Источник материала:
ВДОХНОВЕНИЕ ПО ЗАКАЗУ
Встретив на днях своего доброго знакомого, кандидата физико-математических наук Владимира Николаевича Третьякова и зная о том, что у него были проблемы со здоровьем, подивился его бодрости и веселому настроению. После обычных приветствий: «Как семья, как дела?» — Владимир Николаевич скромно обронил: «Вчера вечером за пару часов написал статью в научный журнал! Вот несу в редакцию».
«Как за пару часов?! — поразился я. — И магнитная буря на тебя не повлияла? И перемена погоды не подействовала? Я, к примеру, вчера телевизор-то с трудом смотрел!» Мой собеседник хитро улыбнулся: «Использовал бы методику «переключения настроения», тоже был бы как огурчик!» (Надо заметить, что в сфере научных интересов Владимира Николаевича проблемы не только физической и математической наук, но и медицины, старения, здорового образа жизни.) «Методика? А ну-ка, расскажи, журнал полчасика подождет!» Мы тут же отправились в ближайший сквер, где прямо на скамеечке я взял у Владимира Третьякова импровизированное интервью.
Переключая «каналы»
— Странно слышать выражение «переключение настроения». Неужели возможно по мановению руки, словно нажатием кнопки на пульте, изменить свое настроение с минора на мажор?
— Вокруг нас обилие бытовой техники, мобильная и немобильная связь, виртуальный мир сайтов, серверов и порталов... Врачам, техникам, экспериментаторам, лаборантам и т.д. приходится дополнительно еще и с приборами работать. И вся эта техника — бытовая, коммуникационная и приборная — как-то легко и быстро умеет включаться и выключаться. Возникает мысль: а нельзя ли у этой техносферы и человеку позаимствовать столь легкое и быстрое переключение — скажем, с уныния на радость? Ведь по статистике у жизнерадостных людей раны быстрее заживляются, выздоровление происходит раньше, работоспособность повышается.
Правда, психологи, психотерапевты, психиатры, не говоря уж о специалистах по восточным методикам работы с психикой, напридумывали много всякого для выведения человека из застойных состояний тоски, скуки, апатии. Но все это непросто освоить, поскольку оно на продвинутых в восточных учениях и научно ориентированных рассчитано. А каждому бы хотелось в таких делах способным оказаться и справляться со своими проблемами без всякой подготовки. Так, например, как получилось у поэта Георгия Иванова:
Как все бесцветно, все безвкусно,
Мертво внутри, смешно извне,
Как мне невыразимо грустно,
Как тошнотворно скучно мне...
Зевая сам от этой темы,
Ее меняю на ходу.
— Смотри, как пышны хризантемы
В сожженном осенью саду —
Как будто лермонтовский Демон
Грустит в оранжевом аду,
Как будто вспоминает Врубель
Обрывки творческого сна,
И царственно идет на убыль
Лиловой музыки волна...
«От улыбки станет всем светлей»
— Да, но для тоски и уныния могут быть объективные основания, подтверждаемые, скажем, плохими медицинскими анализами...
— В таких случаях описанное выше психологическое переключение настроения произвести становится труднее, во всяком случае легко и быстро. Можно посоветовать подключить резервы физиологии организма, возможностей распорядиться которыми у нас гораздо больше, чем считает большинство людей. Когда-то я, войдя в образ Козьмы Пруткова, от имени его правнука написал немало афоризмов, названных мной прутковизмами. Один из них такой: «От усердного наморщивания лба в голове заводятся мысли. Как тут снова не сказать, что усердие превозмогает и рассудок?»
Я был этой мыслью доволен, поскольку посчитал, что изрядно пошутил. Пока не узнал о рекомендации психологов: когда жизнь скучна и уныла, нужно стать напротив зеркала и на несколько минут растянуть губы в улыбке, и жизнь преобразится. Понятно, что тут срабатывает проторенная «дорожка» условного рефлекса «от хорошего настроения к улыбке», легко проходимая и в обратном направлении. Но из этого сюжета мы можем извлечь и нечто большее: уверенность в том, что даже незначительные сдвиги физиологических показателей организма (улыбка ведь не могла их изменить значительно) способны оказать существенное влияние на самочувствие, на ощущение жизни. То есть резервы физиологии организма действительно велики.
Некоторое время назад я стал «сердечником», побывал дважды по скорой помощи в кардиологическом отделении на излечении. Гипотонические состояния, ставшие с тех пор для меня обычными, плохо влияют на настроение, которое тоже портится и не дает настроиться сердечно-сосудистой системе на нормальный режим работы. Так вот, этот порочный круг я ощутил как-то особенно ясно — и взялся его разорвать чем-то, что посильнее принужденной улыбки. С этим решительным замыслом вышел на улицу и постарался несколько сот метров пройтись «на людях» упругой, неспешной походкой, с ощущением, будто иду по пружинящему грунту, представляя, как грудь моя расширяется, напрягаются воображаемые бугры мышц, расправляются плечи. Этого оказалось достаточно, чтобы почувствовать себя другим человеком, чтобы та апатия, которая была, сменилась желанием что-то небесполезное сделать. Чего и другим желаю.
— Ну уж с вирусами-то переключением настроения не сладить!
— Буквально пару недель назад у меня появился повод проверить свою рекомендацию и на более серьезном деле. Потому что настроение, с которого хочется переключиться, как с надоевшего радио- или телеканала, — это все-таки не то, что грипп, который, похоже, ко мне подступал. Болела голова, вовсю ощущались сила притяжения к Земле и тяжесть атмосферного столба, а еще был озноб и температура под 38. Я-то надеялся, что такое состояние у меня пройдет после часа-полутора интенсивной работы, но этого не произошло. И вот, выходя из офиса, ощущая всю нехорошую гамму симптомов, я и настроился на ту самую походку молодого, энергичного, где-то даже самодовольного человека. И так около километра шествовал до самого дома.
Конечно, не всегда post hoc est propter hoc (здесь: после этого — значит вследствие этого. — Ред.), еще древние римляне это знали. Но как-то убедительно получилось: к вечеру температура была уже 36,9, состояние, что называется, «ничего», ночью немного пропотел и наутро был совсем в порядке. Можно и обоснование данному факту найти. Ведь человек, двигающийся просто ритмичной походкой 10–15 минут, уже гармонизирует под ритм движения физиологию своего организма, что улучшает психическое состояние. А уж тем более если еще и мозги принимают какое-то участие в мобилизации организма на отвержение болезни.
Увы, подтверждение обоснованности вышесказанного произошло еще и «от противного». Мой 46-летний племянник недавно потерял работу, а поскольку о психической саморегуляции понятия не имеет, то дал своему чувству уныния овладеть собой... И вот я узнаю, что в него жестоко вцепилась астма, которую он «носил» в хроническом состоянии более 25 лет. Врачи «скорой» предлагают без выбора: «Немедленно в больницу!»
Накачать можно не только мышцы
— Получается, и вдохновение можно в себе вызвать в нужный момент?
— «Как тебе пишется?» — «Так себе. Творческий застой, вдохновения нету». Подобный диалог отражает отношение к вдохновению как к таинственному явлению, которое определяется какими-то высшими силами, а сам человек на него никакого влияния не оказывает. Между тем возможность в какой-то степени овладеть вдохновением есть, как и инструмент для управления своим состоянием. Что же касается поводов для этого, то у журналиста, к примеру, их более чем достаточно. Не обязательно представлять себе при этом нечто «из ряда вон» — ответственное интервью или «спичрайтерский» доклад. Это может быть обычная корреспондентская заметка, которую надо сделать быстро — а она «не пишется».
Немного физиологии, чтобы лучше понять методику. По сути, вдохновение — это просто высокий (или очень высокий) уровень активности коры головного мозга. Поэтому для нас важны всего две мозговые структуры: КГМ — кора головного мозга, от уровня бодрствования которой как раз и зависит наша умственная активность, и РФ, то есть ретикулярная (сетчатая) формация мозга, формирующая суммарный отклик организма на внешнюю и внутреннюю среду и затем передающая его в кору. Я даже вывел уравнение для уровня бодрствования, которое не привожу, чтобы не «напрягать» читателей. Замечу лишь, что физиологический смысл уравнения в том, чтобы а) противодействовать переходу головного мозга человека в состояние комы, при котором исчезают все рефлексы; б) препятствовать переходу в состояние аффекта (умоисступления), ведущего к разрушению мозговых структур. В то же время высокая творческая активность вполне совместима с долгой жизнью — об этом свидетельствует вся история человеческой культуры.
— Итак, если мне требуется вдохновение, каковы должны быть мои действия?
— Представим, что у вас есть потребность и желание подготовить авторский материал, все необходимые данные собраны, но что-то не срабатывает. Привести себя в состояние вдохновения позволит методика умственной активизации. Для этого: 1. Изолируемся от внешних раздражителей (закрываем глаза, закрываем ладонями уши). 2. Производим глубокое мышечное расслабление. 3. В течение некоторого (достаточно короткого) времени производим одновременно несколько действий: широко раскрываем глаза, открываем уши, напрягаем мышцы тела, издаем громкий звук. 4. Переходим вновь в состояние расслабления и находимся в нем в течение 2–3 минут. Таких циклов расслаблений-напряжений может быть 3–5. В результате ваша КГМ испытает мощную энергетическую накачку, а вы сами почувствуете в себе чудесные изменения: появятся бодрость, дерзкое настроение, желание как следует потрудиться.
Рекомендации 1 и 3 можно выполнить с использованием технических средств. Например, так. 1. Гасим свет яркой лампы. 2. Выключаем радио или магнитофон. 3. Одновременно с напряжением мышц включаем свет яркой лампы и/или резко усиливаем громкость источника звука. Почему циклы энергетической накачки способны привести нас в состояние повышенной умственной активности? Нервная энергия через поле сознания переходит и в структуры подсознания, увеличивая готовность памяти, предопределяя повышенную скорость образования нервных связей. А это как раз важные составляющие вдохновения.
Отмечу удивительный парадокс психической саморегуляции: чем ближе вы к состоянию апатии, безнадежности, потерянности, тем эффективнее скажется на вас энергетическая накачка КГМ. Предлагаемая методика, естественно, не всемогуща. Если у вас даже замысла публикации нет, то вдохновение ее написать от накачки вряд ли появится. Но если есть замысел, были попытки его осуществить... Как гласит афоризм: «Случай помогает подготовленному». Психоэнергетическая накачка — это как раз тот случай.
Геннадий АНУФРИЕВ