ТРИ ВЕКА ОРГАНА В МИНСКЕ
Три века органа в Минске
Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20080714.28/360036281 Органистка из Полоцка Ксения Погорелая, многократный лауреат международных конкурсов, большой энтузиаст возрождения и развития органного исполнительства в Беларуси, выступила 10 июля в Минске в рамках постоянного цикла Белгосфилармонии «Шедевры мирового органного искусства». Последние концерты «Шедевров мирового органного искусства» представляли в основном зарубежных мастеров органа - в полном согласии с названием филармонического цикла. Мы слушали замечательных исполнителей из России, Польши и Франции, могли сравнить достоинства органных школ этих стран и даже отдельных исполнителей одной школы. Говорить о белорусской органной школе пока сложно: практически все известные белорусские органисты - выпускники консерваторских учебных заведений России. Но идея возрождения и развития органного исполнительства в Беларуси постоянно витает в воздухе, и Ксения Погорелая - органистка, принявшая от зарубежных гостей эстафету в столичном органном концертном цикле, - как раз является не только блестящим музыкантом, но и активным пропагандистом органной музыки. Ксения Погорелая ежегодно дает у себя в Полоцке множество концертов в Софийском соборе, постоянно участвует в фестивале органной музыки «Званы Сафii», выступает в роли организатора и члена жюри международного юношеского конкурса органистов «Гатчина-Полоцк». В Минск Ксения Погорелая приехала вместе со своим сыном Арсением Садыковым - юным, но уже громко заявившем о себе музыкантом. Талант 19-летнего пианиста был оценен жюри международных конкурсов в Житомире, Геленджике и Москве; Арсений Садыков является стипендиатом Специального фонда президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи и обладателем нескольких первых премий республиканских конкурсов. Вместе с Арсением Садыковым Ксения Погорелая исполнила «Концерт до мажор для органа и клавира» Антонио Солера и «Концерт си-бемоль мажор» Генделя в переложении для органа и клавира. Вся программа концерта была разделена на две части: в первой прозвучали сочинения для органа композиторов XIX в., таких как Регер, Боэльман, Видор, а вторая была отдана композиторам XVII и XVIII вв. - Буксехуде, Солеру и Генделю. Музыка органа в прекрасном, высокопрофессиональном исполнении мгновенно устанавливает свою власть над слушателем, подчиняет его себе и открывает древние, бесконечные миры необычайной красоты и гармонии. Так, «Готическая сюита» француза Леона Боэльмана превратила зелененький Большой зал филармонии в строгий и мрачноватый собор, с потолка которого только что не срывались летучие мыши. «Адажио и токката» из «Симфонии N5» Шарля Мари Видора представили мир поисков великого мечтателя XIX в., певца органа, стремившегося дать ему поистине симфоническую свободу. Больше всех радовались волшебным звукам органа юноши в форме суворовского военного училища. У суворовцев, видимо, начались каникулы или какие-то особенно длительные отпуска, и они активно посещают в эти дни увеселительные мероприятия, в число которых попала и филармония с концертом органной музыки. Конечно, от этих ребят трудно ожидать выдержанности и дисциплины, свойственной поклонникам серьезной музыки со стажем, - они часто довольно непосредственно выражают свои чувства от встречи с прекрасным, но и упрекать их за мальчишескую непосредственность, конечно же, не стоит. Это будущая защита мира и процветания нашей страны, и хорошо, если в формировании личности воина принимают хотя бы минимальное участие такие замечательные учителя человечества, как Дитрих Буксехуде, Георг-Фридрих Гендель, Шарль Мари Видор и Леон Боэльман. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Органистка из Полоцка Ксения Погорелая, многократный лауреат международных конкурсов, большой энтузиаст возрождения и развития органного исполнительст |
|