ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ «НОМ»
Феноменальный «НОМ»
в стране Томаса Андерса и фликера Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ http://www.belgazeta.by/20080421.16/360044581 13 апреля легендарная питерская группа «НОМ» выступила в минском клубе Fabrique. Энергетика и атмосфера шоу «королей Санкт-Петербурга», как они сами себя называют, не оставляла сомнений в том, что такого уровня концертных клубных выступлений в Минске не было давно. Можно даже уже говорить о самом мощном концерте 2008г. Перед поездкой в Минск музыканты задавали организатору концерта литературно-параноидальные вопросы в духе: «Существует ли клуб, в котором мы собираемся выступать? Правда ли, что в Минске в темное время суток требуется носить светоотражающие элементы, иначе штрафуют?» Организаторы боялись, что никто не придет. Напрасно: к 7 вечера перед клубом собралась устрашающих размеров толпа. Оказывается, белорусский народ любит группу «НОМ» больше, чем предполагалось. Показав небольшой отрывок из своего нового фильма «Фантомас снимает маску», презентации которого был посвящен концерт, музыканты демонически возвестили со сцены: «Если вам интересно, что было дальше, - купите диск!» Визуальные развлечения только тревожили толпу, жаждавшую слияния с кумирами. И тут на сцене появился настоящий Фантомас с бас-гитарой, суетливый комиссар Жюв в потрепанном черном котелке и клавишник Николай Гусев, который сам по себе настолько персонажная и яркая фигура, что переодевания ему ни к чему: хватает одного лишь заговорщицкого взгляда поверх очков. СПРАВКА «БелГазеты». Творческий коллектив «НОМ» («Неформальное Объединение Молодежи») образовался в Ленинграде в 1987г. и включал в себя внушительное количество творческой интеллигенции. Работая в авангардном ключе, «НОМ» всегда стоял в стороне от русского рока, смешивая устную народную культуру с качественной западной музыкой, хард-рок - с инфернальным индастриелом в духе Residents и Laibach, эстетику бравых космических завоеваний периода советской научной фантастики - с абсурдом Даниила Хармса. В своем творчестве музыканты высмеивают все стереотипы: от национальных и социальных до культурных и религиозных. Фрагменты бытовой речи, детские дразнилки и городские легенды используются ими как язык и воздействуют на подсознание. Сейчас в группе постоянно задействовано три человека: клавишник Николай Гусев, басист и директор коллектива Андрей Кагадеев и фронтмен Юрий Салтыков (И.Н.Турист). Иногда, во время концертов «в золотом составе», а также для киносъемок к ним присоединяются брат Кагадеева Сергей, художник Копейкин и культовый персонаж Александр Ливер, живущий во Франции и поющий в Женевской опере под скромным именем Дмитрий Тихонов. Помимо занятий музыкой группа устраивает перфомансы, издает книжки, плакаты и календари, снимает видеоролики, юмористические скетчи, короткометражные и полнометражные фильмы. Под исполненную на суровый индустриальный манер главную тему из французского фильма о Фантомасе комиссар, он же «И.Н.Турист», сорвал маску с преступника, оказавшегося угрюмым сказочником Андреем Кагадеевым. Представление началось. Несмотря на то, что под их песни зритель зачастую умирает от смеха, «НОМ» предельно серьезны, как настоящие актеры, с каждой очередной песней органично перевоплощающиеся в своих героев. Они не лицедействуют и не кривляются - они презентуют свое творчество, используя как материал себя самих. Эти персонажи, мастерски представленные Туристом, живут своей жизнью и даже эволюционируют. Например, «Лягва» с годами становится все более злым и циничным, скандальная бабушка из «Укрблюза» постепенно впадает в психопатический маразм, инженер из песни «Любовь инженера», напротив, исчезает где-то в 60-х вместе со своим НИИ. На фоне трансформации героев мутирует и музыка: утяжелились и усилились гитарные партии, порой перекрывающие заранее прописанный жесткий электронный фон («живьем» на концерте звучат только гитара Кагадеева, синтезатор Гусева да конферанс Туриста, иногда потрясающего гигантских размеров тамбурином). Из-за этого «НОМ» стал звучать «по-раммштайновски» яростно, сметая лавиной звука все вокруг - публика перед сценой превратилась в сплошное перекати-поле. «НОМ» находится на очередном творческом пике, перевоплощения происходят даже на тончайших уровнях: жесты, мимика, взгляд. Публика в эйфории. Даже песни из последнего альбома «Более мощный» распеваются могучим народным хором: развеселый ксенофобский шейк «Профессионал», посвященный проблеме «понаехавших», эпический «Автомир», где Турист, танцуя с гигантской монтировкой, имитирует быт работников автосервиса, песня «О главном» в духе «Любэ», воспевающая «русских женщин когтистые лапки». Во второй половине концерта «НОМ» неожиданно принялся глушить зрителя классическими песнями из ранних альбомов: прозвучали и «Насекомые» из дебютного альбома «Брутто», и бодрый хор железнодорожных рабочих: «Ах, ель, что за ель, производство - наша цель!». На песне «Воробей» Турист нацепил маску воробья, а во время исполнения культовой композиции про «6,5% зверей, 7% людей» начал укутываться в лучезарное боа, после чего Кагадеев наставническим тоном вскричал в микрофон: «Надеюсь, вы поняли, что это артист и что пид…сом он был не по-настоящему!» В финале звучали песни из легендарного альбома «Во имя разума», стилистически трансформировавшегося из стилизованного хард-рока в суровую саунд-феерию в духе Laibach. «Пе-е-ервопроходцы, ко-о-осморазведчики!» - содрогался клуб. Казалось, что присутствующие собрались на некое тайное сборище, где все напиваются и поют гимны воображаемых государств. …«Сво-ло-чи! Сво-ло-чи!» - в слезах скандировал зал, когда трио отказалось в очередной раз выйти на «бис». Далеко ли до «НОМа»? «НОМ» постоянно подчеркивают, что они не музыкальная группа, а творческое объединение: симбиоз текстового, музыкального и визуального искусства. Несмотря на то, что в последнее время в Беларуси появилось немало групп, синтезирующих театр и музыку, там, где белорусские артисты по-задорновски хохочут со сцены, стремясь заразить смехом слушателя, холодные питерские парни не проронят ни звука, буравя зрителя ледяным взором. Они - проводники магической мощи коллективного народного бессознательного, последние мистики современного искусства. Ставить рядом с ними не менее изобретательную по части сценического реквизита белорусскую «Крамбамбулю» - значит расписаться в собственной беспомощности перед сокрушительной реальностью. «НОМ» выбрал более удобную точку для наблюдения за реальностью со стороны, презентуя абсурд как нечто окончательное и объективное - из-за этого их музыка может вызвать как беспричинное веселье, так и ощущение леденящего холода. «НОМ» до сих пор продолжает наблюдения за окружающим безумием - на этот раз обратившись к трэш-литературе. Сейчас они собираются выпускать серию DVD с художественно-постановочными чтениями лучших образцов бульварной литературы: «Удивительно, чего только сейчас не печатают! Там иногда находишь такие метафоры! Такие фразы!» Помимо музыкальных, «НОМ» поделились еще и личными планами: «В конце апреля у нас в планах концерт Einsturzende Neubauten». Впрочем, и без того чувствуется, что этих людей интересуют вещи глобального масштаба. БЕЛОРУССКАЯ БЫЛЬ И ФЛИКЕР-СУПЕРГЕРОЙ На вопрос о том, какое впечатление произвели на него белорусы, Андрей Кагадеев заговорщицки усмехнулся: «Да мне тут таких жутких историй понарассказывали: того за мультфильмы посадили, того за расклейку афиш, того за карикатуры… Страшно жить!» Было заметно, что белорусская действительность будоражит творческие инстинкты артистов. Сквозь холодную питерскую сдержанность прорывались мгновения восторга - музыканты дружно фотографируют на мобильные телефоны стенд с соцрекламой «Смерть на кончике иглы не только в сказке» и искренне восторгаются тем, что в Минск едут выступать не звезды и сверхновые, а скорее черные дыры и белые карлики: Europe, Nazareth и, разумеется, настоящий мужчина Том Андерс. Собравшись ночью после концерта созерцать иллюминацию Национальной библиотеки, музыканты предварительно изъявили желание с ног до головы обвешаться фликерами. «У нас недавно был случай, - рассказывает корреспондент «БелГазеты», - во всех газетах писали: фликер спас мужчину, который уснул на рельсах. Заголовок такой. Представляете?». «Фликер-супергерой! - радуются «НОМ», почуяв родную стихию. - Это потрясающе! Можно придумывать истории о том, как фликер всех спасает, вроде пионера-героя!» Николай Гусев вспоминает, что в Жлобине видел памятник кроту: «Я потом долго думал: что это был за героический крот такой?» Корреспондент «БелГазеты» рассказывает, что в Беларуси недавно вывели новую породу дождевых червей - «белорусский пахарь». Белорусский пахарь жутко веселит музыкантов. «Видимо, это специально обученные черви! - понимает Турист. - Они будут ползти под землей в Россию и воровать газ! И, наполненные газом, ползти назад! Или, наоборот, лететь, наполненные газом, как воздушные шарики!» Рассматривая здание КГБ, Кагадеев восторженно рассказывает Туристу, как его порадовал свежий видеосюжет о разоблачении банды американских шпионов: «Банда шпионов американских! Настоящих, как в книжках про шпионов! При осмотре были изъяты видеоматериалы и бинокль! Бинокль!!! Помнишь, Ливер когда-то придумал играть в шпиона - надевать черный плащ, черные очки, брать дипломат и бинокль, идти на вокзал и ходить там с подозрительным видом?» Утонченные видеоролики «НОМ», высмеивающие реальность, и гиперреалистичные новостные сюжеты БТ - явления одного порядка. Корреспондент «БелГазеты» рассказывает группе недавнюю историю с «живым щитом», попутно замечая, что год назад в своем фильме «Белорусская быль» «НОМ» неожиданным образом отчасти предвосхитил эстетику этого инцидента: фильм посвящен рядовому гаишнику, который долгое время нехорошо дурил голову хорошим людям. «Дело тут еще и в том, что Беларусь для нас раньше была только транзитной страной, - сказал Кагадеев. - Мы на европейские гастроли всегда ездили через Брест. Поэтому наше знакомство с белорусами в основном состояло в общении с пограничниками, гаишниками и милиционерами». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
13 апреля легендарная питерская группа «НОМ» выступила в минском клубе Fabrique. Энергетика и атмосфера шоу «королей Санкт-Петербурга», как они сами с
|
|