Служба быта: важная, выгодная и проблемнаяВ сфере интересов российской инвестиционной компании «ЗЕНИКСБЕЛ» — различные отрасли бизнеса. Но одно из приоритетных направлений — бытовые услуги. Поэтому именно они стали видом деятельности учрежденного россиянами в Беларуси ИП «БЕЛВЕСТРИ». Довольны ли инвесторы своим выбором? Об этом сегодня рассказывает нашим читателям директор компании Борис ЧАХКИЕВ, участник V пленарного заседания Консультационного совета по иностранным инвестициям при Совете Министров РБ. — Борис Османович, чем привлекла вашу компанию белорусская сфера бытовых услуг? Данный сегмент рынка серьезный инвестор как-то пока не жалует — Цели и законы бизнеса в сфере услуг ничем не отличаются от любого другого — будь то производство автомобилей или торговля нефтью. Мы хотели вложить деньги в конкретный проект. Поэтому покупка убыточного коммунального предприятия «Самос» за 400 тыс. USD и оплата его долгов виделись выгодной сделкой. Сегодня приходится признать: стоила ли затея таких денег — спорный вопрос. Мы-то надеялись, что покупаем работоспособный объект. Оказалось — нет. Помещения достались полупустыми, захламленными, а оборудование — устаревшим. Оно было закуплено в ГДР еще в 80-х годах прошлого века. Разумеется, такие технологии теперь уже не обеспечивают должного качества услуг, как и квалификация небольшого коллектива предприятия. Так что начинать пришлось с чистого листа. В ходе ремонта нетронутым оставили только остов здания. Заменили все — от внутренних коммуникаций до мебели. В Германии закупили новейшее оборудование стоимостью 1 млн. USD и в 2005 г. запустили производство. — Нашлись ли специалисты, знающие такую серьезную технику? — В том-то и дело, что доверить было некому. Плохих специалистов мы не можем поставить на прием, а тем более — допустить к химчистке дорогой одежды на современном оборудовании. Оказалось, что в Минске нет нужных кадров. В Беларуси специалистов для химчисток и прачечных готовят лишь в одном училище. А в него, учитывая невысокие заработки в «бытовке», отличники не идут. Остаются те, кто получал образование и опыт еще в СССР. Но за 15 лет технологии ушли далеко вперед. Так что пришлось набирать людей и посылать на учебу в Москву и Германию. Тут-то мы столкнулись еще с одной проблемой: из 10 человек, которых 2,5 года учили за деньги компании, на предприятии не остался никто. Мы не смогли платить достойную их образования зарплату! И это несмотря на то, что, по информации управления бытового обслуживания, ИП «Белвестри» занимает 20% столичного рынка бытовых услуг. Из 6,8 млрд. Br, поступивших в 2007 г. в бюджет от «бытовки» Минска в бюджет, 1,3 млрд. перечислило наше предприятие. Согласитесь, это неплохо. Особенно если учесть, что валовая прибыль предприятия в 2004 г. составляла 80 млн. Br. А ведь нынешние обороты — не предел, их можно увеличить как минимум вдвое. — Так в чем же дело — увеличивайте — Рады бы, да убытки мешают. Большую часть заработанного «съедает» аренда 13 приемных пунктов, оплата топлива, энергоносителей, химических препаратов, реклама услуг, необходимость дальнейшего развития сети приемных пунктов, а также налоги. В 2007 г. убытки составили около 300 млн. Чтобы уйти от них, доброжелатели советуют: «Не развивайтесь!». Мы не согласны: бизнес должен развиваться. Но поднять расценки до уровня московских (а там они выше в 3 раза) не можем: клиенты не готовы столько платить. Да и ценовое законодательство не позволяет. — В чем вы видите выход из сложившейся ситуации? — Прежде всего — в снижении налоговой нагрузки. Еще 5 лет назад в Беларуси услуги химчисток облагались НДС по ставке 10%, а предприятия бытового обслуживания с численностью до 50 человек платили налог на прибыль по ставке 15%. Теперь эти налоги уплачиваются по общим ставкам. А надо было бы освободить предприятия бытовых услуг от НДС и налога на прибыль вообще. Например, если бы ИП «Белвестри» освободили от НДС (а это порядка 24 млн. Br в год), деньги бы пустили на зарплату, увеличив ее как минимум на 80%. Это сделает привлекательной профессию, к которой охотно потянется талантливая молодежь, повысится престиж учебных заведений, готовящих специалистов для бытового сервиса. Недополученная сегодня бюджетом сумма обязательно вернулась бы государству — налогами с зарплаты, увеличившейся выручки от оказания услуг. Эту проблему мы уже поднимали в министерских кабинетах, где нам напомнили, что НДС первыми ввели россияне. Но я бы не посоветовал всему учиться у России: богатейшая страна, но люди живут бедно. Если уж «сверять часы», то с более успешно хозяйствующими странами. В конце концов каждый вправе сам определять, какие налоги целесообразно вводить, а какие — нет. А вот чему можно было бы поучиться у России, так это в простоте отказа от непопулярных налогов. Увидев, что налог на доходы иностранных юридических лиц, переводящих их за границу, сдерживает приход инвестиций, россияне их убрали. В результате приток прямых инвестиций существенно вырос. Если бы отмена налогов была во власти управления бытового обслуживания, вопрос был бы решен. Однако налоги и ценовая политика — прерогатива Минэкономики и Минфина. Видимо, их устраивают доходы, принесенные предприятиями бытовых услуг в бюджет — хватает цифр, заверстанных планом. А то, что у страны есть возможность получить гораздо больше, — их это не волнует. Но так будет не всегда. Когда-нибудь вопрос увеличения объемов количества и качества сервиса станет ребром. — Какими в свете существующих проблем вам видятся перспективы развития рынка бытовых услуг Беларуси? — Несмотря ни на что, весьма оптимистичными. За 2007 г. только ИП «Белвестри» обслужило 25 тыс. чел. Всего вместе с другими химчистками, прачечными мы оказали услуги 125 тыс. минчан. Учитывая то, что к профессионалам обратилось лишь 10% из 2 млн. жителей города (включая приезжих), считаю, что этого мало. Как минимум, химчисткой пользуется 20-25% горожан. На мой взгляд, государство недополучило около 3,5-4 млрд. Br. Где остальные потребители? Может, кто-то ведет двойную бухгалтерию? — А может, граждане все делают дома — выводят пятна, стирают, чистят — Так не бывает. В семейном бюджете горожанина заложено пользование химчисткой и прачечной. В 2006 г. проводился опрос, в ходе которого выясняли: кто и как часто пользуется химчисткой. Оказалось, что к ее услугам 90% респондентов прибегали хотя бы 2-3 раза в год. Некоторые — каждый месяц. Напомню, в 1990 г. было гораздо больше приемных пунктов, чем сегодня. А ведь с тех пор население городов значительно выросло, в т.ч. и в Минске. На мой взгляд, 40-50% населения Минска вполне могут пользоваться услугами химчисток. Хочу вспомнить один поучительный пример. В 2001 г., когда компании «Славнефть» предложили открыть в Беларуси сеть заправок (начальником департамента которой был и я), скептики компании возразили: «Да в Беларуси на подводах ездят!». Пусть сегодня попробуют получить места, которые заняли другие! Так будет и в сфере бытовых услуг. Это важная часть жизни любого общества и выгодная сфера вложения капиталов. Через 3-4 года уровень жизни в Беларуси будет не хуже, чем на Западе. Об этом можно судить уже сегодня по машинам, одежде! Разница в их цене сильно выросла. Люди стали жить лучше. А когда они станут зарабатывать 2-3 млн. Br, спрос на химчистки и другие бытовые услуги вырастет еще больше. При наличии привлекательного налогового климата инвестиции в сферу бытовых услуг пойдут, причем вполне значительные. Ведь это очень интересный бизнес. БеседовалаТамара МАРКИНАОт редакции В Комплексной программе развития сферы услуг на 2006-2010 гг., утв. постановлением Совмина от 22.06.2006 № 786, отмечалось, что объем бытовых услуг населению в нашей стране за 2001-2005 гг. увеличился в 2,3 раза. Однако их доля в общем объеме платных услуг населению имеет тенденцию к сокращению и составила в 2005 г. 12,4% при 17,1% в 2000 г. Заметим, что в прошлом году объем платных услуг населению через все каналы реализации составил 9988,2 млрд. Br, что в сопоставимых ценах на 11,5% больше, чем в 2006 г. При этом бытовых услуг было оказано на 1307,7 млрд. Br — на 21,9% больше, чем годом ранее (прогноз — 114-114,5%). Через сети организаций бытового обслуживания населения в стоимостном выражении было оказано 61,8% бытуслуг. А доля юридических лиц без ведомственной подчиненности составила 26,4%. Таким образом, доля «бытовки» в общем объеме платных услуг населению составила 13,1% — т. е. уровня 2000 г. достичь пока так и не удалось. Правда, убыточных предприятий по итогам 2007 г. в непроизводственных видах бытового обслуживания населения, по данным Минстата, лишь 7,3%, но средняя рентабельность в этой сфере — всего 1,5%. Между тем Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006-2010 гг., утв. постановлением Совмина от 15.06.2006 № 761, предусматривает доведение объемов реализации бытовых услуг населению в 2007 г. до 1405 млрд. Br, а в 2010 г. — до 2895 млрд. Br, в т.ч. прирост сетей по химчистке и крашению одежды с 54 в 2000 г. до 71 в 2010-м, а инвестиции в техническое перевооружение организаций бытового обслуживания — 35,2 млрд. Br за 5 лет (из них 10 млрд. — на химчистку). При этом число приемных пунктов химчистки за это время должно вырасти с 0,02 до 0,06 на 1000 белорусов. Надо торопиться. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мнение инвестора |
|