И себе, и людям
И себе, и людям
Депутаты защитят потребителей услуг ЖКХ Единственный законопроект, инициированный и подготовленный депутатами Палаты представителей третьего созыва, — "О защите прав потребителей услуг ЖКХ" — был принят в первом чтении 23 мая. Марина КУЛИКОВА Под занавес своей деятельности действующий депутатский корпус все-таки произвел на свет собственный законопроект. На это ушел почти весь срок депутатских полномочий — практически четыре года. Депутат Анатолий Красуцкий озвучил красноречивую статистику: депутаты первого созыва Палаты представителей инициировали и разработали 42 законопроекта, второго — 18. "За эти четыре года мы приняли сотни законопроектов, инициированных и разработанных другими субъектами законодательной инициативы. И, наконец, принимаем подготовленный нами проект, — заметил депутат. — А ведь разрабатывать законопроекты, которые защищали бы интересы избирателей, — не только наше право, но и обязанность. Только занимаясь законотворчеством, мы доказываем свое предназначение как народные избранники, показываем, что и мы можем готовить серьезные законопроекты". Отметим, что "дитя" Палаты представителей третьего созыва рождалось на свет непросто. Несмотря на то, что инициативу 26 депутатов одобрили и в Минжилкомхозе, и в Администрации президента, во время разработки документа возникло множество разногласий и поправок. Текст статей переписывался по 10 и более раз, и все равно находилось ведомство, которое что-то не устраивало (даже во время рассмотрения в первом чтении одно разногласие так и повисло в воздухе: Совмин предлагает не считать капитальный ремонт услугой ЖКХ, а депутаты возражают). Только к концу декабря прошлого года документ был готов и направлен на рассмотрение во все постоянные комиссии Палаты представителей. Депутаты настолько трепетно подошли к своему детищу, что не допускали к обсуждению законопроекта даже лояльных журналистов. Поэтому радость в Овальном зале во время обсуждения законопроекта в какой-то степени понять можно: отвыкли депутаты законы писать, поэтому и единственный "свой" законопроект — уже событие. "Сегодня очень важный для третьего созыва депутатов день — мы рассматриваем единственный инициированный самими депутатами законопроект", "такое важное событие — мы сами разработали закон, начиная от концепции и заканчивая текстом статей", — разносилось по залу заседаний. Депутаты настолько воодушевились собственным достижением, что начали сами себе аплодировать еще до начала голосования. Однако его итоги несколько удивили — 6 человек проголосовали "против", хотя ни одного слова критики в Овальном зале не раздалось. Сам по себе проект закона по защите прав потребителей услуг ЖКХ можно назвать народным и по сути, и по манере изложения: все предельно просто и понятно. В 27 статьях и 6 главах содержится исчерпывающий перечень прав и обязанностей как потребителей услуг, так и их исполнителей. Многие статьи повторяют некоторые моменты закона о защите прав потребителей, но в то же время дают механизм их реальной реализации. Собственно, отдельный закон понадобился именно для того, чтобы дать потребителю реальные рычаги воздействия на исполнителя услуг. Как объяснила журналистам Анна Бурова, если сейчас человек никак не может воздействовать на ЖЭС в случае предоставления некачественных услуг (к примеру, батареи в разгар зимы еле теплые), то с момента вступления закона в силу потребитель имеет право потребовать снижения оплаты за такую услугу, отказаться от оплаты и даже потребовать возмещения нанесенного морального вреда. За каждый день просрочки устранения недостатков (законопроект дает на это от 7 до 14 дней) взимается неустойка. Потребитель вправе устранить недостатки самостоятельно или привлечь к этому третьих лиц. В таком случае исполнитель услуг (ЖЭС) будет обязан оплатить все расходы потребителя. Если исполнитель услуг не признает, что они были оказаны с недостатками или не были оказаны вообще, потребитель может за счет собственных средств организовать проведение экспертизы (ее порядок предстоит утвердить Совмину). В случае если эксперты признают правомочность претензий потребителя, исполнитель будет обязан не только устранить все недостатки, но и оплатить расходы на проведение экспертизы. Среди других новаций законопроекта — обязанность исполнителей предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об услугах и тарифах и ежегодно отчитываться о потраченных на оказание услуг (в том числе и на техобслуживание и капремонт) средствах. Новым можно назвать и закрепленное за потребителем право выбирать исполнителя услуг ЖКХ по своему усмотрению (за исключением услуг, предоставляемых естественными монополистами: отопление, электро- и газоснабжение). Формально это право у потребителя есть и сейчас, выбирать просто не из кого, но депутаты надеются, что четко прописанная в законе норма даст толчок развитию конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Ожидается, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в течение ближайшего месяца. В силу он вступит через 6 месяцев после его официального опубликования. Если, конечно, пройдет второе чтение, Совет республики и получит одобрение президента. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Единственный законопроект, инициированный и подготовленный депутатами Палаты представителей третьего созыва, — "О защите прав потребителей услуг Ж |
|