболее именитых «частников», среди которых неоднократные участники, призеры и победители пустынного марафона. Бюджеты таких команд и их финансовые потери от отмены гонки трудно даже вообразить — каждая из них может потратить на один «Дакар» несколько миллионов долларов!

Бюджеты в классе Т2 скромнее. С технической точки зрения это действительно почти стандартные автомобили. Если забыть на время про обязательные требования безопасности — каркас, сиденья, четырех- или шеститочечные ремни и специфическое штурманское оборудование, а также жизненно необходимые в пустыне 400-литровые бензобаки, — то незначительно изменить можно только подвеску и программу управления двигателем. Коробка передач, редукторы, блоки цилиндров — все это точно такое же, как на обычном Pagero, Pathfinder или L200 из любого дилерского автосалона. Стоит такой автомобиль, полностью подготовленный к гонке, около 150 — 180 тысяч евро.

Есть возможность не покупать машину, а взять ее в аренду вместе с обслуживанием на гонке — это обойдется примерно в те же 180 тысяч. В эту сумму будут включены зарплата механиков, автомобили-технички, проживание в гостиницах, необходимая экипировка, шины, топливо, определенный набор запчастей и стартовый взнос. С каждого внедорожника он составляет 24 тысячи евро, с мотоциклиста — 13 тысяч. Для грузовиков плата, естественно, больше. Именно эту сумму и некоторые другие «прямые» платежи организаторы обещали вернуть участникам, но это — капля в море.

Вариант с арендой приемлем для тех, кто не ставит перед собой сверхзадач. Если же амбиции экипажа простираются до призовых мест, то везти в Африку придется и собственную машину, и собственную команду — механики должны как свои пять пальцев знать автомобиль и работать слаженно и четко. Кроме технического персонала на один экипаж нужны как минимум две технички. Одна из них — «верблюд» — едет в зачете грузовиков и везет все необходимое для срочного ремонта, а при его невозможности берет «боевой» автомобиль на буксир и тащит его до бивуака. Со спортивной точки зрения, это такой же участник марафона, только груженный запчастями. Вторая техничка представляет собой огромный грузовик — «слон», который передвигается от бивуака до бивуака по кратчайшему пути и имеет право оказывать помощь своим подопечным только в специально выделенное для сервиса время.

Понятное дело, что, не напрягаясь, оплатить гонку из собственного кармана в состоянии очень ограниченное число людей. Большинство экипажей, заболевших идеей поехать на легендарный ралли-марафон, либо ищут для этой цели спонсоров, либо берут многотысячные кредиты... И далеко не каждому под силу понять состояние тех, кто вместо уникальной проверки себя на прочность получил лишь несбывшуюся мечту и долги перед спонсорами или банками. Ведь для многих участие в самом знаменитом автомобильном приключении давно стало смыслом жизни... В этом году «в пролете» остались 245 мотоциклистов, 205 экипажей внедорожников (410 человек) и 100 экипажей на грузовиках (300 человек).

ПРИКИНЕМ ПОСЛЕДСТВИЯ?

Естественно, пострадали от отмены ралли не только экипажи. Всего в обеспечении гонки принимают участие около пяти тысяч человек, невероятное количество внедорожников и грузовых автомобилей, а также вертолеты и самолеты. А если добавить сюда бронирование гостиниц и авиарейсов, телевизионные контракты и спонсорство самой гонки, необходимость вернуть стартовые взносы, то, по подсчетам западных СМИ, компания А.S.О. потеряла из-за отмены ралли около 52 миллионов долларов! И это, возможно, еще не самое страшное. Помимо денег компания потеряла и имидж. Ведь впервые в истории была отменена гонка, ставшая за 30 лет символом мирового автоспорта, своеобразным венцом творения, к которому иные гонщики идут всю свою жизнь!

Удар по имиджу нанесен, скорее всего, не только организаторам легендарного марафона, но и всему автоспорту в целом. Уже давно не секрет, что в нем все чувствительнее ощущается острый дефицит спонсорских денег — техника постоянно совершенствуется и дорожает, а отдача от рекламы не всегда оправдывает гигантские вложения. После подобных событий спонсоры уж точно не станут сговорчивей.

Впрочем, наивно было бы предполагать, что сегодняшние события отразятся только на автоспорте. Отмена знаменитой гонки может означать, как ни грустно это признавать, начало эпохи победы международного терроризма. Победы даже над такими сильными духом, видавшими виды и рисковыми людьми, как организаторы и участники «Дакара». Какое следующее событие мирового масштаба отменят по прихоти африканских или азиатских голодранцев с бомбами и автоматами? Чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры? В искренних заботах о безопасности участников гонки компания А.S.О. и французское правительство создали опаснейший прецедент, ведь давно известно: любое выполнение требований террористов приводит лишь к дальнейшему росту террористической угрозы.



Евгений ВИКТОРОВ



РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика