ПЛАНЫ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ
Планы шаговой доступности
Развитие столичного ритейла зависит от частных инвесторов Иван ПЕРЦЕВ http://www.belgazeta.by/20080225.8/470051901 В ближайшие годы в Минске будут строиться и крупные ТЦ, и небольшие квартальные магазины. При этом, похоже, развитие торговой сети отдадут частным инвесторам. Специалисты Мингорисполкома считают, что минская торговая сеть далека от насыщения: город постоянно растет, строящиеся новые районы нуждаются в торговых объектах разного формата - от небольших, т.н. удобных магазинов до супер- и гипермаркетов. Сейчас в Минске работают 4 гипермаркета, в ближайшие годы появятся еще минимум 5. Места для них уже определены - в каждом районе столицы, вблизи крупных транспортных магистралей. Считается, что Минск выдержит 12 гипермаркетов без ущерба для остальных форматов торговли. В первой половине т.г. откроется ТРЦ «Глобо» (пр-т Дзержинского), который, по уверению создателей, станет объектом нового для Беларуси типа: будет включать в себя гипермаркет, бизнес-центр, спортивно-развлекательный комплекс и большую парковку. Общая площадь «Глобо» составит около 50 тыс. кв. м. Это первый центр такого масштаба в Минске. Инвестором выступила российская компания «Вестер» (Калининград), которая владеет более чем 50 гипермаркетами в России и СНГ. Представители компании пока не комментируют перспективы работы в Беларуси. О намерении работать на белорусском рынке заявила российская компания «Седьмой континент». В течение 3 лет она собирается построить в Беларуси пять гипермаркетов (один из них - в Минске, в Уручье). «Седьмой континент» владеет контрольным пакетом акций компании «ПросторМаркет» (гипермаркет ProStore). Продолжают развиваться и сети «удобных» магазинов. Некоторые магазины разной площади пытаются позиционироваться как дискаунтеры, хотя на деле они обычно ближе к cash&carry. Торговые объекты, в той или иной степени соответствующие определению «дискаунтер», в столице по-прежнему можно пересчитать на пальцах одной руки. Программой развития внутренней торговли запланировано создание сети магазинов шаговой доступности. Существование такого термина позволяет говорить о том, что в Минске все магазины являются магазинами шаговой доступности, т.к. расположены рядом с непосредственными потребителями, а не за городом, как гипермаркеты и молы в других странах. В кучу смешиваются и «удобные» магазины (такие, которые призваны формировать потребительскую среду: продовольственный магазин, парикмахерская, кафе и пр. в одном комплексе), и «соседские» (небольшие магазины, обслуживающие людей, живущих в непосредственной близости от них). Минск, похоже, ориентирован именно на первый формат. Впрочем, в программе развития внутренней торговли на 2006-10гг. предусмотрено увеличение доли крупных торговых объектов. В 2007г. открылось 5 новых магазинов сети «Соседи» (белорусско-литовское СООО «Либретик»). Это торговые объекты площадью 350-450 кв. м, позиционирующиеся как квартальные магазины. Два из них работают в ТЦ («Рига», «Восток»), где, кроме них, расположены и другие объекты торговли. Сейчас сеть «Соседи» насчитывает 18 магазинов. Росла и конкурирующая с «Соседями» сеть «Рублёвский» (российская компания «Виктория»). В 2007г. в Минске открылось 5 магазинов с этим названием, последний - в январе т.г. на пр-те Победителей. Первая в Беларуси сеть «Евроопт» (ООО «Евроторг») о своей стратегии развития подробно рассказала «БелГазете» (см. материал на стр. 17 - Ред.). В минувшем году на рынок вышли два игрока, развивающие гипермаркеты в России и СНГ, - группы «Вестер» и «Грин». Компании собираются строить гипермаркеты как в столице, так и в областных центрах. Это совпадает с желанием государства возводить крупные торговые центры, ассоциирующиеся с «цивилизованной торговлей». Кстати, на стадии проектирования новых магазинов конкуренция может частично пресекаться: объект будет строиться, только если специалисты горисполкома решат, что его целесообразно возводить именно в данном месте. Поэтому использовать снижение цен, дисконтные системы в борьбе за покупателя минские магазины не спешат. На этом фоне интересным обещает стать проект российской инвестиционной компании «A1» (входит в консорциум «Альфа-Групп») и МФК по созданию самой масштабной в Беларуси сети магазинов. Планируется, что она будет состоять из 128 дискаунтеров. Информация о проекте скудна: известно только то, что сеть развернется во всех областных центрах к 2010г. По данным «Коммерсанта», инвестиции в проект составят $83 млн., из них $16 млн. - в виде кредита МФК. Как утверждает «КоммерсантЪ», недвижимость сети будет принадлежать кипрской оффшорной компании Tugillio Holding Ltd через ООО «Ландграф», а оператором в Беларуси станет ООО «Белмаркет», тоже «дочка» кипрской фирмы. Чтобы реализовать проект до конца 2010г., «Белмаркету» придется ежегодно открывать в среднем по 6-8 магазинов в каждом городе. Вероятно, именно благодаря быстрому вхождению на рынок нового игрока подобного масштаба через год-два дисконтную систему освоят уже существующие сети. ТОР-5 ПРОБЛЕМ РОСТА СТОЛИЧНОГО РИТЕЙЛА 1. Медленный рост торговых сетей. Сетевая торговля, с одной стороны, позволяет минимизировать издержки, с другой - за счет унификации ассортимента, стандартов обслуживания, ценовой политики в рамках сети - предложить качественно лучшее, нежели несетевой ритейл, обслуживание. Однако создание торговых сетей требует значительных капиталов, которыми владеют только иностранные инвесторы. 2. Административное регулирование цен не позволяет отечественным ритейлерам полноценно прибегать к дисконтным программам. Недостаточное развитие в Минске таких торговых форматов, как дискаунтер или cash&carry, следствие именно этой особенности. В белорусской торговле создавать торговые форматы, дающие значительные розничные скидки, могут главным образом те компании, которые одновременно являются крупными оптовиками-импортерами. 3. Завышенные ожидания от гипермаркетов. Похоже, республиканские власти, запуская в 2004-05гг. программу поощрения строительства именно гипермаркетов, этих «ледовых дворцов» белорусской торговли, искренне полагали, что 10-12 «гиперов» не только одолеют рынки, но и едва ли не заменят всю остальную сеть. Однако при существующих наценках и средних суммах чека в гипермаркетах желаемый эффект достигнут не был. Более того, некоторые из них почти сразу же после открытия вынуждены были корректировать ассортиментную матрицу в сторону увеличения доли непродовольственных товаров. 4. Надежды на быстрое исчезновение рынков тоже не оправдались. В России, где сетевой бум начался гораздо раньше, а современные форматы торговли получили гораздо большее распространение, по данным МЭРТ РФ, на 1 января 2005г. количество розничных рынков составляло 6444, на 1 января 2006г. - 5831, на 1 сентября 2007г. - 4795. Так что даже при гораздо более жесткой конкуренции рынки сдают свои позиции очень медленно. 5. Низкая маркетинговая культура. По версии российской консалтинговой компании «Комкон», «прибыльный ритейл = низкие цены + бренд + удобство». Белорусские ритейлеры на пути к успеху теряют то один, то сразу два элемента этой триады. Пока гипермаркета четыре, возможно, им не очень «тесно», но что будет, когда их станет 10-12? В сетевом же ритейле впечатление единственной системной рекламной компании производит продвижение «ударов по ценам» «Рублёвского». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ближайшие годы в Минске будут строиться и крупные ТЦ, и небольшие квартальные магазины. При этом, похоже, развитие торговой сети отдадут частным ... |
|