БИЗНЕС В ОЖИДАНИИ ВЫСОКИХ ОЦЕНОК
Бизнес в ожидании высоких оценок
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ http://www.belgazeta.by/20080623.25/470182881 Как только активизируются процессы приватизации, остро встает вопрос об оценке бизнеса, его рыночной стоимости. Объективная оценка - действенный механизм на службе эффективного собственника, заинтересованного в ликвидности компании. В разговоре о работе белорусских оценщиков экспертами «БелГазеты» выступили заместитель директора ЗАО «ИПМ-Консалт» Инесса ПАДУНОВИЧ и начальник отдела инвестиционных проектов Владимир УВАРОВ. По словам Владимира Уварова, в «ИПМ-Консалт» основная масса заказов, связанных с оценкой бизнеса, касается частных предприятий или ОАО с долей государства. Инесса Падунович конкретизирует: оценка предприятия наиболее востребована в двух ситуациях: продажа предприятия и залог имущественных комплексов. В последнем случае нередко закладываются пакеты акций, определить стоимость которых без развитого фондового рынка можно только через оценку бизнеса в целом. Люди несведущие нередко отождествляют рыночную стоимость с балансовой, хотя первая может многократно превышать вторую. - Что касается рыночной стоимости, то существует три метода ее определения: затратный, сравнительный и доходный, - поясняет Падунович. - В рамках каждого из них есть различные методы расчета стоимости, описанные в СТБ 52.1.01-2007 и, в принципе, не отличающиеся от международных стандартов. Национальные особенности, касающиеся налогового законодательства, бухгалтерского учета и т.п., есть, но они существенно не влияют на практику оценки бизнеса. У каждого из трех методов свой инструментарий и своя сфера применения. Часто рыночную стоимость рассчитывают с учетом всех трех методов. В основе доходного метода - совокупность методик, основанных на анализе дисконтированных доходов, т.е. покупателю предлагается цена, сопоставимая с доходами, которые предприятие может принести в будущем. Затратный метод рассматривает стоимость предприятия как разницу между суммарной стоимостью его активов и заемными средствами. При этом величина активов и заемных средств зачастую корректируется. Сравнительный метод основан на анализе спроса и предложения, а также сделок с аналогичными компаниями. У каждого из методов свои сильные и слабые стороны, свои границы применения: - Например, при оценке предприятия, находящегося в стадии роста (молодая компания либо компания, реализующая инвестиционный проект), потенциальные возможности, которые могут быть достигнуты в процессе роста, в балансе на дату оценки не отражаются, потому затратный метод тут применять нецелесообразно. И тогда главным методом оценки станет доходный - расчет перспектив, открываемых данным инвестиционным проектом. Если затратный метод чреват потерей некоторых составляющих стоимости, то доходный нередко труднодоказуем и отчасти умозрителен, к тому же бесполезен при оценке бизнеса, находящегося в стадии ликвидации или банкротства. Есть проблемы и со сравнительным методом. - Не всегда можно соотнести объект оценки с объектом-аналогом, - констатирует Падунович. - Часто мы не имеем полной информации об объекте-аналоге, поэтому делаем выводы о его стоимости, принимая определенные допущения. При такой процедуре оценки не всегда можно корректно использовать ряд стандартных мультипликаторов (например, цена/прибыль, цена/выручка, цена/денежный поток). Здесь важно понимать, что подразумевать под прибылью, выручкой, денежным потоком у объекта-аналога и объекта оценки. Гибкий, вдумчивый подход не только к объекту оценки, но и к выбору предназначенных для этой процедуры методов определяет профессионализм оценщика. Естественно, собственник хочет гарантий того, что оценка его бизнеса взвешенная и объективная. Таких гарантий всего две, подчеркивает Уваров: - Во-первых, оценщик проходит аттестацию, являющуюся гарантией его знаний, необходимых для проведения оценки. Вторая, не менее важная гарантия объективности оценщика - его опыт и репутация. Некоторые компании заказывают оценку бизнеса у двух-трех оценщиков одновременно, чтобы иметь возможность сравнения и коррекции результатов. Результаты работы оценщика - не догма; в любом случае продавцу предприятия предстоит торг. Оценка бизнеса предполагает не столько фиксированную цену, сколько определенный ценовой диапазон, «от» и «до». - Рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная сумма сделки при определенных допущениях - говорит Уваров. - На основании рыночной стоимости, определенной оценщиком, партнеры ведут переговоры и договариваются о цене. Поэтому существует выражение: «Цена компании - это ее цена при заключении договоренностей о купле-продаже». Заказчик чаще всего приходит к оценщику с собственным представлением о рыночной стоимости компании. Однако, в один голос поясняют эксперты, обычно их мнения совпадают: - Понятно, что не с точностью до рубля или доллара, но если управляющий или собственник серьезно занимается бизнесом, то он имеет экспертное представление о стоимости своей компании. Уже в ходе расчетов оценщики проводят ряд встреч с руководителями предприятия, чтобы максимально учесть всю информацию, которая может повлиять на стоимость бизнеса. Нередко по мере получения дополнительной информации оценка стоимости меняется. Эксперты-оценщики работают не внутри компании, а вне ее, поэтому их деятельность нуждается в информационной поддержке заказчика. Порой оценка входит в пакет предлагаемых предприятию услуг, порой заказывается отдельно. Однако в большинстве случаев ей предшествует due diligence - комплексный аудит в интересах собственника. Минимальный срок процедуры оценки - 30 рабочих дней. На практике же получается около двух месяцев после предоставления всей необходимой информации, а иногда и больше. Срок серьезный, а рынок подвижен, и изменения на нем могут повлечь за собой перерасчет стоимости. Однако, по словам Уварова, оценщики стремятся учесть и это: - При оценке всегда закладываются риски, связанные с изменением будущего, хотя предсказать какой-нибудь «черный вторник» практически невозможно. Закладываемые в оценки риски основываются на том, что рынки резко как минимум в течение полугода-года не меняются. Если компания устойчива, то в период кризиса она может потерять какую-то долю своей стоимости, но затем, в фазе роста, наверстает упущенное. Иногда организация-оценщик содействует продаже бизнеса, хотя и без особого рвения: у нее иные задачи. По оценке Инессы Падунович, «есть на нашем рынке непонимание того, что продать предприятие не то же самое, что продать кофточку в бутике: разные объемы инвестиций, разный покупатель, разные сроки экспозиции». Так что дело не только в профессионализме оценщика, но и в самом собственнике, которому, по мере развития в Беларуси рыночных институтов, предстоит еще многому научиться. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как только активизируются процессы приватизации, остро встает вопрос об оценке бизнеса, его рыночной стоимости. Объективная оценка - действенный механ |
|