21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ФЕСТИВАЛЬ РАЗБИТЫХ РОЯЛЕЙ

26.08.2009 10:10 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Фестиваль разбитых роялей
В четыре руки, с ветряными колокольчиками и перкуссией

Зорана БОИЧ

http://www.belgazeta.by/20080421.16/360054231

Мини-фестиваль фортепианных дуэтов Duettissimo пришелся ровно на середину «Минской весны-2008». Программа «фестиваля премьер», каким представляла Duettissimo филармония, обещала произведения Шнитке, Лютославского, Свиридова, Кейджа, Стравинского - в ярком, зрелищном формате дуэли двух роялей. Три дня фестиваль проходил в Малом зале Белгосфилармонии, и три дня царил аншлаг, несмотря на конкуренцию с проходившей одновременно основной фестивальной программой «Весна». На четвертый день аншлаг у Duettissimo был в Большом зале. Но зритель, который из всего цикла «фестиваля в фестивале» посетил только гала-концерт, потерял очень много. Самое интересное происходило 15, 16 и 17 апреля.


РОЯЛЬ N1

Шел третий день фестиваля, предыдущие два были выдержаны в благообразно-академичных рамках, каким, очевидно, и планировался I Международный фестиваль фортепианных дуэтов. Коллектив из Польши Lutoslawski piano duo, перейдя к номеру, обозначенному в программе как «Трансфера» Войцеха Блехарца, погрузил публику в настоящий океан шока, смешанного с абсолютным восторгом. Эмилия Каролина Ситаж, тоненькая участница дуэта, выбравшись из-за клавиатуры и вооружившись перкуссионными палочками («палками», как потом их именовали со сцены), наносила по корпусу своего инструмента прицельно-точные, тяжелые удары - в полном соответствии с партитурой. Позже к ней присоединился и Бартломей Вонсик, второй музыкант Lutoslawski piano duo. Звучала прекрасная серьезная музыка - осознание известной странности ее воплощения пришло несколько позже. Автор - 27-летний польский композитор, лауреат многочисленных премий, выпускник Варшавской музыкальной академии, слушатель курса семинаров последнего великого композитора, Карлхайнца Штокгаузена.

Пока потрясенные зрители в антракте раскупали альбомы Lutoslawski piano duo, к пострадавшим роялям пришла самая настоящая медкомиссия: им заглядывали под днище, искали боевые шрамы и определяли степень дальнейшей профпригодности.

РОЯЛЬ N2

Явно под впечатлением феноменального успеха авангардной программы дуэта из Польши что-то похожее попытался представить на гала-концерте и объединенный белорусско-латвийский коллектив. Разучивали они свое произведение, видимо, ночью: оно разительно отличалось от «Трансферы» дуэта Ситаж-Вонсик. Во время игры последних никому и в голову не пришло бы рассмеяться. Когда же свою «авангардную» программу представлял белорусско-латвийский коллектив, зал покатывался от хохота: «Как смешно, перебирает струны внутри рояля!» Выбранное для демонстрации современных методов звукоизвлечения произведение не внушало уважения - насквозь сентиментальное, даже фальшивое в своем противоречии между содержанием и формой.

«Бить рояль палками» белорусы и латвийцы явно опасались. Они аккуратно пощелкивали по корпусу инструмента костяшками пальцев, воспроизводили над ним пассы, тихонько глушили и перебирали струны внутри, словно это был осмотр врачом пациента. То, что сделала с этим большим черным ящиком одна худенькая девочка, оказалось не под силу трем взрослым людям, решившим переиграть вчерашнюю фаворитку. «Разгром рояля N2» провалился, но это было заметно лишь тем, кто присутствовал при «разгроме N1».

Появление в стенах филармонии, пусть и со скрипом, новейших музыкальных форм, их успех у публики свидетельствовали о том, что Минск уже созрел для проведения собственного регулярного фестиваля современной музыки.

ФЕСТИВАЛЬ УЦЕЛЕВШИХ РОЯЛЕЙ

Молодой польский коллектив совершенно нарушил размеренную жизнь Duettissimo. После Lutoslawski piano duo предыдущие и последующие программы воспринимались более обостренно. Уровень участников был высок - подводили программы, мелкие недочеты, желание подыграть зрителю. «Ревизская сказка» Альфреда Шнитке в программе белорусского дуэта и сюита из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича в программе дуэта украинского - спорные позиции из обширного каталога двух гениев. И в балетах Шостаковича, и в нарочито топорных поделках Шнитке для кино и театра тонкая, злая композиторская ирония глубоко запрятана под слоями удобоваримых, льстящих уму и настроениям потенциального слушателя импульсов. Это совсем не фестивальная программа, пусть и звучит она ярко.

Украинский дуэт представил и собственный опус «В поисках безмолвий…» - «для фортепиано в четыре руки, ветряных колокольчиков и электронной записи». Он представлял собой чистый китч - от многоточия в названии до пошлых фэн-шуй-песнопений в качестве сопровождающей «электронной записи». Хорошей оценкой произведения могло бы быть искомое автором-исполнителем безмолвие - безмолвие публики по завершению произведения, но у нас так свободно реагировать на музыку не принято.

Поначалу неплохо выглядела концертная фантазия «Призраки сновидений» дуэта из Молдовы. Но после шуточной реплики Раффи Хараджаняна из латвийского дуэта: «Такие здоровые ребята - и играют такую нежную музыку», а тем более после «Болеро» Равеля на гала-концерте стало понятно: молдаване все играют в сильно смягченной, «ватной» манере.

Латвийский Riga Piano Duo, представивший и Experiences Кейджа, играл даже посильнее польского дуэта. Но «Порги и Бесс» Гершвина - целиком, в такой серьезной программе - оказалась серьезным испытанием терпения публики. Авантюра с «роялем N2» также смотрелась подозрительно, в целом же коллектив вызывал самое благосклонное и уважительное отношение. За дуэтами, подобными Riga Piano Duo и Lutoslawski piano duo, всегда стоит крепкая национальная школа, что одновременно и радует, и вдохновляет.

Итого - шесть стран-участниц, шесть флагов в вазе на сцене Большого зала во время гала-концерта. На первом плане тесно прижались друг к другу флаги Беларуси и России. Ни одна пара флагов в вазе не располагалась так близко, как эти. Рядом, но заметно поодаль - флаг Молдовы, неподалеку - Латвия, позади всех - флаги Украины и Польши. Украина - рядом с Россией. При взгляде на вазу из левой части партера флаг Украины казался не таким уж и отодвинутым на задний план. При взгляде из правой ложи флаг Польши казался гораздо более близким, чем Украины. Сколько нюансов!

СПРАВКА «БелГазеты». «Подготовленное фортепиано» предполагает использование помимо клавиатуры струн и корпуса инструмента, изменение высоты и тембра звучания струн посредством размещения на них различных предметов, оборачивания их бумагой, тканью и даже подрезки. Все это должно расширять палитру выразительтных средств музыки XX в. Первым использовал «подготовленное фортепиано» Джон Кейдж (1912-1992), классик современного академического авангарда, сформулировавший принцип «Инструмент для музыканта, но не музыкант для инструмента».

«НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ МЕЛОМАНА»

Эмилия Ситаж и Бартломей Вонсик (Lutoslawski piano duo). С одной стороны, наша программа включает известные произведения, составляющие традицию фортепианного дуэта: The Tatra Album Падеревского, «Вальсы» Брамса… С другой - мы представим и новую музыку, написанную в XX в. Мы ждем слушателя, который придет на концерт в первую очередь из интереса, не только меломана. Поэтому произведения, которые мы исполним сегодня, просты для восприятия. Все это серьезные вещи, сочиненные не наспех. Любой человек может прийти на концерт буквально с улицы и найти в этой музыке что-то для себя.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мини-фестиваль фортепианных дуэтов Duettissimo пришелся ровно на середину «Минской весны-2008». Программа «фестиваля премьер», каким представляла Duet
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика