Время автомобиля только начиналось…
Время автомобиля только начиналось…
Год рождения нашего издания совпадает со временем, когда в Минске активно развивалось дорожное движение. Со знаменательными событиями и примечательными фактами той далекой поры мы знакомим читателей В октябре 1912 года в городскую управу поступило заявление от инженера Свентицкого, который просил разрешить ему перевозить по городу пассажиров, определить места стоянки и выдать номер для автомобиля. Комиссия в составе члена городской управы, директора городской электростанции и помощника минского полицмейстера произвела испытание машины. Технические данные «Оверленда» были такими: при мощности мотора в 35 лошадиных сил он развивал скорость до 30 верст в час. По решению городской управы автомобилю присвоили регистрационный номер с цифрой 1, а место для стоянки отвели на участке у городского сквера на Захарьевской улице. Трагедии на дороге Потребовалось немало времени, чтобы приучить жителей города к новому виду транспорта. Но еще труднее было приучить к автомобилю лошадей. Не прошло и месяца с момента начала эксплуатации первого автомобиля-такси, как произошла трагедия. 7 ноября 1912 года все тот же автомобиль № 1 совершал поездку по улице Коломенской, катая публику. В это время крестьянин из деревни Колядичи Минского уезда Константин Зернятко зашел с односельчанином в лавку за покупками, привязав лошадь к одной из тумб. Деревенская лошадь испугалась проезжавшего автомобиля и встала на дыбы. Выскочивший из лавки хозяин попытался ее утихомирить, но не удержался и упал, ударившись головой о тумбу. Удар был настолько сильным, что Зернятко потерял сознание и по дороге в больницу скончался в карете скорой помощи. Шло время, с ростом количества автомобилей на минских дорогах участились и ДТП. В газетах писали: «…необходимо во что бы то ни стало оградить ни в чем не повинных обывателей от дальнейших проявлений безудержной езды по городу наших самокатов». По некоторым происшествиям назначались судебные разбирательства, но из-за неясности обстоятельств обычно откладывались на неопределенное время. Извозчики настороженно, а временами и с нескрываемой враждебностью встречали появление в городе новых транспортных средств. Они со злостью называли автомобили и велосипеды пугалами для прохожих. Но их опасения оказались преждевременными. Велосипеды служили в большей степени для забавы, а несколько десятков автомашин еще не могли составить серьезную конкуренцию традиционному транспорту. В Минск - своим ходом Первый автомобильный гараж и мастерские общего пользования появились в Минске на улице Подгорной в специально выстроенном здании. Через гараж производилась продажа автомашин разных фирм. Позже на Комаровке появился еще один гараж, помещение на четыре автомобиля открылось при гостинице «Европа». Одновременно стала развиваться и ремонтно-механическая база. В 1916 году в Минске на Немецкой улице действовала мастерская по ремонту авто, продаже запчастей и покрышек. Техника, первоначально только иностранного производства, чаще всего доставлялась своим ходом. Так, «Мерседес», принадлежащий некоему гражданину Неусыхину, прикатил из Берлина. А сын местного банкира Брауде преодолел путь от Гамбурга до Минска на «Форде» за 63 часа, не считая остановок. Пьяные лихачи Увеселительные поездки в компании пассажиров для первых автомобилистов не были редкостью. Изрядно захмелев, водители отправлялись за город «глотнуть воздуха». Лошади, испугавшись машин, неслись вскачь, переворачивая телеги, выбрасывая седоков, что не всегда заканчивалось благополучно. В то время правилами еще не запрещалось управлять автомобилем подшофе. И все же в 1914 году полицейский Татарчук попытался остановить выписывающий на дороге зигзаги автомобиль с регистрационным номером 8, за рулем которого находился некто Соболевский. Водитель не подчинился требованию полицейского и скрылся, за что впоследствии был приговорен к аресту на семь суток. Это, вероятно, и было первое в Минске наказание за езду в нетрезвом виде. Под контролем полиции Правила движения в Минске формировались в 1912-1916 годах. В апреле 1916 года минский полицмейстер издал приказ, в котором отмечалось: «Автомобили продолжают ездить по городу с большей, чем полагается, скоростью. Предписываю классным чинам, несущим наружную службу, и постовым городовым записывать немедленно номера автомобилей, замеченных в чересчур быстрой езде, равно как и номера тех автомобилей (грузовиков), которые ездят не по тем улицам, по которым им полагается». Тогда же было введено ограничение на проезд грузовых и тяжелых санитарных автомобилей по Захарьевской и Губернаторской улицам. Кстати, первый грузовой автомобиль появился в Минске на Обойной фабрике Конторовича в 1911 году. А 22 октября 1914 года горожане увидели целый кортеж автомобилей, который торжественно проследовал по улицам Московской, Губернаторской - до Дома губернатора на Соборной площади. На первой машине ехал губернатор, на второй - император Николай II, за ними - машины царской свиты. Вдоль маршрута собрались толпы людей. Затаив дыхание, они смотрели и на императора, и на необычный парад автомобилей как на чудо. Игорь ГОЛОД, «МК» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Год рождения нашего издания совпадает со временем, когда в Минске активно развивалось дорожное движение. Со знаменательными событиями и примечательным |
|