Фильм «Новая земля»: Дурная поделка под Тарковского или блокбастер не хуже голливудского?«Новая земля» Режиссер - Александр Мельник. В ролях: Константин Лавроненко, Марат Башаров, Сергей Жигунов, Евгений Титов, Томми Листер, Ингеборга Дапкунайте Надо признаться, что картину наши критики посмотрели еще 18 мая, задолго до ее выхода в прокат. В редакции «Комсомолки» состоялось обсуждение этого неоднозначного произведения вместе с режиссером Александром Мельником, депутатом Иосифом Кобзоном, телеведущим Михаилом Леонтьевым (текст обсуждения можно прочесть здесь). ПРОТИВ Суп из проигравшего Действие очередного российского блокбастера, внушающего священный ужас безразмерными масштабами своей бессмысленности, происходит в недалеком будущем. По мысли авторов, примерно к 2011 году тюрьмы будут переполнены настолько, что зеков вывезут на необитаемые земли Крайнего Севера, где, предоставленные самим себе, они избавят власть от необходимости о них заботиться, перемолотив друг друга в первые же минуты свободы или умерев от голода. Единственный мыслящий человек по имени Иван Георгиевич, случайно затесавшийся в это криминальное стадо, бежит от него высоко и далеко в горы. Его видавшее виды лицо имеет благородное выражение каннского лауреата Константина Лавроненко. Обычно сдержанный, он заходится в безмолвном рыдании, прижимая к груди фотографию своей погибшей семьи. Неудивительно, что он сурово расправляется со своим попутчиком поневоле, решившим на нее всласть помастурбировать. Сей молодой маньяк, в прошлом озабоченный проблемой измерения длины человеческого кишечника, оказывается на поверку неплохим парнем. С ним Иван Георгиевич и ведет нелегкую борьбу за выживание в условиях вечной мерзлоты и тотальной бескормицы. В это время оголодавшие зеки (среди них - упитанный Марат Башаров) пользуют резиновых женщин и играют в веселую зековскую игру «последний - мертвый». Из проигравшего варят суп. На новую землю переместился даже Томми Листер, запомнившийся по «Пятому элементу».Эта картина заставляет вспомнить о временах кооперативного перестроечного кино, которое сейчас возрождается у нас на совершенно другом «качественном уровне». Как и тогда, кино сейчас снимает любой, кто сумел раздобыть денег на реализацию детской мечты посидеть в режиссерском кресле. Однако снимается новое российское кооперативное кино уже не за три копейки в покосившейся декорации. А на бюджет в 15, кажется, миллионов у. е. и с экспедицией на остров Шпицберген. С участием удостоенного в Каннах приза за лучшую мужскую роль Лавроненко, а также звезд помельче, включая темнокожего участника «Пятого элемента». С целью не только сорвать кассу, но и озадачить зрителя размахом и вдумчивостью серьезной антиутопии и неизбежными отсылками к Тарковскому. При этом кино выходит столь же беспомощным и любительским, как и в перестройку. Стас ТЫРКИН ЗА Страшный сон про остров головорезов Для современного русского фильма «Новая земля» необыкновенно тщательно проработана в плане звука и «картинки». Оператор Игорь Демин получил абсолютно заслуженный приз на «Кинотавре»; в техническом плане это настолько вылизанное, богатое, почти голливудское кино, что трудно поверить, что его снимал и монтировал режиссер-дебютант. Ко всему прочему Александр Мельник очень неплохо работает с актерами. Это касается и Андрея Феськова, прекрасно сыгравшего юного маньяка, одержимого собственными фантазиями о загробной жизни («в аду буду пытки придумывать»), и Лавроненко, весьма удачно вписавшегося в предложенный ему образ. Его герой, чья история вдохновлена историей Виталия Калоева, в приступе бешенства перестрелял нескольких диспетчеров в аэропорту и получил пожизненный срок. Опомнившись, понял, что после его кровавой мести мир стал только хуже, - и в качестве наказания оказался в мире людей, которые вообще не задумываются о последствиях своих действий, легко и почти с удовольствием перегрызая глотки ближним... Борясь за выживание в условиях вечной мерзлоты, герой Константина Лавроненко остается настоящим человеком.«Новую землю» некоторые критики уже успели назвать антиутопией, а другие - обнаружить в ней множество религиозных и даже геополитических смыслов. Выковырять все это из «Земли» можно: режиссер действительно заложил в нее кое-какой философский изюм. Но это довольно неблагодарное занятие: «Земля» принадлежит к древнему жанру гиньоля, кровавой и жестокой истории, на которую зрители идут не для того, чтобы нравственно очиститься или испачкаться, а просто для того, чтобы почесать себе нервы. Именно так эта лента с ее бесконечными перерезанными глотками и феерической пиротехникой будет прочитана аудиторией: как страшный сон, который вроде бы и противен по своей природе, но который после пробуждения вспоминаешь с определенным любопытством. Денис КОРСАКОВ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Спорную кинокартину обсуждают обозреватели «Комсомолки»
|
|