С усредненно-типовым уклоном
С усредненно-типовым уклоном
Реформа среднего образования будет узаконена в течение ближайших двух недель. Возврат к одиннадцатилетке и упразднение профильного образования — вопрос решенный. Марина КУЛИКОВА Окончательный итог дискуссиям о будущем среднего образования был подведен 5 июня на совещании у главы государства, где обсуждался проект декрета о среднем образовании. Очередной реформе быть — таков окончательный вердикт. Уже с 1 сентября белорусская школа начнет работать по новым программам, которые предстоит выработать за неполные три месяца, оставшиеся до нового учебного года. По официальной версии, нововведения пойдут и школе, и государству только на пользу, по версии многих экспертов — вернут страну в пещерный век и приведут к массовым сокращениям учителей. "Возврат к 11-летнему сроку обучения означает начало новой реформы. Причем реформы, ведущей в пещерный век, — высказал свою точку зрения председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию Владимир Зданович. — Любой человек, мало-мальски имеющий отношение к образованию, подтвердит, что за два-три месяца создать новые толковые учебные программы нельзя, бестолковые — можно. Оптимальный вариант преобразований — начинать с начальных классов и обязательно иметь в запасе безболезненный "план отступления". Хотя президент и на этом совещании, и на предыдущем (апрельском) неоднократно упоминал, что именно общество выразило недовольство состоянием среднего образования, не совсем понятно, зачем нужно было затевать процесс возврата к старой доброй одиннадцатилетке в таком спешном порядке. Логично было бы все же дождаться окончания предыдущего эксперимента, а потом уже сочинять новые правила игры. Или хотя бы дать шанс старшеклассникам доучиться по старой системе, как это предлагали многие здравомыслящие эксперты. Впрочем, если бы реформа заключалась только в сокращении срока обучения в школе на один год, столько шума вокруг нее не поднялось бы. Гораздо больше беспокоят ликвидация профильных классов, упразднение некоторых учебных предметов и слияние нескольких дисциплин в одну. Как водится, все нововведения на совещании были преподнесены под соусом благих намерений: школьные нагрузки и сроки обучения только возрастают, а в целом качество образования не улучшается. "Школьников параллельно учат по разным программам: базовой, повышенной, углубленной. Быть просто хорошей школой стало непрестижно. Надо обязательно стать лицеем, гимназией или ввести углубленное изучение самых разных предметов, вплоть до медицины, права или архитектуры, — рассуждал президент. — Современная школа должна сохранить все лучшее, что сделано за последние годы, и в то же время избавиться от ненужных наслоений, которые только усложняют процесс получения знаний и не влияют на качество образования". Под "наслоениями", судя по всему, понимались такие предметы, как "Отечественная и мировая художественная культура" и "Основы безопасности жизнедеятельности", которые будут просто изъяты из школьного курса, а также "История Беларуси", которую высокие умы после некоторых раздумий решили совместить с курсом всемирной истории. Учитывая, что школьные учебники в очередной раз и в оперативном порядке будут переписаны под новые реалии, неизвестно, сколько вообще места будет отведено изучению истории родной страны и какие именно ее периоды найдут в них отражение. В креативном порыве члены специально созданной межведомственной комиссии "оптимизировали" и другие школьные предметы. Курс "Человек. Общество. Государство" решено преобразовать в "Обществоведение" и преподавать с 9-го класса. Предметы "Музыка" и "Изобразительное искусство" оставлены только для начальной школы, а трудовое обучение непостижимым образом совмещено с черчением, и с 1 сентября школьники будут изучать странную дисциплину под названием "Трудовое обучение. Черчение". Ликвидация профильного обучения, которым были очень довольны и учителя, и ученики, желающие специализироваться на любимом предмете, мотивирована необходимостью предоставить всем ученикам равные условия для развития. При этом гимназии и лицеи пока останутся при своем статусе, а за поступлением в эти учебные заведения президент предложил установить такой же строгий контроль, как и за поступлением в вузы. Получается, что талантливые дети смогут получать углубленные знания в гимназиях и лицеях, а просто способные этой возможности лишатся. Конечно, глава государства особенно подчеркнул, что любой предмет можно будет изучать на факультативных занятиях, и даже предложил Министерству образования разработать в качестве компенсации систему аттестации тех учеников, которые на добровольной основе посещали дополнительные занятия. Однако факт остается фактом: в школьной программе углубленное изучение предметов предусмотрено не будет, а факультатив — это добровольное посещение дополнительных занятий после основных уроков. Иными словами, та же чрезмерная нагрузка, от которой так стремились избавиться. Позиция президента по этому вопросу однозначна и обжалованию не подлежит: для него важно, что "все школьники будут заниматься по единым программам и получать одинаковый объем знаний по предметам". Таким образом, уверен А. Лукашенко, дети окажутся в равных конкурентных условиях при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, а "это один из важнейших принципов политики социальной справедливости". Кстати, ни один из участников совещания не задумался о том, что таким образом важнейший принцип как раз и будет нарушен: тестовые задания для всех выпускников одинаковые, и лицеисты (гимназисты) справятся с ними, очевидно, легче, чем выпускники "усредненных" школ. Тем более что и сами тестовые задания приказано упростить в расчете на знания, полученные в средней школе, а не в лицее либо гимназии. Проект декрета о среднем образовании было решено еще немного доработать в течение двух недель. Но уже совершенно очевидно, что кардинальных изменений к моменту подписания он не претерпит. Итак, с 1 сентября все учебные учреждения среднего образования, включая гимназии и лицеи, будут работать в режиме пятидневной учебной недели. Шестой день будет посвящен физкультуре и спорту. Общая продолжительность учебного года увеличится на одну неделю — до 1 июня. Продолжительность осенних, зимних и весенних каникул не изменяется. Во всех общеобразовательных школах будет введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. За ведение факультативных занятий учителям будут платить так же, как за обычные уроки. В течение переходного периода (2008-2009, 2009-2010 учебные годы) обучение школьников будет происходить по существующим учебникам для 12-летней школы. В отдельных случаях (старшие классы) изучение предмета будет организовано по двум учебникам одновременно. Министерство образования уже разработало переходные учебные планы для 9-го и 11-го класса. План для 11-го класса, рассчитанный на один год, будет действовать в 2008- 2009 и в 2009-2010 учебных годах. Недельная учебная нагрузка при этом составит 31 час в неделю: 4 дня — по 6 уроков и 1 день — 7 уроков. "Сдвоенный" выпуск чиновников не пугает. "Это будет полновесный выпуск ровесников, которые, если бы не начался переход на двенадцатилетку, и так закончили бы школу вместе в один год", — заметил глава комиссии Анатолий Рубинов. Он также уверен, что за один год школьники при поддержке учителей вполне смогут получить полноценное образование и подготовиться к поступлению в вузы и ссузы. Завершая совещание, А. Лукашенко резюмировал: декрет не предполагает коренной ломки сложившейся системы общего среднего образования, а сохраняет те формы обучения, которые уже прижились и доказали свою полезность и жизнеспособность. С мнением главы государства согласны далеко не все. К примеру, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич в интервью "Еврорадио" высказала опасение, что молодое поколение белорусов не сможет включиться в новые европейские процессы, поскольку будет воспитано по "жизнеспособным", но архаичным советским канонам. Профсоюз работников образования и науки вообще бьет тревогу: не предполагающая "коренной ломки" реформа, по подсчетам специалистов, может обернуться потерей работы для 20-30 тысяч учителей. Кроме того, педагоги уверены, что так часто реформировать образование просто нельзя: ни ученики, ни учителя не успевают перестраиваться, невозможно сегодня преподавать один предмет, а завтра резко начать учить совсем другому. "Негативные последствия этой реформы еще выявятся", — уверен и В. Зданович. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Реформа среднего образования будет узаконена в течение ближайших двух недель. Возврат к одиннадцатилетке и упразднение профильного образования — в |
|