Данным законопроектом устанавливаются основные принципы бюджетных отношений и построения бюджетной системы в Беларуси.
Определены порядок формирования государственных внебюджетных фондов и их правовой статус. Сформулированы цели и принципы межбюджетных отношений, закреплены источники формирования бюджетов различных уровней и направления их расходования, формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам и условия ее предоставления. Кроме того, в проекте определены основы бюджетного процесса, его стадии и участники, а также порядок осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за его нарушение.
В проекте кодекса предусмотрено внедрение метода среднесрочного финансового планирования - трехлетнее бюджетное планирование, а также других современных подходов бюджетной политики.
Сферой правового регулирования проекта кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Проект кодекса состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части рассматриваются доходы и расходы бюджетов. В частности, доходы бюджетов включают две основные группы - налоговые и неналоговые доходы. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. С целью закрепления принципов разграничения расходных полномочий и ответственности между бюджетами всех уровней в проекте кодекса предусматривается упорядочение и закрепление постоянных доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы. Это даст возможность органам местного управления и самоуправления планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территории. Кроме того, с учетом допустимых параметров финансовой безопасности страны в проекте кодекса установлены основные нормы в области внебюджетных трансфертов.
Особенная часть проекта кодекса детализирует все стадии бюджетного процесса, а также контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. В Особенной части определяется концепция бюджетного планирования, ориентированного на достижение конкретных результатов. В проект кодекса включены вопросы формирования бюджета в разрезе бюджетных программ.
Переход к программно-целевым методам бюджетного планирования позволит значительно повысить эффективность использования бюджетных средств и будет способствовать усилению контроля за их использованием.