Тысячи экономных итальянцев предпочтут провести лето дома. Погода позволяет. Фото AP
Завтра в Европе наступает первый месяц массовых летних отпусков, и на Старом континенте начался большой туристический бум. Со среды по воскресенье только из брюссельского аэропорта вылетело рекордное число пассажиров - 175 тыс. Однако в нынешнем сезоне туристам грозит немало неприятностей, связанных с мировым энергетическим кризисом: небывалые автомобильные пробки, стремительный рост цен одновременно на бензин, авиабилеты, гостиничные номера и т. д. Кризис бьет и по нашим соотечественникам, желающим отдохнуть на Западе.
Бесконечные пробки парализовали магистраль вокруг Брюсселя, а сообщения французского общества автомобилистов Bizon fute ("Ушлый бизон") призывают всех путешествующих на юг подальше держаться от Парижа, если они не хотят провести в заторах драгоценные часы, отведенные для пляжа.
На отдыхе не экономят
"Ушлый бизон" рекомендует объезды по местным шоссе: тише едешь - дальше будешь. Однако автотуристов ничто уже не может остановить. Да, бензин стоит около 1,5 евро за литр. Да, авиакомпании берут дополнительные сборы за подорожавшее горючее - в среднем 32 евро с пассажира на европейских и средиземноморских маршрутах. Да, выросли цены на продукты и покупательная способность упала.
Но если на чем и экономить, то только не на отдыхе. Для европейцев это святое и давно уже не привилегия состоятельного меньшинства. По данным страхового агентства Europ Assistance, которое восьмой год подряд проводит опросы в Бельгии, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Испании и Италии, каждая семья отложила на нынешний летний отдых в среднем 2228 евро. Семь европейцев из десяти проводят летний отпуск в июле и августе. Хотя в это время на курортах самые высокие цены на гостиницы. Также семь из десяти жителей Западной Европы не покидают ее пределов, а половина и вовсе отдыхают в своей стране. Но тех, кто живет в маленьких странах, больше влечет заграница. Только 13% бельгийцев остаются в Бельгии.
В целом растет спрос на формулу "все включено" в местах массового отдыха, особенно в Турции. Ведь удобнее сразу расплатиться и больше ни о чем не думать. Показательно, что только треть пользуются традиционными услугами агентств, а остальные организуют отпуск сами. Почти половина (47%) ищут, находят и оплачивают все услуги через Интернет. Интересно, что в Бельгии в этом году резко возрос интерес к путешествиям по США, благо доллар уже упал до 65 евроцентов. А вот голландцы, известные экономией и расчетливостью, как правило, избегают "звездных" гостиниц. Голландские номера - на большинстве белых вагончиков-"караванов", которые ползут в эти дни по европейским магистралям, раздражая любителей быстрой езды. Они отдыхают по принципу "все свое вожу с собой, останавливаюсь, где хочу, и ни за что не переплачиваю".
Увидеть же на дороге российский номер - теперь вообще событие. В гости к брюссельскому корреспонденту не раз приезжали на машинах друзья из Москвы и Санкт-Петербурга. Один из них даже умудрился за неделю объехать Европу, включая Швецию и Италию, и потом в Ростоке (Германия) погрузиться на паром до Петербурга. Он радовался скорости и расстояниям, проставляя в путевом журнале "галочки" о городах, в которых успел остановиться, порой на час или два. От Москвы до Брюсселя - 29 часов чистой езды, не считая остановок и прохождения границы (к счастью, только одной: белорусско-польской). Но на бензин теперь уходит в среднем 220 евро. Не случайно любители автотуризма из нашей страны все чаще арендуют машины на месте.Впрочем, отечественный турбизнес настроен в целом оптимистично. Как заявила "НИ" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, дороговизна путевок, доплаты за горючее и прочие неприятности на настроение отпускников, собравшихся в Европу, не сильно влияют: "Внутри страны ведь то же самое, так что пока никаких проблем со спросом на путевки у нас нет".
Гости из России в Западной Европе нередко встречают самый радушный прием, что порой приводит к довольно курьезным историям. Корреспонденту "НИ" в Польше рассказали такую весьма поучительную историю. Один из студентов факультета русской филологии Варшавского университета вместе с подругой отправился автостопом по странам ЕС. Взяли с собой только несколько консервов и 100 евро на двоих. Начали с Германии. Молодые люди заходили в первый приглянувшийся сельский дом и, сообщив хозяевам, что, дескать, они бедные и очень проголодались, просили открывашку для консервов. При этом как бы между делом сообщали, что приехали из России или Беларуси. Сердобольные хозяева приглашали парочку за стол и щедро кормили. Так псевдороссияне добрались аж до Испании. И дешево, и познавательно.
Поляки выбирают велосипеды
В Польше сезон отпусков, как и на западе Европы, начинается с 1 июля. Внутри страны основную массу отдыхающих принимают небольшие частные пансионаты и семейные гостиницы. Разброс цен в них существенный, но при настойчивом желании можно найти вполне приличную и недорогую гостиницу примерно от 30 злотых в день (около 14 долларов), где в цену проживания входит и двухразовое питание. Поскольку в стране все больше сторонников велосипедной езды, да и цены на бензин кусаются, практически на всех курортах - морских и горных - имеются велосипедные дорожки и пункты проката.
Но в последнее время все больше поляков предпочитают отдыхать в экзотических странах. Как рассказали "НИ" в Польской туристической палате, рост числа выезжающих на отдых за рубеж составляет примерно 3,5% в год и остается неизменным с момента вступления Польши в ЕС. В нынешнем году стоимость путевок выросла примерно на 15% - 20%. Это в первую очередь касается времяпровождения в Азии и Африке, причем число желающих отдохнуть в далеких краях за последние годы выросло в разы.
Ездить по Германии могут не все
Автобаны по всей Германии в эти дни парализованы автомобильными заторами. Густой поток туристов, как своих, так и транзитных, устремился к теплым морям и в экзотические страны.
Немцы живо перенимают голландскую моду - на дорогах все чаще и чаще встречаются "дома на колесах". Немалая часть из них принадлежит пожилым людям, которые не первую пятилетку подряд останавливаются на одних и тех же парковках у живописных водоемов. В таких местах, как правило, внутри страны, формируются целые городки со своей временной мэрией, полицией, коммунально-хозяйственными службами, центрами развлечений.
Нашим же соотечественникам, решившим на своих машинах попутешествовать по Германии, следует помнить следующее: здесь появляется все больше зон с жестким транспортным ограничением. Так, в центр Берлина и наиболее многолюдные районы Кельна с Ганновером, к примеру, теперь пропускают лишь авто со специальными талонами зеленого цвета. Это означает, что машина имеет усовершенствованный двигатель внутреннего сгорания, подпадающий под экологический стандарт класса "Евро-4" и "Евро-5". К таким автомобилям относятся, например, последние модели "Ауди", БМВ и "Мерседеса". Транспорт с уже устаревшими здесь стандартами "Евро-3" и "Евро-2" имеет соответственно желтую и красную карточки. В заповедные районы горной Германии на таком транспорте точно не пустят.
Кстати, отправляясь в ФРГ на своем авто, надо внимательно слушать радио. Оно здесь, зачастую по-английски, через каждые 15 минут оповещает о дислокации пробок и том расчетном времени, что придется убить на их преодоление.
Но самое неприятное - это, конечно, рост цен на бензин, литр которого, как и в других странах Западной Европы, теперь стоит 1,5 евро. Немцы возмущаются этим постоянно. А мигранты из нашей страны все громче обвиняют в ценовом "беспределе" отечественных поставщиков.
"Все эти газонефтемонополисты влияют на мою жизнь постоянно, - разговорился на автозаправке с корреспондентом "НИ" программист Максим Шахт, перебравшийся в Дортмунд из Саратовской области. - Я каждый день мотаюсь на работу собственным транспортом. Для моей "ауди" это 78 километров туда и 78 обратно. Еще три года назад компенсации от фирмы вполне хватало. Теперь же из своего кармана приходится добавлять на горючее до 200 евро в месяц. Если же благодаря России стоимость литра бензина вырастет еще центов на 50 за литр, мне выгоднее будет продать свой дом и заняться арендой жилья. Или же сменить работу".
Автомобиль дороже самолета
Самолет и автомобиль - основные виды транспорта европейских отпускников. На машине выгоднее ехать семьей или компанией. Особенно, если конечная цель маршрута расположена на расстоянии не больше тысячи километров. Одинокому же путешественнику даже и думать не надо: поездка на машине гораздо дороже, чем на самолете или скоростном поезде.
Судите сами. Проехать от Брюсселя 1300 километров до пляжей Коста-Браво в Испании в среднем обойдется в один конец 180 евро, если считать только стоимость бензина и платные дороги. А билет на самолет бюджетной авиакомпании Ryanair туда и обратно (по аналогичному маршруту) можно купить за 100 и даже за 50 евро. Вот и получается, что этим летом миллионы европейцев будут мучительно думать над тем, как и на чем отправиться в желанный отпуск.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.