Жировичский монастырь строит для туристов Дом паломникаВ прошлом году Свято-Успенский Жировичский монастырь посетили около 58 тысяч паломников. Живет же в монастыре 35 монахов. Об этом рассказал архимандрит Вениамин, выступая на семинаре в Жировичах «Свято-Успенский Жировичский монастырь и его роль в развитии культурно-познавательного туризма Беларуси», организованном самим монастырем, минскими духовными Академией и Семинарией, Министерством спорта и туризма и Национальным агентством по туризму. «Иногда по субботам у стен монастыря собирается до 45 автобусов с туристами. Мы же одновременно можем принять только восемь групп при условии, что экскурсия будет длиться в течение часа», — отметил архимандрит Вениамин. Количество туристов в Жировичском монастыре, судя по всему, будет только возрастать. По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 году в число самых популярных видов туризма уверенно войдет и религиозный туризм. Представителей участвовавших в семинаре турфирм интересовала, в первую очередь, инфраструктура монастыря, в частности, возможность размещения туристов и паломников. По словам архимандрита Вениамина, у монастыря есть возможность принять с ночевкой только 27 человек. Необходимость же есть в гораздо большем количестве мест — люди едут в Жировичи из России, Украины и так далее. «В недалеком будущем у нас появится Дом паломника на 100 мест, который теперь строится за средства монастыря и благотворителей», — добавил архимандрит Вениамин. Пока же, заметила представитель Министерства спорта и туризма Елена Соловьева, для паломников и туристов, не готовых ночевать в монастыре с минимальными удобствами, самым приемлемым вариантом является гостиница в Слониме, который действительно находится недалеко. Однако в самом монастыре проблему видят не в количество желающих побывать в обители, а в несоблюдении туристами элементарных правил и норм. Все вроде знают, например, про необходимость мужчинам снимать головной убор при входе в церковь, а женщинам покрывать голову, однако соблюдает правило далеко не каждый. «Случается, что у женщин теперь и юбок-то в гардеробе нет. Однако мы должны научиться не ходить в монастырь со своим уставом и сориентировать на это туристов и паломников. Также важно, чтобы люди, посещающие монастырь, были ознакомлены с правилами поведения в храмах и на его территории», — сказала на этот счет начальник учебно-методического отдела Национального агентства по туризму Марина Масташова. Главная реликвия монастыря — Чудотворная икона Божьей Матери. Икона маленькая — с детскую ладошку. Чудотворная икона изображена на граните, который при обжиге получает вид яшмы с заметными крупицами охры, известняка. Особенно это заметно на разломах, которые имеются на Жировичской иконе и которые, вероятно, получены ею при пожаре. Именно эта икона и является такой притягательной для тысяч верующих. Про нее до сих пор ходят легенды, что особо страждущим она помогает исцелиться от болезней и несчастий. Ее история неразрывно связана с историей монастыря, который и возник благодаря ее явлению. Здесь необходимо вспомнить помещика из тех мест Александра Солтана. В 1470 году пастухи, пасшие стада, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши, заметили свет, как потом выяснилось, исходивший от маленькой иконы. Они отнесли чудотворный образ в усадьбу Солтана. Он-то и построил позже в Жировичах, на месте явления иконы, храм в честь Божией Матери. Позже здесь возник монастырь. Усадьба Солтана, вернее, ее руины, находятся теперь в нескольких километрах от монастыря. Инок Николай заметил, что весной и летом тут красота необыкновенная: «Здесь в мае можно любоваться цветением большинства европейских сортов сирени. Жалко только, что от усадьбы Солтанов почти ничего не осталось». Между тем, рассказал «Белорусским новостям» брат Агапий, после войны здание было хоть и разрушено, однако, все же стены были целы. «Усадьбу по кирпичику растащили местные жители. Теперь мы поставили около нее крест и охраняем, как можем. В вагончике, что рядом с усадьбой, теперь живет и ее охраняет трудник Георгий», — рассказывает брат Агапий. Трудниками называют послушников, которые живут при монастыре, не принимая монашества, и здесь работают. Теоретически в монастыре может пожить какое-то время любой человек (женщины без особого разрешения не более трех дней). Главное, заметил брат Агапий, чтобы человек приходил сюда без долгов — моральных и материальных: «Важно, чтобы не оставались в миру маленькие дети, чтобы он не был обязан платить алименты или какие-то другие выплаты. Люди живут здесь — работают и ищут смысл жизни у старцев. Теперь в монастыре 50 трудников». Трудник Георгий в обители уже лет пять и ведет он жизнь отшельническую. Раньше охранял сооружения у места забора воды у святого источника. Теперь, смеется брат Агапий, его впору называть лешим. Благодаря Георгию усадьбу Солтанов разрушать перестали. Такая вот своеобразная консервация древностей. Монастырь живет в тесном соседстве с семинарией. Здесь располагается также и Минская Духовная Академия, которую в перспективе предполагается перенести в Минск. Пока же на трех курсах Академии обучается 49 человека. Здание Академии отреставрировано. О былых временах, когда в нем размещался Сельскохозяйственный техникум, напоминает лишь странно расположенный забор, ограждающий часть здания. Брат Агапий рассказал его историю: «Когда я поступил учиться в духовную Академию, половина здания принадлежала нам, а другая техникуму. Ужиться нам было непросто. Ранее же, когда они занимали учебный корпус полностью, их руководство внимательно следило, чтобы они не оказались на территории монастыря и не попали в храмы. Студенты с этим не спорили, но за яблоками в монастырский сад пробирались все равно. Вот и пришлось поставить ограждение». В монастыре теперь рады, что времена былого противостояния светского и религиозного мира прошли. Однако прежние времена напоминают о себе постоянно. Не так давно в подвалах Крестовоздвиженского храма, рассказал брат Агапий, были найдены останки 50 человек. Кто были эти люди и когда их убили, неизвестно. Не исключено, говорит брат Агапий, что это случилось во времена сталинских репрессий. Знают доподлинно, что здесь происходило, только древние стены монастыря, да еще символ обители — липа возле Явленской церкви. Этому дереву более двухсот лет. Оно было свидетелем многих событий истории. Под ветвями липы молились сотни тысяч людей. До сих пор в монастыре едят липовый мед, пыльцу для которого собирают с дерева, видевшего больше любого из живущих здесь людей. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В прошлом году Свято-Успенский Жировичский монастырь посетили около 58 тысяч паломников. |
|