Минчане будут пить молоко и кефир только местного розлива?Столичные пищевики собираются потеснить на рынке Минска своих конкурентов из регионов. В ход может пойти пресловутый административный ресурс. По мнению генерального директора государственного производственного объединения «Управление пищевой промышленности Мингорисполкома» Глафиры Ермакович, слова которой приводит «Интерфакс», «нет экономического смысла возить продукцию, которая производится в Минске, с предприятий, расположенных за 100-400 километров от города». Мол, молоко и кефир везде производится по одним ГОСТам, а везти их из других городов более накладно. С этим, правда, не соглашаются экономисты и сами производители: если бы было невыгодно, то не везли бы. Спорить можно и насчет вкусовых качеств. К тому же, привозят же сюда украинскую, российскую продукцию (а это подальше будет) и она пользуются спросом. Доля столичных производителей на своем рынке должна быть более значительной, считает чиновник. Например, сейчас их удельный вес по мясным продуктам в общем объеме реализации составляет 19%, а по молочным — 70%. По словам Г.Ермакович, многие предприятия Беларуси хотят поставлять продукцию в Минск, что создает проблемы минским производителям. Поскольку в Беларуси переизбыток продукции животноводства, предприятия вынуждены бороться за рынки сбыта. «Нам доводятся прогнозные показатели, которые мы выполняем. Мы ищем другие рынки сбыта». Производственные мощности столичных предприятий позволяют полностью закрыть потребности розничных сетей города в продуктах питания, отметила Г.Ермакович. Но под различными предлогами торговля отказывает в пользу «более серьезных и раскрученных брендов, хотя и наши достаточно известны», отметила специалист. «Мы будем проводить активную маркетинговую работу. На административный ресурс тоже немного рассчитываем», — сказала она. Местный протекционизм, когда лоббируются интересы местных предприятий в ущерб производителям других регионов — явление в Беларуси привычное. Еще в 2005 году департамент ценовой политики Минэкономики выявил целый ряд нарушений во всех регионах страны, связанных с запретом и ограничениями на реализацию продукции, произведенной в других областях. В первую очередь это касается продуктов питания: хлебобулочных изделий, мясной и молочной продукции, мороженого, майонезной и маргариновой продукции, макаронных изделий, пива, алкоголя. Закрепленная в Конституции норма о том, что «все производимые в республике товары народного потребления должны свободно обращаться на ее территории и быть доступными для всех граждан страны», является скорее декларацией, нежели руководством к действию. Как отмечало тогда Минэкономики, свои запреты местные власти, как правило, аргументируют тем, что в их регионах есть свои производители аналогичной продукции. Все это лишает потребителей права выбора и приводит к недобросовестной конкуренции. Чтобы завоевать рынок, предприятиям нужно активнее заниматься маркетингом, раскручиванием своих торговых брендов, считают эксперты. Например, на молочном рынке в этом больше преуспели как раз предприятия из регионов (брестский «Савушкин продукт», могилевская «Бабушкина крынка»). В продвижении продукции возможно также создание коллективных брендов, считает директор центра бизнес-технологий SATIO, председатель оргкомитета профессионального конкурса «Брэнд года» Жанна Гринюк. Однако недостаточно создать бренд, надо еще создать управленческий инструмент этого коллективного бренда, изменить управленческую ментальность. В качестве примера она привела «Минскхлебпром», который объединяет 7 заводов столицы. В 2003 году была разработана торговая марка «Знатны пачастунак», которая, по ее мнению, до сих пор не стала полноценным брендом и «игнорируется входящими в объединение заводами». С точки зрения конкуренции местечковый протекционизм вредит экономике, так как препятствует здоровой конкуренции и ущемляет интересы потребителей, считает экономист Елена Ракова. Это неизменный атрибут нерыночной среды, издержки плановой экономики. Одни планы рано или поздно вступают в противоречие с другими. «С одной стороны, предприятия заставляют больше производить, наращивать вал, а с другой — те потом не знают, куда и как продать свой товар, — сказала она «Белорусским новостям». — А поскольку местные власти отвечают за выполнение прогнозных показателей, то они идут на всевозможные ухищрения, например, не пускают аналогичные товары из других областей, чтобы покупали местные. Но не этим должны заниматься чиновники». В итоге, разменной монетой таких торговых войн становятся покупатели, которые лишаются возможности выбора. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Столичные пищевики собираются потеснить на рынке Минска своих конкурентов из регионов.
|
|