Январским утром работница одного из минских предприятий возвращалась домой под хмельком — расслабилась после ночной смены. Привычный путь — напрямик через железнодорожное полотно в районе станции Минск-Восточный — она осилить не смогла. Задремала на краю платформы. Очутившись в больнице с тяжелейшими травмами (выжила чудом!), пациентка так и не вспомнила, из-за чего оказалась на больничной койке. Память минчанке освежил следователь
Начало года, а транспортная прокуратура уже завалена материалами проверок похожих происшествий. За январь — февраль — десятки жертв. Наиболее тревожная ситуация — на минском, самом протяженном участке железной дороги. Только за январь тут зафиксировано 13 несчастных случаев, из них 8 — смертельных. Каким список жертв (прежде всего собственной беспечности) может оказаться к декабрю, и подумать страшно. Не пора ли по примеру ГАИ и на железной дороге вводить программу "Минус 100"?
Альпинизм — спорт пешеходов?
Кстати, опыт Госавтоинспекции подсказывает: безопасность одними штрафными санкциями не повысишь. И в самом деле, высокий штраф (до 70 тысяч рублей) любителей прогуляться по шпалам не останавливает. Тут явно требуются конструктивные технические решения
Станция Минск-Восточный — центр города, место людное. Ежедневно метро привозит к перрону сотни людей. Выхожу из "подземки" и замираю в недоумении: переходов в поле зрения не наблюдается. Перебраться на другую сторону железнодорожного полотна можно лишь по высоченному мосту с низкими перильцами. Одолеваю всего один пролет конструкции и ощущаю бешеный приступ страха высоты и головокружение. Впрочем, "альпинистов" среди пешеходов немного. Большинство отчаянно прыгает через рельсы. А что делать? Как, скажем, пожилому человеку или пассажиру с багажом вскарабкаться на этакую верхотуру по скользким от налипшего снега ступенькам? Свернуть голову на крутом подъеме — раз плюнуть. Вот и сигают по путям, рискуя угодить под локомотив.
— Вопрос о подземном переходе на станции Минск-Восточный назрел уже давно, но до сих пор не решен, — сложившимся положением вещей заместитель минского транспортного прокурора Леонид Круковский встревожен не на шутку. — За минувший год тут травмировано 5 человек. И вот новый, январский, случай — пострадала женщина. На наш взгляд, пора принимать кардинальные меры. В прошлом году прокуратура направила железной дороге 2 представления с требованием завершить ограждение территории — станция ведь в черте города, а железнодорожное полотно — не тротуар. Сегодня эти работы выполнены только на две трети. К сожалению, проблема касается не только одной станции. В целом по минскому участку огорожено лишь около 30 процентов опасного пространства
Если верить статистике, за последние два года ситуацию с травматизмом на железной дороге переломить удалось. По сравнению с началом 2000-х годов количество жертв на минском участке Белорусской железной дороги снизилось на треть. Но успокаиваться рано: восемьдесят три жизни — число погибших в прошлом году — со счетов не спишешь. Большинство трагедий происходит на крупных остановочных пунктах. В рейтинге самых "гиблых" лидируют 10 станций: Минск-Восточный, Пуховичи, Борисов, Уша, Беларусь, Колодищи, Красное Знамя, Молодечно, Помыслище и Степянка. В прошлом году на каждой из них разыгралась не одна драма
Опасная кривая
Наиболее коварные места на железнодорожном полотне — повороты и другие непрямые отрезки пути. Что делается в хвосте поезда во время остановки, из кабины не видно. По возможности посадочные платформы переносятся с крутых поворотов на более ровный ландшафт. Там, где реконструкция невозможна, требуются дополнительные меры безопасности. Леонид Круковский хорошо помнит трагедию, которая произошла несколько лет назад. Двери электрички зажали ногу 5-летнего малыша, а машинист этого не заметил. Электропоезд волочил ребенка до семафора
В прежние годы такие происшествия фиксировались регулярно. Наконец, забили тревогу. Теперь за посадкой-высадкой на сложных участках наблюдает помощник машиниста и двери закрываются только по его команде. Так явно безопаснее.
Одна из "горячих" извилин — станция Беларусь. Движение поездов интенсивное, пассажиров много. Система безопасности тут должна работать как часы. Однако прокуратура обнаружила в ней существенный технический изъян: светозвуковая сигнализация включалась лишь при движении транспорта в одном направлении — иначе говоря, работала вполсилы. Недостаток по требованию прокуратуры устранен. Но ведь следовало учесть это обстоятельство еще при монтаже агрегатов. Возможно, вовремя поданный сигнал спас бы чью-то жизнь.
Кстати, до недавнего времени станция Минск-Пассажирский также числилась в списке самых травматичных участков. Машинисты постоянно жаловались на плохую освещенность. Испещренные трещинами и рытвинами платформы местами имели уклон покруче, чем на американских горках. Например, в позапрошлом году пассажир споткнулся и, не удержавшись на ногах, попросту скатился по склону под поезд. Выровнялась ли в прямом смысле слова ситуация?
— Идет капитальный ремонт, — по словам Леонида Круковского, дело сдвинулось с мертвой точки. — Учтены и наши рекомендации. Меняется освещение, приводится в порядок покрытие платформ, строятся навесы
Станция Колядичи в списке самых "гиблых" не числится, однако недавний несчастный случай, который там произошел, в прокуратуре расценивают как настоящее ЧП. На пешеходном переходе молодого человека зацепило автомотрисой: машинист не заметил парня, выскочившего из-за стоящей электрички. К счастью, двигалась железная махина с небольшой скоростью, поэтому пешеход отделался, считай, легким испугом — ушибами.
— Сегодня графики составляются так, чтобы исключить движение товарных поездов во время посадки-высадки пассажиров, — Леонид Круковский тщательно изучал проблему не один год. — Однако последний случай показал: чтобы избежать "скрещивания" подвижного состава на станциях, нужно распространить это правило на весь железнодорожный транспорт.
Вагончик тронется, а боль останется
И все же главной причиной травматизма на железной дороге по-прежнему остается людская беспечность. Встреча с локомотивом — верная смерть или инвалидность. На снимки с мест железнодорожных происшествий, хранящиеся в архиве заместителя начальника Минского отдела внутренних дел на транспорте Владимира Чепялинского, без слез смотреть невозможно. За сухими строками милицейских сводок — такая боль А все же — по глупости.
Несколько месяцев назад товарный состав на полном ходу сбил неподалеку от станции Пуховичи 16-летнего юношу. Очевидцы происшествия говорят, что юноша присел на рельсы позвонить. При приближении электрички парень отскочил на соседний путь, по которому в этот момент мчался товарный поезд.
— Типичная история: человек выпрыгивает из-под колес одного поезда и попадает под другой, — моделирует "аварийные ситуации" Владимир Чепялинский. — Неприятные неожиданности подстерегают путника не только на рельсах, но и рядом с железнодорожным полотном. Скорый поезд, движущийся на всех парах, запросто может "затянуть" под себя близко идущего человека. Другая опасность на железной дороге — контактные провода под напряжением 27 тысяч вольт! К ним даже не обязательно прикасаться: электродуга настигает жертву на расстоянии 1,5 — 2 метров. В прошлом году компания студентов решила прокатиться на вагоне с бревнами. Спрыгивая на землю, один из ребят приподнялся и получил смертельный удар током.
В восьми случаях из десяти жертвы путают платформу со шпалами, будучи подшофе. Пьяный на рельсах — патовая ситуация. Сигнал машиниста ему нипочем. А вникать в технические детали — например, в то, что длина тормозного пути, скажем, товарного поезда, движущегося со скоростью 60 км/ч, более километра, — он уже просто не в состоянии. Человека в луче прожектора электровоза (больше всего трагедий происходит в темное время суток) машинист способен увидеть лишь за 250 — 300 метров. Экстренно тормозить поздно. А вот экстренно избавиться от беспечности, пьянства и невнимательности на железной дороге — самое время.
Справка "СБ" В результате принятых минской транспортной прокуратурой мер в прошлом году на станциях построено 22 новых пешеходных перехода, 32 — капитально отремонтировано. Приведено в порядок 12 пассажирских платформ, 19 железнодорожных переездов, установлено 1.340 погонных метров ограждений.
Цифра "СБ" В 2007 году на минском участке железной дороги травмировано 126 человек, из них 83 погибли.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.