"Конституционному суду изначально присуща пассивность: он может начать дело, если есть инициативы извне. Но, в последние годы обращения с инициативами практически свелись к нулю", - сказал он.
П.Миклашевич пояснил, что, в частности, с инициативами рассмотрения конституционности правовых актов в Конституционный суд могут обращаться Высший хозяйственный суд и Верховный суд.
Между тем, по его данным, за 10 лет зафиксировано одно обращение от Верховного суда в 1997 году и 6 инициатив ВХС, последняя из которых в 2000 году.
В этой связи председатель Конституционного суда задался вопросом, действительно ли нет необходимости в обращениях в Конституционный суд. С одной стороны, он отметил слаженный механизм работы власти, органов управления, согласие в обществе, постоянное совершенствование правового поля. С другой стороны, П.Миклашевич обратил внимание на постоянное изменение законодательства, сопровождающее социально-экономическое развитие страны. В этой связи он заметил, что часто при применении на практике измененных норм возникают неясности, противоречия и правовые коллизии. "Многие судебные ошибки являются результатом применения несовершенного законодательства", - считает П.Миклашевич.
На его взгляд, активная позиция по вопросу внесений инициатив в Конституционный суд реальна только при условии изменения правового сознания судей и понимания, что высший уровень законности - это конституционная законность.
П.Миклашевич считает необходимым "выработать механизм реализации инициатив граждан и юрлиц, являющихся участниками судебного разбирательства, для проверки конституционности правовых актов, применяемых для разрешения конкретных судебных дел".
Председатель Конституционного суда также считает необходимым регламентировать возможность непосредственного обращения граждан с целью рассмотреть на предмет конституционного соответствия решений нормативного характера местных органов власти.
"Конституционный суд начал формировать практику рассмотрения таких обращений граждан, но необходимо закрепить это на законодательном уровне", - сказал П.Миклашевич.
Он добавил, что Конституционный суд должен проверять нормотворческую деятельность общих и хозяйственных судов, а также правоохранительных органов. П.Миклашевич подчеркнул, что это ни в коем случае не будет являться вторжением в их компетенцию.